Священномученик Александр Сахаров (1873–1927)

Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Александр Сахаров (1873–1927)

протоиерей

Дни памяти
25 июля (7 августа); 10 (23) августа – Собор новомучеников и исповедников Соловецких
Храмы
Духовная Академия, храм Архангела Михаила в Малой Коломне (взорван)

Священномученик Александр Сахаров родился в 1873 году в Санкт-Петербурге в семье полкового священника протоиерея Николая Сахарова. После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии был рукоположен в сан священника, затем возведен в сан протоиерея.

В начале двадцатых годов он служил в храме Михаила Архангела в Санкт-Петербурге. В январе 1924 года по "делу о православных братствах" в ОГПУ поступил донос от обновленцев, в котором говорилось, что протоиерей Александр Сахаров проповедовал с амвона, чтобы верующие не шли за этим правительством, так как советская власть временна, и что со смертью Ленина народ избавился от одного из антихристов. Протоиерей Александр был арестован, допросы длились полгода, виновным себя священномученик не признал. Особое Совещание при ОГПУ приговорило отца Александра к трем годам заключения в Соловецком концлагере, оттуда ему не суждено было вернуться.

Протоиерей Александр Сахаров скончался 7 августа 1927 года и был погребен в безвестной соловецкой могиле.

Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г.

Игумен Дамаскин (Орловский)

«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия.

Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6» Тверь. 2002. С. 139

 

http://www.fond.ru/userfiles/person/580/1285007716.pdf

 

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3 

Церкве Русския столпе непоколеби­мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На­чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

  

Кондак, глас 2 

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра­данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на­шим.

 

Величание 

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

26/09/1924 Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
Приговор 3 года концлагерей 
Дело Д.П-82582 архива УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл.
Проходил по "делу о Православных Братствах".
Виновным себя не признал, сказав: "Проповеди я говорил почти на каждой службе, но только на евангельские темы, не затрагивая политических вопросов и общественных деятелей. Может быть, кому-то из моих слушателей в моих проповедях действительно показалось  что-либо антисоветским, но я вас уверяю, что этого не было никогда".

Страница в Базе данных ПСТГУ: о. Александр Сахаров

1873 г. — родился в Санкт-Петербурге в семье полкового священника.

Закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, служил в храме Архангела Михаила в Малой Коломне.

1924 г. — арестован по делу о православных братствах, приговорен к трем годам заключения в Соловецком концлагере.

7 августа 1927 г. — скончался в Соловецкм концлагере, место захоронения неизвестно.

В Коломне рядом с нами стояла прекрасная церковь, и не только как архитектурный памятник, но особенно — как духовно-историческая святыня. В ней было средоточие главнейших событий Божественного Мира: Рождество Христово и Воскресение Христово. В церкви было пять приделов. Из них три находились на верхнем этаже: главный в честь Воскресения Христова, справа от него — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, слева - в честь Архистратига Божия Михаила. Внизу располагались приделы: справа в честь Крестителя Господня Иоанна, слева — в честь Святителя и Чудотворца Николая. Слева от придела Святителя Николая несколько ступенек вниз вели в Вифлеемский вертеп, где на полу была изображена золотая звезда. Над нею висело множество больших разноцветных лампад, а на стенах размещались иконы 12-ти Апостолов. Далее налево одна ступенька вниз вела к белым мраморным яселькам Младенца Христа. Этот вертеп являлся точной копией Вифлеемского, где родился наш Спаситель. Он был единственным в России. Церковь Воскресения Христова (она же Михаила Архангела) гармонично объединяла окружающие улицы и стояла как опорный Святой Столп посреди Малой Коломны. В эту церковь я ходила с 1922 по 1930 год включительно, то есть почти 10 лет. Отмечу отдельные моменты из жизни церкви, которые мне запомнились. Особенно запомнились Рождественские и Пасхальные службы. Рождественская начиналась в 4 часа утра, Пасхальная, как обычно, в 12 часов.

Помню батюшек, которые служили в храме. Все они проживали в домах напротив церкви. Протоиерей Александр Сахаров (жил в доме 7/2 по Упраздненному переулку, ныне — переулок Володи Ермака) часто приходил к нам после службы к вечернему чаю. Протоиерей Николай (проживал в д.4 по Витебской ул., на 2-м этаже), вместе со своим сыном, мальчиком лет 14–16, приходил к нам и еще к 5–6 семьям, проживавшим в нашем доме, прославлять Рождество и Пасху Христову. Помню о.Василия, регента о.Михаила. Все они пострадали за веру Христову.

Часто в нашем храме в Воскресные и Праздничные дни служил епископ Петергофский Николай (Ярушевич), впоследствии митрополит. На исповедь стояли цепочкой, друг за другом. Исповедь принималась индивидуально. Помню стоящую на возвышении посреди нижнего храма под нарядной сенью Величественную Плащаницу. Мама всегда следила, чтобы мы, дети, приложились к Святой Плащанице натощак. Затем возвращались домой позавтракать, и шли в школу. Приближались мы к Плащанице со страхом, чувствовали, что подходим к такой Великой Святыне — Самому Господу, пострадавшему за нас. Очень радостно и светло было, когда мы несли домой свечечки и вербочки накануне Вербного Воскресения. Вся наша семья жила Церковью.

Помню, как в 1927 году по дороге к Аларчину мосту увидела, что все улицы вокруг храма запружены народом: составлялись списки кто за «Сергианцев», кто за «Тихоновцев». Больше было за «Тихоновцев». Помню, как долго раскачивали главный купол храма в честь Воскресения Христова, с четырех сторон, толстыми канатами. Стоявший вокруг храма народ плакал. Самого падения купола я не видела, так как спешила на занятия в университет. Эта церковь была для нас светочем, всех объединяющим. Часть ее икон потом попала в Никольский собор:св. мученик Трифон, Тихвинский образ Божией Матери, образ Божией Матери «Утоли моя печали» и другие.

15.09.2007г. Татьяна Николаевна Алихова

http://nash-hram.spb.ru/vospominanie.htm

 

21 июня 2009 года состоялся чин освящения поклонного креста, сооружённого на месте взорванного храма. Возможно, внизу под толщей земли еще сохраняется нижний пещерный храм Рождества Христова, который, может быть, посильно возродить.

Храм в честь Воскресения Христова, Рождества Христова и Михаила Архангела (таково его полное название) был построен в русско-византийском стиле на народные средства по проекту архитектора Николая Ефимова в 1859 году. При нем действовали Общество вспоможения бедным, богадельня и детский приют.

http://nash-hram.spb.ru

Православная энциклопедия

ПСТГУ

  1. Минувшее: Исторический альманах. 15. М.; СПб.: Atheneum: Феникс, 1993. 656с.; ил.  С.539,613.
  2. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999.  С.99. 
  3. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.  
  4. Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001г. Издание Соловецкого монастыря.  
  5. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с.  С.12-13. 
  6. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с.  С.12-13. 
  7. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2.  С.227. 
  8. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. 

 

Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской о бл. Арх. No П-82582.