Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Прокопий (Титов) (1877-1937)

архиепископ Одесский и Херсонский

Дни памяти
10 (23) ноября
Храмы
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Священномученик Прокопий, архиепископ Одесский и Херсонский (в миру Петр Семенович Титов) родился в 1877 году в семье священника города Кузнецка Томской губернии. Когда Петру исполнилось девять лет, он поступил в духовное училище, а затем в семинарию города Томска. В 1901 году Петр Семенович окончил Казанскую Духовную академию и был определен преподавателем Томского Духовного училища. В том же году он был пострижен в монашество с наречением имени Прокопий и рукоположен в сан иеромонаха.

После этого он получил назначение на должность заведующего Томской церковно-учительской мужской школы при архиерейском доме.

В это время во главе Томской епархии стоял выдающийся миссионер и просветитель Алтая епископ Макарий (Невский). В архиерейском доме еженедельно устраивались пастырские собрания томского духовенства и преподавателей духовно-учебных заведений. В этих пастырских собраниях принимал самое активное участие иеромонах Прокопий (Титов). Здесь обсуждались все насущные и острые вопросы церковной жизни епархии. Например, на одном из собраний владыка Макарий поставил на обсуждение вопрос: в чем заключается нравственная связь между прихожанами и пастырем, которая составляет необходимый признак правильной приходской жизни? В чем причина разъединенности между пастырем и приходом, и каким образом ее устранить? Произошло обсуждение этих вопросов, причем владыка справедливо указал на недостаточное сообщение пастырей между собой и предложил устранить этот недостаток с помощью благочиннических съездов.

В 1909 году иеромонах Прокопий был возведен в сан архимандрита и назначен на должность помощника заведующего пастырским училищем в городе Житомире. Основанное годом ранее архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) пастырское училище стало одним из крупнейших церковных событий в жизни Волыни. Все преподаватели училища были в священном сане, а ученики носили духовную одежду. Быт училища, организованного в стенах монастыря, был приближен к монастырскому. Огромная заслуга в организации духовной жизни училища принадлежала архимандриту Прокопию, который преподавал аскетику, полемическое и пастырское богословие. Лекции его пользовались огромной популярностью у учащихся.

В 1914 году архимандрит Прокопий был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Одесской и Херсонской епархии. В 1917 году он был участником Всероссийского Поместного Собора, восстановившего патриаршество в Русской Православной Церкви. На Соборе епископ Прокопий сделал доклад о святителе Софронии Иркутском и подписался под актом о причислении его к лику святых. В 1921 году он был поставлен на Одесскую и Херсонскую кафедру.

В 1923 году епископ Прокопий был арестован. В показаниях следователю он сказал: «В связи с появлением обновленчества, к которому я по своим убеждениям не примкнул, я был привлечен к суду за содействие белым; меня обвиняли в том, что я для белых устраивал молебствия и сбор пожертвований».

Православное население города Херсона выбрало большую группу уполномоченных, чтобы хлопотать об освобождении своего епископа. Ими было подано прошение Патриарху Тихону с просьбой ходатайствовать перед советской властью об освобождении владыки Прокопия, и Патриарх подал ходатайство в ОГПУ.

Приговоренному к расстрелу епископу Прокопию заменили казнь высылкой за пределы Украины. В 1925 году он был освобожден и выехал в Москву. В это время Патриарх Тихон предпринимал усилия по легализации Синода Русской Православной Церкви, в состав которого был включен и епископ Прокопий.

7 апреля 1925 года Патриарх Тихон скончался. Епископ Прокопий участвовал в погребении Святейшего и в избрании митрополита Петра (Полянского) на пост Патриаршего Местоблюстителя.

В июне 1925 года епископ Прокопий был возведен в сан архиепископа Одесского и Херсонского. Осенью того же года он был арестован. Архиепископа Прокопия приговорили к трем годам заключения; вместе с епископом Амвросием (Полянским) он был отправлен в Соловецкий концлагерь. В декабре 1928 года власти без предъявления нового обвинения приговорили его и епископа Амвросия к трем годам ссылки на Урал, они были отправлены сначала в Тюменский, а затем в Тобольский округ.

В ссылке власти снова арестовали архиепископа Прокопия. Стали вызывать на допросы в ОГПУ жителей, чтобы собрать против него обвинительный материал. Некоторые дали показания против архиерея. И архиепископу Прокопию приписали к сроку еще три года. Освободившись в апреле 1934 года, владыка сразу же уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел в ссылке. Но климат Томска мало помог выздоровлению. Между тем владыке часто писал один из ближайших к нему херсонских священников, отец Иоанн Скадовский, который отбывал в то время ссылку в городе Камышине, и приглашал архиепископа к себе.

Архиепископ Прокопий приехал в Камышин и поселился у священника Иоанна Скадовского. Через две недели он был арестован. Арест владыки Прокопия был в какой-то мере случаен. НКВД собирался арестовать жившего в ссылке епископа Иоасафа (Попова) и близких ему людей, в это время приехал архиепископ Прокопий — арестовали заодно и его.

Следствие длилось всего несколько дней. Архиепископа Прокопия обвинили в том, что «будучи контрреволюционно настроенным и имея монархические убеждения, он примыкал к организованной Поповым контрреволюционной группировке церковников в городе Камышине, куда был специально вызван членом группировки Скадовским».

Особое Совещание при НКВД СССР приговорило архиепископа Прокопия и священника Иоанна Скадовского к пяти годам ссылки в Каракалпакию. Там они поселились в одном доме в городе Турткуль. Вскоре к ним приехала жена отца Иоанна, Екатерина Владимировна, отдавшая всю свою жизнь помощи ссыльному духовенству. Два года прожили здесь архиепископ и священник. Они устроили в доме небольшую церковь и часто служили, исповедуя и причащая тех, кто к ним приходил за молитвенной поддержкой.

В 1937 году находящиеся в ссылке архиепископ Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были арестованы. При допросе священника Иоанна Скадовского следователь сказал ему: «Вы обвиняетесь в том, что вместе с архиереем Титовым организовали нелегальную молельню, в которой среди верующего населения проводили контрреволюционную монархическую агитацию; следствием также установлено, что при совершении таинства исповеди вы задавали вопросы исповедующимся о том, не примыкали ли они к обновленческому движению, пропагандируя против обновленцев».

Архиепископ Одесский и Херсонский Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в безвестной общей могиле.

Сайт Радио "Град Петров"

 

 

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3 

Церкве Русския столпе непоколеби­мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На­чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

  

Кондак, глас 2 

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра­данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на­шим.

 

Величание 

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

 

25 декабря 1877 г. – родился в семье священника города Кузнецка.

Окончил духовное училище в городе Томске.

1897 г. – окончил Томскую Духовную семинарию.

1901 г. – окончил Казанскую Духовную академию.

1901 г. – преподаватель Томского Духовного училища.

21 августа 1901 г. – пострижен в монашество.

23 августа 1901 г. – рукоположен в сан иеромонаха.

1901 г. – назначен заведующим Томской Церковно-учительской школы.

1906 г. – назначен на должность преподавателя Иркутской Духовной семинарии.

30 августа 1909 г. – возведен в сан архимадрита, назначен помощником заведующего пастырского училища в Житомире.

30 августа 1914 г. – был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Одесской и Херсонской епархии.

1918 г. – на Соборе, епископ был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде. Указом от 26 января 1918 года он был освобожден от настоятельства и назначен епископом Николаевским, викарием Одесской епархии.

1921 г. – епископ Одесский и Херсонский.

16 августа 1923 г. – первый арест.

Приговорен к расстрелу, заменено на высылку за пределы Украины.

12 января 1925 г. – освобожден, после он поехал в Москву.

Июнь 1925 г. – возведен в сан архиепископа Одесского и Херсонского.

19 ноября 1925 г. – второй арест.

26 мая 1926 г. – приговорен к трем годам заключения.

30 июля 1931 г. – третий арест.

14 декабря 1931 г. – приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.

Апрель 1934 г. – освобожден из ссылки.

2 октября 1934 г. – четвертый арест.

28 октября – приговорен тройкой НКВД к расстрелу.

23 ноября 1937 г. – расстрелян и погребен в неизвестной могиле.

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

Древо. Открытая православная энциклопедия

 Лит.:

  1. Томские епархиальные ведомости. 1903. № 2. С. 45; № 20. С. 24–25; 1905. № 12. С. 15–18; № 14. С. 29.
  2. Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям. 1909. № 23. С. 537–545.
  3. Волынские епархиальные ведомости. 1913. № 44. С. 801; 1914. № 8. С. 122–123; № 34. С. 576–577.
  4. ЦА ФСБ РФ. Арх. № Н–3677. Т. 2, л. 158; Т. 3, л. 473-а; Т. 4, л. 82.
  5. Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Арх. № 2612. Л. 6-9, 26-29, 34-35, 39, 65-66, 76.
  6. Архив Общественных Организаций Украины. Арх. № 65744. Т. 16.
  7. Архив УФСБ РФ по Волгоградской обл. Арх. № 22319–ПФ. Л. 83, 87–92, 142–143, 153–154, 159.
  8. Архив КГБ Узбекистана. Арх. № П–35209. Л. 8, 10–15, 19–20, 24–26.