Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Владимир (Богоявленский) (1848–1918)

митрополит Киевский и Галицкий

Дни памяти
25 января (7 февраля)
Храмы
 Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

В миру Василий, родился 1 января 1848 г. в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность.

После Духовного училища и семинарии в Тамбове он в 1874 г. окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и получил назначение преподавателем в родную семинарию. 31 января 1882 г. Василий Никифорович Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова и вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он в полноте проявил административные способности и стяжал любовь и уважения клира и мирян.

В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 г. принял иноческий постриг с именем Владимир, на следующий день был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря, а в октябре того же года - настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом.

3 июня 1888 г. в Александро-Невской лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (+ 1892 г.) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Преосвященный Владимир проявляв постоянную заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян.

19 января 1891 г. святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру. В то время губернию поразила эпидемия холеры и неурожай. Власть терялась и первый пошел к народу с крестом в руках епископ Владимир, явившись в тяжелую минуту его истинным печальником и крепкой нравственной опорой. Святитель повсюду стремился быть вместе с паствой: совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. В те тяжелые дни владыка Владимир много внимания уделял и духовному образованию, катехизации населения.

С 18 октября 1892 г. в течение шести лет святитель Владимир управлял Грузинским экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Возглавляя Тбилисскую кафедру, он неустанно трудился над духовным просвещением разноплеменного населения, укреплением и распространением православной веры на Кавказе. В результате его неутомимых трудов было построено и возобновлено более ста храмов, в том числе много старинных, заброшенных; открыто свыше 300 церковноприходских школ, устроена Духовная семинария в Кутаиси.

С 21 февраля 1898 г владыка Владимир - митрополит Московский и Коломенский.

Будучи духовным руководителем великой княгини Елизаветы Феодоровны (1918 г., память 5/18 июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских), митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители.

23 ноября 1912 г. высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав первенствующего члена Священного Синода.

Святейший патриарх Тихон позднее так говорил о деятельности владыки Владимира в тот период: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это не сопровождалось».

Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние «распутинщины», явственно ощущалась гибельность последствий ее проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Распутина святитель Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 г. переведен в Киев.

Октябрьский переворот 1917 г. вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия.

С приходом в Киев гражданской войны и захватом большевиками города начались невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской лавры.

25 января 1918 г. вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Найденное братией его тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран. Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти (Откр. 12, 11).

Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 г. и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6507.htm

 

Тропарь, глас 2-й

Веры православныя непорочный блюстителю и заповедей Христовых усердный исполнителю, священномучениче Владимире, Христа всем сердцем возлюбив, паству твою до?бре упасл еси?, незло?биво мученическую смерть прия?л еси?. Сего? ради в вечной славе пребывая, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4-й

Образ Христова милосердия являя, покров и защищение пастве твоей был еси?, святи?телю отче Владимире, в кротости страдания приемля, безбожных мучителей, благословляя, простил еси. Тем же и нам испроси у Христа Бога дух ми?рен и ве?лию милость.

Молитва священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире!
Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя.
Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся.
Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия.
Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни.
Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши.
Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление.
Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

С 18 октября 1892 года в течение шести лет святитель Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Возглавляя Тбилисскую кафедру, он неустанно трудился над духовным просвещением разноплеменного населения, укреплением и распространением православной веры на Кавказе.

Совершая частые поездки по епархии, святитель не только проповедью, но еще более своей благочестивой жизнью возвещал клиру и мирянам слово Божие.

В результате его неутомимых трудов было построено и возобновлено более ста храмов, в том числе много старинных, заброшенных; открыто свыше 300 церковноприходских школ, устроена Духовная Семинария в Кутаиси.

*

С 21 февраля 1898 года Владыка Владимир - митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты.

*

Будучи духовным руководителем Великой княгини Елисаветы Федоровны (прославлена в лике святых в 1992 году), митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители в Москве на ул. Б. Ордынке.

*

Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников писал: "Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, Владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904 - 1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви".

*

23 ноября 1912 года Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода..

Святейший Патриарх Тихон позднее так говорил о деятельности Владыки Владимира в тот период: "Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это не сопровождалось".

Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние "распутинщины", явственно ощущалась гибельность последствий ее проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Распутина святой Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 года переведен в Киев.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life355.htm

*

«Я привык бывать там в качестве гостя, но я человек не этикетный, могу не прийтись там «ко двору»; там разные течения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости».

Митрополит Владимир о переводе из Москвы в Петербург

*

«Две силы в мире ведут борьбу из-за господства, – это сила добра и сила зла, и первая всегда встречала и встречает препятствия со стороны последней. Доказательством сему – Сам Господь, заплативший Своею кровию за любовь к человеческому роду, доказательством тому и целый сонм мучеников, пострадавших за имя Христово. И, однако, не тот прав, кто с отчаянием говорит: “все погибло, ничто уже не поможет”, но прав наш Спаситель, Который говорит: жатва многа. Не тот прав, кто везде и всюду видит только зло и неисправимую порчу нравов, но тот, кто усматривает в людях черты, которыми Господь все еще привлекает к Себе народ Свой вопреки всякому противодействию со стороны людей. Так думал, так и поступал и Сам Спаситель. Он никогда не доходил до уныния и отчаяния. Он узнавал черты божественного образа и в самых отъявленных и отверженных грешниках, Он не обходил Своим вниманием и участием и фарисеев, и саддукеев. Он имел любовь к людям, которая всему верует, вся уповает и вся терпит. Только такая любовь имеет ключ к сердцу человека…»

Митрополит Владимир, из проповеди 16 июня 1902 г.

«Я никого и ничего не боюсь,— говорил он.— Я во все время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось...»

Митрополит Владимир, ноябрь 1917 г.

01.01.1848 – родился в с. Малая Моршка Тамбовской губ. в семье священника;

1874 г. – окончил Тамбовскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию;

13.01.1882 – рукоположен во священники (г. Козлов, Покровская соборная церковь);

08.02.1886 – монашеский постриг;

03.06.1888 – хиротония во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии;

19.01.1891 – епископ Самарский и Ставропольский;

18.10.1892 – хиротония во архиепископа Карталинского и Кахетинского;

21.02.1898 – митрополит Московский и Коломенский;

23.11.1912 – митрополит Санкт-Петербургский (Петроградский) и Ладожский;

23.11.1915 – митрополит Киевский и Галицкий;

25.01.1918 – арест и расстрел.

«Это был святитель, поражавший нас, молодых служителей Церкви, своей великой любовью к благолепной службе Божией, усердием к делу проповеди... Народ вспоминал служения его десятки лет, и высшей от народа похвалой служителям Церкви бывали слова: “Ты служишь, как Владыка наш Владимир”...

Епископ Серафим (Александров) о времени служения владыки в Самаре

*

«Но это смирение, эта скромность, застенчивость соединены были в нем с горением духа. На нем исполнились слова Св. Апостола Павла: «Работайте Господеви, духом горящее (Рим. 2, 11)». Он действительно горел духом, пламенел ревностию по Дому Божию, которая снедала его. Эта ревность выражалась, прежде всего, в неустанном проповедовании слова Божия. Самая манера его проповедования свидетельствовала об этом горении духа. Слабый, болезненный телом, с тихим голосом, он во время произнесения проповедей преображался, воодушевлялся, голос становился крепким и силою горячего слова он пленял умы и сердца слушателей. Будучи сам усердным служителем слова Божия и проповедником, он и пастырей церкви побуждал проповедовать.»

Митр. Арсений Стадницкий. Речь на торжественном заседании Священного Собора, посвященном памяти мученически скончавшегося митрополита Киевского Владимира (Богоявленскаго), 15 (28) февраля 1918 года «Прибавления к Церковным ведомостям». Пг., 1918. № 9-10.

*

«Он все переносил с редким, поразительным терпением, незлобием, спокойствием, непоколебимой твердостью. Кто и когда видел его гневающимся, раздражающимся, мстящим или преследующим своих врагов?»

Профессор Киевской Духовной академии протоиерей Феодор Титов

*

«Мало кому ведомо, что покойный был поэт в душе, чрезвычайно любил природу, ценил красоту, любил стихи и до старости сам составлял стихотворения. Помню, раз утром, в вагоне, при переезде из Петрограда в Москву, куда он возвращался на пасхальные дни, в бытность еще мит­рополитом Московским, он признался, что так любит Москву, так рад приезду своему, что всю ночь спал тревожно, и чувства радости и любви к Москве выразил в составленном длинном стихотворении, которое тут же и прочитал нам.»

Протоиерей Иоанн Восторгов о митрополите Владимире

*

«Прежде всего в Москве и в епархии была введена и оживлена церковная проповедь, открыты для народа после вечерен с молебствиями и акафистами внебогослужебные собеседования с раздачею религиозно-назидательных брошюр, заведены особые религиозно-просветительные и назидательные чтения для народа, для детей улицы, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции. Высоко ценя специальную миссию в Церкви, имеющую целью борьбу с расколом, сектами, социализмом и атеизмом, владыка открывает четыре должности епархиальных миссионеров, заводит специальные миссионерские беседы с отщепенцами от Церкви, открывает многочисленные народно-миссионерские курсы... куда... он сам приезжает и до 11 часов ночи проверяет успехи курсистов из фабричных рабочих, насаждает церковно-народные хоры, учреждает: миссионерское Братство во имя Воскресения Христова и его отделы в епархии, специальный Московский Епархиальный Миссионерский Совет, Братство святителя Алексия при Чудовом монастыре, расширяет деятельность противораскольничьего Братства святителя Петра, открывает ежегодные епархиальные миссионерские курсы для духовенства епархии. С целью парализовать натиск сектантства на высшие учебные заведения владыка учреждает “Златоустовский религиозно-философский кружок учащихся” и “Женские богословские курсы”. Развитие сектантства в России привело владыку к мысли о насущной потребности приспособить и нашу высшую духовную школу к служению Православной миссии. И вот он с 1907 года усиленно заботится об открытии в Московской Духовной академии специальной кафедры по “Истории и обличению сектантства”. Заботы владыки увенчиваются успехом, и такие кафедры открыты... во всех духовных академиях, что составляет величайшую заслугу Московского митрополита Владимира перед Церковью...
     Духовная школа имела во владыке поистине своего отца. Он часто посещал духовно-учебные заведения, заботился и об их материальном благополучии. Он устроил здания для Перервинского духовного училища, переустроил здания духовных училищ Заиконоспасского и Донского, а также и женского Филаретовского, открыл третье женское епархиальное училище при Московском Скорбященском монастыре, построил дом для квартир преподавателей Московской Духовной семинарии... Особою любовью согревая церковноприходскую школу, Владыка устраивал курсы для учительского персонала этих школ, всеми мерами улучшал их материальный быт... Преподавание Закона Божия в светских учебных заведениях всегда было близко сердцу владыки, и он созывал съезды законоучителей для обсуждения насущных нужд по данному предмету».

Миссионер Московской епархии Иван Георгиевич Айвазов

http://kotlovka.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1953:1747&catid=17&Itemid=101

Слово на Новый год. "Самар. ЕВ" 1892, № 1, с. 21.

Слово в 6-ю Неделю по Пятидесятницы. "Самар. ЕВ" 1892, № 11, с. 614.

Речь при вручении жезла Преосв. Трифону 1-го июля 1901 г. "Приб. к "ЦВ" 1901, № 29, с. 1071-1019.

К неверующим и маловерующим. М., 1901.

Слово, произнесенное пред началом нравственно-религиозных чтений для рабочих г. Москвы. "Приб. к "ЦВ" 1902, № 48, с. 1675-1679.

Слово в день Пятидесятницы. "Приб. к "ЦВ" 1905, 3 27, с. 1105-1106.

Беседы на семь слов Спасителя с креста. СПб., 1899. Письмо Владимира епископа Самарского. "Мисс. Обозр." 1901, март, с. 217.

Против отрицающих почитание святых. М. 1906, отдельный оттиск из № 8 журнала "Вера и Церковь" за 1902 г.

Где истинное счастье - в вере или неверии. СПб., 1905. "Голос Церкви", 1914, январь-июнь.

"О труде и собственности". Москва, 1905. "Голос Церкви" 1912, декабрь, с. 5-18.

"К богатым и бедным". Москва, 1906. "Социальная задача семьи". Москва, 1906.

"О рабочем вопросе". На основании Евангельской притчи о работниках и винограднике (Мф. 20, 1-16.). Москва, 1907.

"Беседа Иисуса Христа с Никодимом". Москва, 1908.

Речь при открытии монашеского съезда 5 июля 1909 г. в Троице-Сергиевской Лавре. "Приб. к "ЦВ" 1909, № 32, с. 1457.

Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой. Москва, 1909. "Голос Церкви" 1914, сентябрь, с. 7-18.

Речь при наречении архм. Владимира во епископа Старо-Русского 8 июня 1888 года. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 25, с. 678-680.

Неверие книжников и фарисеев древнего и нашего времени, его мнимые основания и действительные причины. М., 1909.

Слово Высокопреосв. Владимира в день открытия Московского Епархиального Общества борьбы с пьянством. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 44, с. 1839.

Слово в день десятилетнего юбилея Русского Собрания, произнесенного 30 января 1911 года. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 44, с. 1839.

Архипастырский призыв духовенства и общества к борьбе с пьянством. СПб., 1911. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 7, с. 257-271. "Гол. Церкви" 1913, июнь-октябрь.

Слово в день Рождества Иоанна Крестителя. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 29, с. 1247.

Речь в собрании миссионерского общества "Всемирное призвание Церкви". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 44, с. 1861.

Слово Высокопреос. Митрополита, сказанное в Марфо-Мариинской обители милосердия 23 октября 1911 года. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 45, с.1905.

Речь при встречи государя в Бородине 25 августа 1912 г. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 37, с. 1469-1470.

Пастырские беседы с детьми. Изд. 1-е. Москва, 1912. Петроград, 1915.

О праве церковного отлучения или анафематствование. Москва, 1912. "Гол. Церкви" 1912, ноябрь, с. 3-35.

Евангелие детства, подарок детям. Москва, 1912."Голос Церкви" 1912, май-август. Наука и религия. Москва, 1912."Голос Церкви" 1912, май, с. 58-81.

Доказательства бытия Бога. Москва, 1912."Гол. Церкви" 1912, апрель, с. 33-54.

Слово на третий день Пасхи, произнесенное в Марфо-Мариинской обители милосердия. Москва, 1912, изд. 2-е. "Гол. Церкви" 1912, апрель, с. 311.

Слово на день Св. Пасхи. Москва, 1912. "Гол. Церкви 1912, март, с. 19-27.

Юношам (новогодние пожелания). Москва, 1912.

"Два райских дара Божия в человечестве". Москва, 1912.

Работа в свете материализма и христианства. Москва, 1909. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 40, с. 1597.

"Против социализма", слово, сказанное в собрании рабочих. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 3, с.121. Изд. 1-е. "Гол. Церкви" 1913, январь, с. 18-27.

Слово против социализма. Москва, 1913. Изд. 2-е.

Слово об истинном счастье. Москва, 1913. "Гол. Церкви" 1913, декабрь, с. 10.

Слово, сказанное 29 августа в день Всероссийского праздника трезвости. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 38, с. 1701. "Гол. Церкви" 1913, ноябрь, с. 3-14.

Речь сказанная при первом посещении Александровской гимназии 15 сентября 1913 года. "Приб. к "ЦВ" 1913 год, № 39, с. 1757.

Слово (В неделю 18-ю по Пятидесятнице). "Приб к "ЦВ" 1913, № 43, с. 1961.

Речь при освящении нового здания 3-й С.-Петербургской гимназии 27 октября 1913 года. "Приб к "ЦВ" 1913, № 45, с. 2063. "Гол. Церкви" 1913, декабрь, с. 16-21.

Речь при вручении жезла епископу Сергию, начальнику Урмийской миссии. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 50, с. 2309. "Гол. Церкви" 1914, март, с. 21-26.

Речь при вручении жезла Алексию, епископу Николаевскому 18 декабря 1913 года. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 51-52, с. 2357.

Слово на третий день Пасхи. Еванг. Лук. 24, 13-35. "Приб к "ЦВ" 1914, № 16, с. 743. "Гол. Церкви", 1914, июнь, с. 3-9.

Слово к чадам Святой Православной Церкви Христовой (17 августа 1914 года). "Приб. к "ЦВ" 1914, № 34, с. 1497. "Гол. Церкви" 1914, сентябрь, с. 1-4. Внебогослужебная беседа 1914 года, августа 15 дня о войне. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 35, с. 1545.

Пастырское утешение христианину в бедствиях войны. "Приб. к "ЦВ" 1914. № 37-38, с. 1611. "Гол. Церкви" 1914, ноябрь, с. 3-21.

Слово сказанное митрополитом в Петропавловской церкви, Обуховского завода 21 сентября 1914 года. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 39, с. 1671.

Речь при вручении жезла Преосв. Севастину, епископу Кнешенскому. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 39, с. 1675. Речь, произнесенная на съезде духовенства Петроградской епархии 25 ноября 1914 года. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 50, с. 2036.

Слово в день Рождества Христова при раздаче детям рождественских подарков. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 2, с. 27. "Гол. Церкви" 1915, декабрь, с. 3-9.

Слово в Неделю Мытаря и Фарисея. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 4, с. 85. "Голос Церкви" 1916, январь, с. 3-9. Римский амфитеатр и христианские мученики. Сергиев Посад, 1900; Петроград, 1915.

Слово при вступлении в последнюю седмицу св. Четыредесятницы. "Приб. к "ЦВ" 1916, № 14, с. 379. Слово на хиротонию Евдокима, еп. Волоколамского. "Богосл. Вест." 1904, март, с. 409.

Слово после четвертого Евангелия последования Страстей Христовых. "Голос Церкви" 1912, март, с. 3-12.

Слова на молебне пред открытием в Москве противоалкогольного съезда 6 августа 1912 года. "Гол. Церкви" 1912, октябрь, с. 1-9.

Слово в день Успения Божией Матери. "Гол. Церкви" 1912, октябрь, с. 10-15. "Против ли нас (абстинентов) Библия?" "Гол. Церкви" 1913, февраль-май.

О христианском подвиге. "Гол. Церкви" 1913, ноябрь, с. 22-27.

Пастырский голос во время войны. Петроград, 1914. "Гол. Церкви" 1914, октябрь, с. 3-18. Церковь пред запросами жизни. "Гол. Церкви" 1915, январь, с. 3-10.

Воспитание детей. "Гол. Церкви" 1915, март-ноябрь. -"- 1916, февраль-август.

Мысли о современной прессе. "Гол. Церкви" 1916, апрель-май, с. 3-20.

Радости и удовольствия. // "Душеполезное чтение". 1916, янв.-февр.

Речь при вручении жезла епископу Пимену, начальницу Урмийской миссии, 6 августа 1916 года. "Гол. Церкви" 1916, октябрь, с. 3-9.

О гневе. // "Душеполезное чтение". 1916.

О почитании святых. "Гол. Церкви" 1916, ноябрь, декабрь, с. 3-10.

Скупость. // "Душеполезное чтение". 1916.

Молитва христианина о бедствиях войны.

Молитва Господня в 9-ти беседах.

Беседа о грехах против Св. Духа.

Соглашение некоторых, невидимому противоречащих друг другу, мест Св. Писания.

Вечерние собеседования между крестьянином, рабочим и священником: Современные религиозные вопросы. М.В. Сергиев Посад. 1908. 336 с.

Монархия или республика.

Величайший обманщик мира.

Архипастырское поучение детям о Св. Библии.

Воспитание чувства стыдливости.

Воспитание самоограничения и самоотвержения.

Воспитание правдивости.

Зависть.

Родительская бдительность.

О наказании, как воспитательном средстве.

Борьба с главным пороком дитяти.

Страдания Христа и страдания Церкви. М.В. СПб., 1907.

 

 

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

Православная энциклопедия

Древо. Открытая православная энциклопедия

Житие на сайте Сретенского монастыря

Лит.:

  1. Польский. Ч. 1. С. 10-24;
  2. Галкин А. К. Сщмч. митр. В. и Новгород // Арсениевские чтения. Новгород, 1996. Вып. 2. С. 135-148;
  3. Крикота Н., свящ. «Я готов отдать свою жизнь за Церковь»: Жизнеописание сщмч. Владимира. М., 2002;
  4. Акафист сщмч. Владимиру. М., 2002;
  5. Реутов Православный. 2004. № 1 (3): [Спец. вып., посвящ. В.].
  6. Лютова С.Н., Серженко И.И. К вопросу о родословии митрополита Владимира (Богоявленского) и архиепископа Василия (Богоявленского). // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. М.: ПСТГУ, 2017. Сер. II (История. История РПЦ): № 75. С. 11-21. http://pstgu.ru/scientific/periodicals/bulletin/II/archives/articles/75/