Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Преподобномученица Мария Гатчинская (1874–1932)

монахиня (Лидия Александровна Лелянова)

Дни памяти
4 (17 апреля); Собор Санкт-Петербургских святых – третья неделя по Пятидесятнице
Храмы
Павловский собор, г. Гатчина

 

Преподобномученица Мария родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье владельца сургучной фабрики, купца Александра Ивановича Лелянова и в крещении была наречена Лидией. Семья жила неподалеку от Новодевичьего монастыря рядом с Преображенской церковью на Забалканском проспекте. Отец скончался, когда Лидии исполнилось три с половиной года, а ее сестре Юлии полтора года, и они остались на попечении матери и старших братьев.

Лидия училась в женской гимназии, но незадолго перед ее окончанием она заболела энцефалитом, вследствие чего у нее развилась болезнь Паркинсона, а затем ревматизм и подагра. Сдавать выпускные экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Родные предприняли много усилий, чтобы помочь девушке, показывали ее знаменитым отечественным докторам, возили за границу для консультаций с европейскими специалистами, но никто не смог ей помочь.

В 1912 году болезнь приняла тяжелые и неизлечимые формы, и на следующий год по совету врачей семья переехала в город Гатчину. В течение двадцати лет Лидия неподвижно лежала на спине, любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль. Но Лидия не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию, которой она вполне и покорилась; благодаря этим страданиям, она научилась непрестанно молиться и приобрела память смертную. После того как мать и братья скончались и Лидия осталась жить с сестрой Юлией, им стали помогать поселившиеся у них в квартире единомысленные с ними православные женщины. Кроткую больную часто посещало духовенство, у ее постели служились молебны, и даже образовался кружок женщин, которые пели на молебнах уже не только у нее дома, но и в храмах. При полной неподвижности тела и даже лица, способность речи у Лидии сохранилась: она говорила с полузакрытым ртом, как бы сквозь зубы, стараясь произносить слова медленно и раздельно, чтобы быть правильно понятой.

Долгое и смиренное терпение тяжких скорбей очистило душу праведницы, и Господь наделил ее дарами прозорливости и духовного утешения. Со временем к ней стало приходить много народа, чтобы испросить совета и с просьбой помолиться; приходили не только миряне, но и священники, и архиереи. Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский)* благословил постричь подвижницу в монашество. В 1922 году в городе Гатчине на подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря в храме Покрова Божией Матери при огромном стечении народа архимандрит Александро-Невской Лавры Макарий (Воскресенский) постриг ее в мантию с именем Мария.

Каждый день ее посещало множество народа; люди ожидали очереди в прихожей, многие приносили ей продукты и деньги, которые она в свою очередь раздавала нуждающимся. По воспоминаниям профессора Ивана Михайловича Андреева, монахиня Мария имела огромный дар утешения и исцеления скорбящих душ. Вот «юноша, унывавший после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший о смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая»1.

Посетивший монахиню Марию в марте 1927 года профессор Иван Андреев пожаловался ей на одолевавшую его тоску, которая длилась иногда до нескольких недель и от которой он не знал средства избавиться. «“Тоска есть крест духовный, – ответила ему монахиня Мария, – посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, то есть после покаяния впадают в прежние грехи… А потому – только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое душевное страдание: надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или – со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть… подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой – в умиление прийти надо, а тогда – тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся…”

От этих слов матушки Марии у меня в душе точно кто операцию сделал и удалил опухоль духовную… И вышел я другим человеком»2, – вспоминал профессор.

Незадолго перед своим арестом и мученической кончиной у подвижницы побывал митрополит Петроградский Вениамин, который, подарив ей свою фотографию, написал: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного»3.

В начале 1932 года безбожники приступили к арестам монахов и монахинь ранее закрытых монастырей.

«В условиях обостренной классовой борьбы и ожесточенного сопротивления, оказываемого контрреволюционными элементами развитию социалистических форм хозяйства, активную роль играют церковники… пытаясь всяческими способами противодействовать и мешать делу социалистической стройки… – писали сотрудники Ленинградского ОГПУ. – Несмотря на то, что монастыри в разное время были официально закрыты, – монахини… этих монастырей поддерживали их в скрытом виде и представляли из себя хорошо организованные группы контрреволюционного и антисоветски настроенного реакционного монашества, которые группировали вокруг себя контрреволюционные элементы, как-то: бывших людей, кулаков, лишенцев, полицейских и т. д.

Общежития монахинь скрытых монастырей посещались в большом количестве как местным населением, так и приезжими из других районов. Среди этих посетителей… монахини вели антисоветскую агитацию и распространяли провокационные слухи, направленные против советской власти и мероприятий таковой.

В целях предотвращения дальнейшей антисоветской работы контрреволюционных групп монашествующих Ленинградским оперсектором ОГПУ в феврале… 1932 года была проведена операция, в результате которой арестованы…»4 семьдесят шесть человек.

«Закрывшееся в 1922 году… Покровское подворье Пятигорского женского монастыря фактически продолжало существовать до последнего времени, причем монахини указанного подворья, продолжавшие проживать в домах подворья, своею жизнью, как духовной, так и бытовой, ни в чем не изменились»5.

«Духовно монахини ликвидированного подворья… группировались около так называемой матери Марии, болеющей ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет настолько в сильной форме, что больная находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни… Ее посещают в большом количестве посетители не только из городского населения, но и крестьяне и приезжие из разных мест с целью получить от нее совета, как поступать в тех или иных постигших их неудачах…»6

Монахиня Мария была арестована 19 февраля 1932 года. При аресте двое сотрудников ОГПУ подошли к постели монахини и, ухватив ее за вывернутые руки, поволокли по полу и по земле, а затем, раскачав за руки и за ноги, забросили в кузов грузовика. Однако нахождение монахини Марии в тюрьме из-за ее болезни было в то время невозможно, и ее поместили в тюремную больницу, здесь следователь и допросил ее. Подтвердив, что она является сторонницей митрополита Иосифа (Петровых), монахиня Мария сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за советскую власть, – ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится кто сам хочет… Я считаю, что за власть молиться нужно в том случае, если это власть»7. Свидетели, допрошенные следователями ОГПУ, единодушно показали, что в городе и окрестностях монахиню Марию все считают святым человеком, наделенным от Бога даром прозорливости. 22 марта 1932 года Выездная сессия Коллегии ОГПУ приговорила монахиню Марию к лишению «права проживания в Московской, Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском округе, Северо-Кавказском крае, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском районе, на Урале и пограничных округах сроком на три года… с прикреплением к избранному месту жительства»8.

Монахиня Мария скончалась 17 апреля 1932 года в тюремной больнице в Петрограде и была погребена на Смоленском кладбище.

 

* Священномученик Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский); память празднуется 31 июля/30 августа.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель». Тверь. 2006. С. 27-32

 

Примечания

1 Протопресвитер М. Польский. Новые мученики Российские. Джорданвилл, 1957. Т. 2. С. 255.

2 Там же. С. 256.

3 Там же. С. 255.

4 УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-8894. Т. 2, л. 480.

5 Там же. Л. 454.

6 Там же. Л. 456.

7 Там же. Л. 376 об.

8 Там же. Л. 580.

http://www.fond.ru/userfiles/person/364/1294314509.pdf

 

Тропарь, кондак, величание преподобномученицы Российской XX века

Тропарь, глас 5

Христа Господа Иисуса верная ученице,/
Церкве Российския избранная агнице,/
Христа Господа Иисуса верная ученице,/
Церкве Российския избранная агнице,/
преподобная страстотерпице (имярек),/
легкое иго и язвы Его любовию носящи,/ 
лествицею мучений/ к Нему, яко Небесному Жениху, востеклаеси,/
Егоже моли сохранити в благочестии люди Российския//
и спасти души наша.

 

Кондак, глас 4

Яко крин багряновидный,/
посреде терний безбожия/
в земнем отечестве твоем процвела еси,/
преподобномученице (имярек) честная,/
подвиги воздержания страданием украсивши,/
востеклаеси к Небесному Жениху Христу,//
Иже увенчатя красотою славы нетленныя.

 

Величание

Величаем тя,/
страстотерпице преподобная мати (имярек),/
и чтим честная страдания твоя,/
яже за Христа/ во утверждение на Руси Право­славия//
претерпела еси.

Посетивший монахиню Марию в марте 1927 года профессор Иван Андреев пожаловался ей на одолевавшую его тоску, которая длилась иногда до нескольких недель, и от которой он не знал средства избавиться. "Тоска есть крест духовный, – ответила ему монахиня Мария, – посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, то есть после покаяния впадают в прежние грехи… А потому – только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое душевное страдание: надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или – со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть… подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой – в умиление прийти надо, а тогда – тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся…”

*

В течение двадцати лет Лидия неподвижно лежала на спине, любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль. Но Лидия не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию, которой она вполне и покорилась; благодаря этим страданиям, она научилась непрестанно молиться и приобрела память смертную. После того как мать и братья скончались и Лидия осталась жить с сестрой Юлией, им стали помогать поселившиеся у них в квартире единомысленные с ними православные женщины. Кроткую больную часто посещало духовенство, у ее постели служились молебны, и даже образовался кружок женщин, которые пели на молебнах уже не только у нее дома, но и в храмах. При полной неподвижности тела и даже лица, способность речи у Лидии сохранилась: она говорила с полузакрытым ртом, как бы сквозь зубы, стараясь произносить слова медленно и раздельно, чтобы быть правильно понятой.

*

Каждый день ее посещало множество народа; люди ожидали очереди в прихожей, многие приносили ей продукты и деньги, которые она в свою очередь раздавала нуждающимся.

*

После ареста монахиню Марию поместили в тюремную больницу, здесь следователь и допросил ее. Подтвердив, что она является сторонницей митрополита Иосифа (Петровых), монахиня Мария сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за советскую власть, – ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится кто сам хочет… Я считаю, что за власть молиться нужно в том случае, если это власть».

Свидетели, допрошенные следователями ОГПУ, единодушно показали, что в городе и окрестностях монахиню Марию все считают святым человеком, наделенным от Бога даром прозорливости. 

*

С заключенным на Соловки отцом Петром мать Мария поддерживала переписку. Она диктовала свои письма сестре Юлии. Из одного из писем мы узнаем, что и после ареста отца Петра кружок вокруг матери Марии продолжал существовать, а также, что ее физические страдания невероятно усилились, и даже любое прикосновение вызывало сильную боль. «Сестра и птенцы низко кланяются, поздравляют, целуем твою отеческую руку. — Говорится в письме. — Скажу несколько слов о себе. Здоровье сильно ухудшилось; чувствуется болезненность во всем, стала недотрога, но всё же Господь милостив ко мне».

 

http://www.fond.ru/userfiles/person/364/1294314509.pdf

5 апреля 1874 г. – родилась в семье владельца сургучного завода Александра Ивановича Лелянова, получила в крещении имя Лидия.

1890 г – в шестнадцать лет Лидию поразил тяжелый недуг — болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом.

1912 г. –  семья переехала в г. Гатчину.

1922 г. – постриг в мантию с именем Мария.

19 февраля 1932 г. – арестовали мать Марию с сестрой Юлией Александровной.

17 апреля 1932 г. – мать Мария умерла в госпитале.

17 июля 2006 г. – канонизирована Русской Православной Церковью, включена в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века по представлению Санкт-Петербургской епархии.

26 марта 2007 г. – мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга и помещены в Гатчинском Павловском соборе.

19 апреля 2007 г. – в Павловском соборе г. Гатчины состоялось всенародное прославление мц. Марии Гатчинской.

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих Новомучеников и Исповедников Российских протопресвитер Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние». ?

*

Вдова вице-адмирала Сильман на следствии показала: «Живу я в городе Красногвардейске [Гатчине] 25–26 лет, за это время уже давно слышала, что в городе по улице К.Маркса [Багговутовской] живет Мария, которая слыла в городе как исцелительница и святая. Нередко меня останавливали прохожие и священники и спрашивали, где живет святая Мария». ?

*

Живую картину служения монахини Марии запечатлел в своих воспоминаниях профессор Иван Михайлович Андреевский, побывавший в марте 1927 года у праведницы и получивший от нее духовную помощь. Сила слов и молитвы матери Марии была такова, что посетитель, по его собственному признанию, вышел от нее «другим человеком». Андреевский, сам получивший утешение от матушки Марии, был также свидетелем ее чудесного воздействия на других. «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам, решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая». И таких людей были не десятки, а многие и многие сотни. ?

1. http://e-vestnik.ru/analytics/prepodobnomuchenitsa_mariya_gatchinskaya_3242/

 

Письмо свящ. Петру Белавскому в  Соловецкий концлагерь

Христос посреде нас! Возлюбленный Дорогой мой Отец! Как ты порадовал меня своей всесторонней весточкой, но зачем удивляешься, что меняется у тебя на­строение; посмотри на прекрасное небо: сейчас оно чистое и голубое, но вот являются огромные в нем об­лака, точно белоснежные глыбы, прикреплённые к небесному своду. Вот и это сменяется белыми барашками, и вдруг появляются чёрные тучи с медным отливом, довольно скоро оне сгущаются, в природе темно, у всего живого Mipa делается тревожное состояние: туча давит мозг и сжимает сердце. Но вот поднялся ветер, грянул гром и полил обильный дождь. Небо прояснилось, выглянуло солнышко, воздух очистился, повеяло прият­ной свежестью, всё оживилось и человек воспрянул духом. Не то ли самое бывают с нами, в нашей внутренней природе? Не то ли самое испытываешь ты, родной, многие и я вот, неключимая. Когда после проли­тых горячих слёз очищается наше сердце и становится легко? О, как много милости у Всемогущего! Вчера видела твою дорогую матушку; она выглядит хорошо, а главное, спокойна. Конечно, её много уте­шают детки, да такие интересные, как ваши. Асенька большое утешение для родителей, а Шурочка по мало­летству интересна и забавна. Как хорошо, что для тебя время бежит. Не знаю, когда придёт моё письмо, быть может, на Пасху? И я заранее с тобою христосуюсь, дорогой мой Отец.
Сестра и птенцы низко кланяются, поздравляют, целуем твою отеческую руку. Скажу несколько слов о себе. Здоровье сильно ухудшилось; чувствуется болез­ненность во всём, стала недотрога, но всё же Господь милостив ко мне. Счастье и вас не оставило на севере, счастье в том, что живёте среди природы. Природа — это родная мать, которая воспитывает нас, утешает и радует. Сейчас оттаяли мои стёкла, и я через моё ма­ленькое окошечко вижу частичку природы; в этом боль­шое успокоение.
Дух дышит везде, и не было ни одного дня, чтобы не вспоминали тебя; но всё же хочется воочию видеть, поговорить и послушать. Да будет всё святое и сильное с тобой, мой дорогой и любимый Отец. Не забывай всех и меня молитвенно вспоминай.
С христианской душой любяшая тебя Лидия. Низкий поклон о. В. (видимо, о. Василию Верюжскому — Ред.) с самыми лучшими пожеланиями, прошу и его, хоть из­редка, вспоминать. 

22 Февраля 1931 г.

http://www.pravoslovo.net/tekstovi/drugi/maria.html

 

Назад

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

Церковный вестник

ПСТГУ

  1. Мария Гатчинская
  2. Протопресвитер М. Польский. Новые мученики Российские. Джорданвилл, 1957. Т. 2. С. 254-257.
  3. Возвращение. 1995. № 3/7. В.В. Антонов. Она имела дар утешения… С. 44-48. Православная Русь. 1996. № 9. С. 12.
  4. УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-8894.
  5. «Смертию прославившая Христа» (Православный Санкт-Петербург), №6(258), 2013 г. (авт.И.Рубцова) 
  6. Рябова О. Протоиерей Петр Белавский// Московский журнал. 1997. N 12.  С.43.
  7. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с.  С.150-151.
  8. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с.  С.150-151. 
  9. Людмила Ильюнина. Матушка Мария Гатчинская// Со-весть. 1995. июль. N 6.  
  10. Блаженные Санкт-Петербурга: От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской. СПб.: Изд-во "Воскресение", 2002. С.282-285.