Священномученик Серафим (Чичагов) (1856–1937)

Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Серафим (Чичагов) (1856–1937)

митрополит Ленинградский и Гдовский

Дни памяти
28 ноября (11 декабря); Бутовских новомучеников — 4-я суббота по Пасхе, Брянских, Молдавских и Московских святых
Храмы
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Спасо-Преображенский собор

Священномученик Серафим, митрополит Ленинградский (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова, принадлежавшего к именитому дворянскому роду. После окончания Императорского Пажеского корпуса Леонид Михайлович Чичагов участвовал в Балканской войне 1876-1877 годов. Затем он проходил службу по военному ведомству и в чине поручика гвардейской артиллерии участвовал в Турецкой кампании 1877-1878 годов. Георгиевский кавалер, герой Плевны. Кроме прочего пожалован иностранными орденами: болгарскими «За гражданские заслуги», Александра второй степени со звездою и французским орденом Почетного Легиона.

По возвращении с фронта в Петербург познакомился с праведным Иоанном Кронштадтским и стал его духовным чадом.

В 1879 году Леонид Михайлович сочетался браком с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой.

Памятуя о том, что христианский брак есть прежде всего малая Церковь, в которой не угождение друг другу, а тем более предрассудкам высшего света, но угождение Богу является основой семейного счастья, Леонид Михайлович Чичагов сумел привнести в уклад своей молодой семьи начала традиционного православного благочестия. Именно эти начала и были положены в основу воспитания четырех дочерей – Веры, Наталии, Леониды и Екатерины, которые родились в семье Чичаговых.

В 1891 году Леонид Михайлович Чичагов вышел в отставку с воинской службы в чине полковника лейб-гвардии Преображенского полка и переехал в Москву, где начал готовиться к службе церковной. В 1893 году по благословению святого Иоанна Кронштадтского он принял священнический сан и служил в разных храмах Москвы.

В 1895 году умерла супруга отца Леонида Наталья Николаевна. В это время священник Леонид Чичагов начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря». В 1898 году он принял монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В 1903 году по составленному им представлению и при активном содействии императора Николая II был прославлен преподобный Серафим Саровский. Архимандритом Серафимом (Чичаговым) был составлен акафист преподобному Серафиму Саровскому.

В 1905 году состоялась хиротония архимандрита Серафима во епископа Сухумского. С 1906 по 1912 годы он был архиепископом Орловским, Кишиневским и Тверским. На Поместном соборе 1917-1918 годов владыка возглавлял отдел «Монастыри и монашество».

28 декабря 1917 года Вероисповедный отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание о высылке архиепископа Тверского и Кашинского Серафима из Тверской губернии.

Желая уберечь святителя от бесчинной расправы большевиков, Святейший Патриарх Тихон за несколько дней до разгона Поместного Собора, 17 сентября 1918 года, успел принять на заседании Святейшего Синода решение о назначении владыки Серафима на Варшавскую кафедру, находившуюся на территории свободной от власти большевиков Польши.

Но он так и не прибыл на место служения в связи с происходившими там боевыми действиями. В 1921 году уже в сане митрополита владыка Серафим был сослан в Архангельскую область.

Проведя около года в архангельской ссылке, святитель Серафим вернулся в Москву. Однако в 1924 году владыка вновь был арестован ГПУ, на этот раз ему вменялась в вину организация прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Следствие над святителем Серафимом, оказавшимся в Бутырской тюрьме, продолжалось около месяца. Святейший Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении 68-летнего владыки Серафима, в котором ручался за его лояльное отношение к существующей государственной власти. Сначала проигнорированное начальником 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Тучковым, это ходатайство через два месяца все же способствовало освобождению святителя Серафима, которому, тем не менее, по требованию властей вскоре пришлось покинуть Москву.

В это время святителю пришлось пережить новое испытание, обрушившееся на него на этот раз не со стороны гонителей Церкви, но со стороны игумении столь дорогого его сердцу Дивеевского монастыря. После того как изгнанный властями из Москвы владыка обратился к игумении Александре (Троковской) с просьбой дать ему пристанище в Серафимо-Дивеевском монастыре, игумения отказала гонимому исповеднику. Отвергнутый обителью, около которой святитель уже более 30 лет со времени погребения там его супруги Наталии Николаевны надеялся найти свой последний покой, владыка Серафим вместе с дочерью Натальей (в монашестве Серафимой) был принят игуменией Арсенией (Добронравовой) в Воскресенском Феодоровском монастыре, находившемся недалеко от Шуи.

В конце 1927 года, трогательно простившись с насельницами Феодоровского монастыря, владыка Серафим навсегда покинул давшую ему гостеприимное прибежище обитель, чтобы принять участие в деятельности Временного Патриаршего Священного Синода. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Старгородский) назначил митрополита Серафима на Ленинградскую кафедру.

Митрополит Серафим (Чичагов) поддержал митрополита Сергия в его церковной политике. Он говорил, что «пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь, что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша».

В 1933 году отдавший все силы Ленинградской епархии 77-летний святитель Серафим подходил к концу своего архипастырского служения в качестве правящего архиерея. Телесные немощи владыки и все возраставшая ненависть к нему государственной власти, делавшая весьма вероятным скорый арест святителя Серафима, побудили митрополита Сергия и Временный Патриарший Священный Синод уволить владыку на покой. Отслужив в храме своей юности Спасо-Преображенском соборе Божественную литургию, святитель Серафим навсегда покинул свой родной город.

После возвращения в Москву, в 1934 году святитель Серафим нашел себе последнее пристанище в двух комнатах загородной дачи, находившейся недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги.

В 1937 году начался пятилетний период ни с чем не сравнимого в мировой христианской истории массового уничтожения православных христиан. Доживавший последние месяцы своей многотрудной, подвижнической и славной жизни, отошедший от церковных дел, прикованный к постели 82-летний святитель Серафим был арестован сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года. Из дома его вынесли на носилках и доставили в Таганскую тюрьму.

7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской области, уже вынесшая в этот день несколько десятков смертных приговоров, приняла постановление о расстреле и митрополита Серафима. Почти 50 приговоренных к смерти страдальцев расстреливали в течение нескольких дней в находившейся недалеко от Москвы деревне Бутово. 11 декабря 1937 года с последней группой приговоренных был расстрелян и священномученик митрополит Серафим (Чичагов).

http://pstgu.ru/news/martir/2009/12/11/17558/

 

Херувимская песнь. Композитор - митрополит Серафим (Чичагов)

 

 

 

Тропарь священномученика митрополита Серафима глас 5

Воинство Царя Небеснаго/
паче земнаго возлюбив,/
служитель пламенный Святыя Троицы явился еси,/
наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая,/
данная ти от Бога многообразная дарования/
к пользе народа Божия приумножил еси,/
учитель благочестия/ и поборник единства церковнаго быв,/
пострадати даже до крове сподобился еси,/
священномучениче Серафиме,/
моли Христа Бога//
спастися душам нашим.

Кондак священномученика митрополита Серафима глас 6

Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/
теплую любовь к нему имел еси,/
писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив,/
верныя к его прославлению подвигл еси/
и благодарственнаго посещения/
самаго преподобнаго сподобился еси./
С нимже ныне, священномучениче Серафиме,/
в Небесных чертозех водворяяся,/
моли Христа Бога//
серафимския радости нам причастником быти.

"В древности люди всему предпочитали молитву, и святые отцы при свидании всегда спрашивали друг друга о том, как идет или действует молитва? Действие молитвы было у них признаком духовной жизни... Действительно, молитва есть мать и глава всех добродетелей, ибо заимствует их из источника всех благ — Бога, с Которым молящийся пребывает в общении... Только молитвой можно дойти до Всемогущего Бога, ибо она есть путь к Нему".

Из проповеди, 1896 г.

*

"По окончании "Летописи" я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение — так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: "Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее". С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: "Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас". Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидимым. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца".

Из письма протоиерею Стефану Ляшевскому, 1902 г.

*

 

"Духовное... возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения".

Из проповеди, 1906 г.

*

 

"Живя в стороне от церковного управления и его распоряжений, я только издали наблюдал за событиями и не участвовал в вопросе об изъятии ценностей из храмов для помощи голодающему населению. Все написанное в современной печати по обвинению епископов и духовенства в несочувствии к пожертвованию церковных ценностей на народные нужды преисполняло мое сердце жестокой обидой и болью, ибо многолетний служебный опыт мой, близкое знакомство с духовенством и народом свидетельствовали мне, что в православной России не может быть верующего христианина, а тем более епископа или священника, дорожащего мертвыми ценностями и церковными украшениями, металлом и камнем более, чем живыми братьями и сестрами, страдающими от голода, умирающими от истощения и болезней".

Письменные показания ГПУ, 1922 г.

*

"Дух Святой пресуществляет на престоле Дары, но Он сходит и на каждого из нас, обновляет наши души, умственные силы, всякая молитва, если она произносится от всего сердца, будет исполнена".

Из проповеди, 1928 г.

*

"Православная Церковь переживает сейчас время испытаний. Кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви — тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это — золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства".

слова, сказанные незадолго до кончины

 

 

 

9 января 1856 г. — родился в семье генерал-майора Михаила Никифоровича Чичагова.

1876–1877 гг. — после окончания Императорского Пажеского корпуса участвовал в Балканской войне

По возвращении с фронта в Петербург знакомится с праведным Иоанном Кронштадтским и становится его духовным чадом.

1879 г. — сочетался  браком с Н. Н. Дохтуровой.

1891 г. — вышел в отставку с воинской службы.

1893 г. — по благословению о. Иоанна Кронштадтского принял священнический сан. Служил в разных храмах Москвы.

1895 г. — умирает его жена. В это время он начинает работать над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря».

1898 г. — принял монашеский постриг с именем Серафим.

1903 г. — по составленному им представлению и при активном содействии императора Николая II был прославлен преподобный Серафим Саровский. В это же время  составляет акафист преподобному.

1905 г. — епископ Сухумский.

1906–1912 гг. — был архиепископом Орловским, Кишиневским и Тверским.

1917–1918 гг. — участвовал в Поместном соборе, где возглавлял отдел «Монастыри и монашество».

1917 г. — изгнан обновленцами со своей кафедры. Патриарх Тихон назначил его на Варшавскую кафедру, но он так и не прибыл на место служения в связи с происходившими там боевыми действиями.

1921 г. — в сане митрополита сослан в Архангельскую область. Несколько лет прожил в Воскресенском Федоровском монастыре под Шуей.

1928 г. — возвращен к делам Церкви и назначен на Ленинградскую кафедру.

1933 г. — уволен на покой и жил последние годы под Москвой.

1937 г. — арестован и на носилках доставлен в Таганскую тюрьму. 11 декабря того же года был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой.

23 февраля 1997 г. — канонизирован.

 

Отличаясь разносторонними талантами, Владыка все их претворял в жизни во славу Божию. Его военные подвиги, литературная деятельность, организаторские способности, направленные на укрепление веры, возрождение приходов, восстановление порядка в церквах и монастырях, его проповедничество, — все служило Богу.

*

Он хорошо рисовал. Его работы сохранились до настоящего времени. В Московской церкви пророка Илии, что в Обыденском переулке, можно видеть при входе в храм написанные им замечательный образ Спасителя во весь рост в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, вверху над входной аркой в главном приделе.

*

Митрополит Серафим был музыкален: хорошо пел и играл, сочинял церковную музыку. С фисгармонией он никогда не расставался. Большое внимание уделял церковному пению: где бы он ни служил, всегда подбирал певчих для хора, проводил спевки.

*

Хочется добавить, что митрополит Серафим был красив, высок ростом, голос у него был какой-то особый, мягкий, как бы приглушенный, милая манера говорить слегка насмешливо, но не резко. Военная выправка наложила отпечаток на весь его облик. В облачении на службе он был величественен и естественен.

*

Всю жизнь владыка Серафим занимался благотворительностью. Еще будучи военным, он учредил благотворительное общество помощи военным, которые по болезни были вынуждены выйти в отставку до приобретения права на пенсию. Он заботился о детях-сиротах, родители которых погибли на войне. Много бесплатно практиковал. Во время русско-японской войны владыка Серафим формировал санитарные поезда, собирал пожертвования.

*

Занимаясь лично в епархиях возрождением приходской жизни, владыка Серафим через приходские советы организовывал школы, библиотеки, столовые, внимательно следил за нуждами студентов духовных училищ. Как уже говорилось, Владыка ликвидировал тюрьму в Спасо-Евфимиевом монастыре. Был очень внимателен к своим подчиненным, окружал их необходимой заботой.

*

Имеются воспоминания о таком случае: ночью из тюрьмы, в наскоро сколоченном из грубых досок гробу было выдано для погребения ближайшим родственникам тело почившего архиепископа Илариона (Троицкого). Когда открыли гроб, никто его не узнал, так изменила ссылка владыку Илариона, отличавшегося высоким ростом и крепким здоровьем. Митрополит Серафим принес свое белое облачение, белую митру. По облачении тело положили в другой, лучший гроб. Отпевание совершил сам митрополит Серафим в сослужении шести архиереев и множества духовенства.

*

По рассказам самого митрополита, отец Иоанн Кронштадтский предсказал ему день его кончины. Он неоднократно повторял: «Помни день Трех Святителей». Владыка каждый год готовился к смерти в этот день. По имеющимся косвенным показаниям, его не стало в день Трех Святителей, 12 февраля (по новому стилю) 1938 года. Дочерям всегда хотелось узнать настоящий день смерти. И вот его дочь Наталия (монахиня Серафима) видела сон: навстречу ей идет сияющий отец и говорит ей: «Ну, конечно, в день Трех Святителей».

игумения Серафима (Черная-Чичагова)

*

В 1936–1937 годах у владыки в Удельной жила также его внучка Варвара, крестным отцом которой он был. В момент ареста деда она находилась у матери в Москве.

Внучка митрополита Серафима, Варя Чичагова, студентка техникума, 1930-е годы. Фото: chichagovs.narod.ru

«Я тогда была студенткой вечернего факультета Института тонкой химической технологии и работала в Институте органической химии Академии наук лаборанткой. В 1936–1937 годах я практически жила с дедушкой, — вспоминала Варвара, — Мой день начинался в шесть часов утра и заканчивался около полуночи.
Утром, естественно, дедушка еще спал, но вечером — уже в кровати — всегда ждал меня, рассказывал что-либо интересное, происшедшее за день, благословлял меня, и я шла к матушкам ужинать, засиживаясь подолгу за интересными разговорами. Обстановка и дух этого дома действовали на меня умиротворяюще.

Сойдя с электрички и приближаясь к даче, я представляла, как, войдя, встречу любовь и ласку, — и спадало напряжение после насыщенного дня, проведенного в „суете сует“. На даче было две комнаты и большая кухня. Одна комната — дедушкина спальня с большим количеством икон, книг и рабочим письменным столом, другая — столовая-гостиная, где стояли обеденный стол, фисгармония и диван, на котором я спала, а на стене висел большой образ Спасителя в белом хитоне, написанный дедом.

По воскресеньям я ходила к обедне в Удельнинский храм, а вернувшись, находила дедушку уже „на ногах“, и мы садились завтракать. Часто в это время к нему кто-либо приезжал… Вечером, когда все уезжали, дедушка садился за фисгармонию — с ней он никогда не расставался — и играл или сочинял духовную музыку, а я сидела на диване, смотрела на него или читала и ощущала благодать, от него исходившую…».

В ноябре 1937 года несмотря на заступничество митрополита Сергия владыку Серафима арестовали. По рассказам самого владыки Серафима, день его кончины был предсказан отцом Иоанном Кронштадским, который неоднократно повторял: «Помни день Трёх Святителей». Владыка каждый год готовился к смерти в этот день.

Об аресте деда внучке Варе сообщили на следующий день. Стараясь узнать, куда увезли дедушку, Варя в отчаянии обошла все известные ей тюрьмы — Лубянскую, Таганскую, Лефортовскую… Но везде был один ответ: Чичагова Леонида Михайловича нет.

Через несколько дней арестовали келейниц владыки — монахинь Веру и Севастиану. Удивительна судьба неразлучных сестер: ордер был выдан только на монахиню Веру, но мать Севастиана добровольно последовала вместе с ней. В лагере в 1938 году она умерла, а мать Вера, отбыв в заключении пять лет, вышла на свободу и скончалась в 1961 году. В 2005 году монахиня Севастиана была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских († 1938; память 28 июня).

Дочери владыки Серафима Вера, Наталия и Леонида пошли впоследствии по стопам отца и посвятили себя служению Богу. Наталия и Леонида приняли монашество с именем Серафима, а Вера — с именем Вероника. Младшая дочь Екатерина пожертвовала своим дарованием и отказалась от профессии певицы ради благополучия своей семьи, отдав себя целиком воспитанию своих детей.

Игумения Серафима, внучка святителя Серафима (Чичагова). Фото: chichagovs.narod.ru

Примеру дедушки и своей матери Леониды последовала и Варвара Васильевна Черная, внучка владыки. Известный ученый-химик, она много сделала для сохранения памяти о митрополите Серафиме. Ее усилиями спустя пятьдесят лет после расстрела, 10 ноября 1987 года Леонид Михайлович Чичагов был полностью реабилитирован государственной властью и признан невиновным. А в 1997 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви митрополит Серафим был прославлен новомученик. Незадолго до смерти Варвара Васильевна также приняла монашеский постриг под именем Серафимы (ум.1999).

 http://pstgu.ru/news/smi/2012/12/12/41826

Игумения Серафима (Чёрная-Чичагова). «Да будет воля Твоя». Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). Издание Сретенского монастыря, 2003.

Текст книги «Да будет воля Твоя» Часть 1  - далее по ссылке…

Текст книги «Да будет воля Твоя» Часть 2  - далее по ссылке…

  Музыкальное наследие сщмч. митрополита Серафима Чичагова  

Из письма  духовному сыну, впоследствии протоиерею отцу Алексею Беляеву

«Все мы люди, и нельзя, чтобы житейское море не пенилось своими срамотами, грязь не всплывала бы наружу, и этим не очищалась бы глубина целой стихии.

Ты же будь только с Христом, единой Правдой, Истиной и Любовью; а с Ним все прекрасно, все понятно, все чисто и утешительно. Отойди умом и сердцем, помыслами от зла, которое властвует над безблагодатными, и заботься об одном — хранить в себе, по вере, Божественную благодать, через которую вселяется в нас Христос и Его мир.

Не видеть этого зла нельзя; но ведь вполне возможно не допускать, чтобы оно отвлекало от Божией правды. Да, оно есть и ужасно по своим проявлениям, но как несчастны те, которые ему подчиняются. Ведь мы не отказываемся изучать истину и слушать умных людей, потому что существуют среди нас сумасшедшие в больнице и на свободе. Такие факты не отвращают от жизни, следовательно, с пути правды и добра не должно нас сбивать то, что временами злая сила проявляет свое земное могущество. Бог поругаем не бывает, а человек — что посеет, то и пожнет.

Учись внутренней молитве, чтобы она была не замечена по твоей внешности и никого не смущала. Чем более мы заняты внутренней молитвой, тем полнее, разумнее и отраднее наша жизнь вообще. И время проходит незаметнее, быстрее. Для того особенно полезна Иисусова молитва и собственные короткие изречения: «помоги мне, Господи» или «защити и укрепи», или «научи» и проч.

Молящийся внутренне смотрит на все внешнее равнодушно, рассеянно, ибо эта молитва не умственная, а сердечная, отделяющая от поверхности земли и приближающая к невидимому Небу.

Учись прощать всем их недостатки и ошибки ввиду подчинения их злой силе и, несомненно, ненормального состояния духа. Говори себе: «Помоги ему, Господи, ибо он духовно болен!» Такое сознание помешает осуждению, ибо судить может только тот, кто сам совершен и не ошибается, все знает, а главное, знает наверное, что человек действует не по обстоятельствам, сложившимся вокруг него, а по своему произволению, по своей страсти».

 Архангельск, 1922 г.  

О непрестанной молитве

От христиан требуется не только чистая, умная, ежедневная, но и непрестанная молитва. Она заповедана нам святым Апостолом Павлом, который писал: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 18), и Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим: бдите убо на всяко время, молящеся, т. е. бодрствуйте на всякое время и молитесь!

Кто понимает земную жизнь, влияние духа злого на мир и видит грозящие ежеминутно человеку опасности, тот не удивится необходимости следовать святой заповеди о непрестанной молитве, ибо людям нужна столь же непрестанная помощь Божия. Без этой помощи, без влияния благодати на нас мы делаемся способными на всевозможные грехопадения и на все смертные грехи. Чтобы спастись, одно средство: бодрствовать на всякое время и молиться, т.е. непрестанно призывать помощь Божию.

«Такая молитва, — говорят св.отцы, — есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач пользует пластырем рану больного, причем страждущий не знает, как происходит излечение, точно так Имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается (св.Варсонофий).

«Молитва не в том только состоит, — говорит святитель Тихон Задонский, — чтобы в известный час стоять и кланяться телом пред Богом и читать написанные молитвы, но в том, чтобы молиться на всякое время и на всяком месте — умом и духом. Можешь возносить ум и сердце к Богу и просить от Него милости и помощи ходя, сидя, едучи, сидя за трапезой, совершая дела, в уединении и в народе, ибо Бог и на всяком месте».

Но мирским людям непрестанная молитва кажется неисполнимою, непонятною, вовсе не обязательною и составляющею принадлежность монахов, затворников, схимников, а не тех людей, которые заняты постоянно умственными работами и должны для отдыха проводить свободное время в удовольствиях и развлечениях. Прежде чем сомневаться в возможности и пользе непрестанной молитвы, следует, конечно, попробовать и испытать ее; тогда сомневающиеся убедятся, что сердечная молитва не только не мешает, но и способствует работе, хотя бы она совершалась не одними руками, но и умом. Можно призывать Господа не только устами, но одним сердцем, в особенности во время чтения и занятий. Господь ведь Сердцеведец и взирать только на сердце. Если же кто занят такой работой, что ему нельзя тайно призвать имени Божия в своем сердце, что вряд ли справедливо, а только возможно вспоминать о Боге, то и это достаточно, ибо заменяет молитву. Следовательно, во время работы или беседы, прежде работы и после беседы, т.е. во всякое время и во всяком месте, можно и должно призывать себе на помощь Имя Божие. Только такая постоянная молитва заставляет нас жить на земле небесною жизнию, способствует достижению этой главной цели в христианской жизни, ибо соблюдает нас в чистоте, избавляет от врагов и искушений, делает терпеливыми и сильными для испытания и, наконец, согревает сердца.

Пусть же никто из христиан не думает, что только одним монахам надлежит непрестанно молиться, нет, все христиане обязаны исполнять эту заповедь. Константинопольский Патриарх Филофей пишет в житии св. Григория Солунского, что последний имел возлюбленного друга, некоего Иова, человека простого и добродетельного, с которым, беседуя однажды, он коснулся непрестанной молитвы и необходимости учиться ей мирянам. Долго беседовал святитель и приводил в доказательство слова святого Григория Богослова, что «всем христианам надлежит чаще поминать в молитве Имя Божие, чем вдыхать воздух», но старец Иов не убедился. Когда же потом Иов молился наедине в своей келий, ему явился Ангел, присланный от Бога, с укором, что он спорил со св. Григорием и противился явному делу, от которого зависит спасение христиан. Ангел возвестил Иову от Лица Божия, чтобы он впредь внимал себе и остерегался говорить что-либо против этого душеспасительного дела и даже в уме своем не держал бы противного помысла и не позволял себе мудрствовать... Иов тотчас поспешил к св.Григорию, упал ему в ноги, попросил прощения и открыл все, что ему сказал Ангел Господень.

Возлюбленные! Бог не заповедал нам, конечно, ничего невозможного, а все только то, что мы в состоянии делать. Если бы непрестанная молитва была невозможна, то не нашлось бы в мире столько лиц, которые исполнили бы спасительную заповедь. Отец св. Григория Солунского, дивный Константин, жил при дворе, назывался отцом и учителем царя Андроника, ежедневно занимался государственными делами, кроме своих обязанностей по семье и большому имуществу, и при всем этом был неотлучен от Бога и привязан к непрестанной умной молитве.

«Не говори мне, — пишет св. Златоуст, — что для человека, занятого делом, невозможно проводить целый день в молитве. Можно и как легко. В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль; не воздаяние рук, но воздаяние ума, не наружный вид, но внутренний смысл. Можно, идя на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы, можно сидящему и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой».

Какую же молитву св. отцы называют умной, непрестанной? Когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда негласным, безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушенно исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных, душевных и телесных. Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при этом ум. Умною молитвою принято называть Иисусову молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! Святые отцы в своих правилах меняют некоторые слова, чтобы молитва была и за ближних и прошения принимались по ходатайству Матери Божией, и для этого произносят так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных, или Богородицею помилуй мя, грешнаго!

Не забывайте же, братья и сестры, этой заповеди Христовой и Апостольской. Упражняйтесь в непрестанной молитве, изучайте это важное дело ради спасения наших душ. Всякое дело сначала трудно, но когда навыкните, то познаете, как сладко Имя Господне! Св. Апостол Павел не стал бы нас обязывать молитвою, если бы это было крайне трудно и невозможно. Будемте телом работать и в это время духом молиться! Внешний наш человек пусть исполняет свои житейские дела, а внутренний пусть будет весь посвящен на служение Богу. Это ангельское житие, ибо Ангелы не имеют голоса, но умом приносят Богу непрестанное словословие; в том состоит все их дело, и этому посвящается вся их жизнь. Вкусите и видите, яко благ Господь! Аминь.

  Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы. О воспитании детей

Предание подробно говорит о добродетелях Богоотец Иоакима и Анны. Вся жизнь их была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним; ежегодно они отделяли две трети своих доходов в пользу храма и бедных, многих превосходили своею чистотою и святостию, но несли тяжелый крест бездетства. Поэтому соотечественники всенародно ими пренебрегали, и даже в храме. Когда же праведной Анне исполнилось 50 лет, то Иоаким еще более опечалился, в особенности после того, как он удостоверился из родословной, что все праведные мужи имели потомство и даже столетний Авраам не был лишен этого благословения Божия. Печаль его была настолько велика, что Иоаким отправился в горы, в дальнюю пустыню, где паслось его стадо, в решимости не возвращаться домой и там провел 40 дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и оплакивая свое безчестие в людях. Тут-то Господь и возвестил ему чрез Ангела о скором зачатии жены его дщерию благословенною, выше всех дщерей земных. Одновременно молилась в саду и благочестивая Анна о даровании ей дитяти, и наконец явился ей Ангел Божий и сказал: «Молитва твоя улышана, воздыхания твои проникли облака, и слезы твои канули пред Господом! Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Ее благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миру и наречется Она Мариею!» Услышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой. Если у меня будет дитя, то я отдам его Господу на служение, пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое Имя Его во всю жизнь». И прежняя печаль Анны обратилась в радость.

Не мало есть и ныне бездетных супругов, которые тяготятся этим испытанием, но к кому они обращаются за помощию? Чаще к науке, чем к Богу. Счастливые же родители, получающие от Господа в дар детей, весьма редко следуют примеру праведных Иоакима и Анны и дают обеты воспитывать их по-христиански. В самом нежном возрасте большинство христианских детей по вине родителей и под влиянием воспитателей только питаются телесно и приучаются к безполезным телесным упражнениям, а развитие, знания и навыки даются такие, которые полезны лишь для временной, земной жизни. Во всю последующую жизнь они уже продолжают воспитывать себя и готовятся только для временных успехов и удач среди мира, совершенно не помышляя о Боге, о благоугождении Ему и о вечном спасении своем. Христианское же воспитание должно начинаться с самого нежного детского возраста. Св. Макрина, сестра Василия Великого, вспоминая о своем детстве, говорила, что мать обыкновенно сажала ее на свои колена и заставляла слабым и лепечущим языком произносить сладчайшее Имя Иисуса Христа, и с тех пор возгорелась в сердце Макрины любовь к Господу. «Душа младенца есть храм Божий, — говорит блаженный Иероним, — поэтому надо наблюдать, чтобы она ничего не слышала и ничего не говорила, кроме истин евангельских; она не должна понимать ни безстыдных басен, ни соблазнительных песен; ее нежный язык должен возноситься только к Богу».

Кажется, никто из святых отцов не писал и не говорил столько о воспитании, как св. Златоуст. Ему принадлежит следующее строгое наставление. «Родители, — говорит он, — которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц. Под долгом воспитывать детей своих я разумею не одно то, чтобы не допускать их не умереть с голоду, чем многие люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений; об этом весьма громко говорит природа. Я разумею о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии — долг священный, которого никак нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господнем. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько если научить его искусству презирать деньги. Богат не тот, кто заботится о большем стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Не заботьтесь о том, чтобы сделать сына известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайтесь о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому и бедному; этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний».

Св. Тихон Задонский пишет: «Напоминайте детям чаще о Св. Крещении, о данных ими тогда обетах, чаще внушайте им, что мы все рождаемся во грехах и возрождаемся в крещении не для временной жизни, не для приобретения чести, славы и богатства, но для жизни вечной».

Итак, христианское воспитание ребенка должно начаться с самых первых дней рождения его, после Св. Крещения. Но как воспитать так, чтобы дитя, пришедше в возраст, ничего более не желало, как быть истинным христианином и сознавать себя не только человеком или существом разумносвободным, но вместе с тем вступившим в обязательство с Господом?

Надо окружить дитя святынею и добродетелями. Вера и благочестие родителей должны привести к церковности, к частому причащению Святых Христовых Тайн, сопровождающемуся чудесным исцелением младенцев. Начатое же христианское воспитание необходимо продолжать и в детстве, и в отрочестве, и в юношестве. Когда у дитяти начинают пробуждаться силы, родителям должно усилить внимание, ибо грех, живущий в человеке, непременно возбудит борьбу со стремлением к Богу и дети не в силах сами бороться; тогда начинается борьба родителей с грехом, живущим в дитяти. Должно так вести и направлять силы телесные и душевные ребенка, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению. Это главное, в этом мудрость христианского воспитания.

Светское воспитание, излюбленное в наше время, которое нельзя назвать христианским, есть большой грех. Св. Златоуст говорит, что такой грех никогда не простится родителям. «Даруя нам детей, — пишет святитель, — Господь вверяет их нашему попечению и предоставляет нам власть над ними. Чем оправдаемся мы пред Господом? Не тем ли, что дети нас не слушают? Но родители обязаны предотвращать такую гибель детей, должны овладеть первыми их впечатлениями, наложить на них узду, когда они еще не имели силы разорвать ее, а не ждать, пока страсти, усилясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми.

О родители! Не забывайте же, как велик ответ ваш пред Господом за детей, как трудна, многосложна ваша обязанность, как свят и добродетелен ваш подвиг. Хотите спасти ваших детей и спасти самих себя — воспитывайте детей в наказании и учении Господнем. Вашим детям едино на потребу — вера, религия. Религия есть броня против ударов судьбы и ухищрений врага; она есть сила для борьбы со страстями и соблазнами; она есть ручательство, что дети проживут честно, добродетельно и не совершат безумных преступлений; наконец, только религия дает возможность претерпеть невзгоды до конца и понести свой крест за Христом до дверей рая. Аминь.

Из книги: Да будет воля Твоя,  2003 г.

 

 

Краткое жизнеописание сщмч. митрополита Серафима (Чичагова).

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

ПСТГУ

Древо. Открытая православная энциклопедия

Житие на сайте Сретенского монастыря

Чичаговы — старинный дворянский род

 Лит.:

  1. Преосвященный Серафим, епископ Кишиневский и Хотинский // Кишинев, епарх. ведомости. 1908. № 45, отд. неофиц.  С. 1623—1626: портр. — Без подписи;
  2. Там же. № 47, отд. не офиц. С. 1703—1704. — Без подписи.
  3. Прибытие в г. Кишинев Преосвященного Серафима, еписко па Кишиневского и Хотинского // Кишинев, епарх. ведомости. — 1908. - № 46, отд. неофиц. С. 1667-1670. — Без подписи.
  4. Приветственная речь Преосвященному Серафиму при вступ лении его в кафедральный собор, сказанная Преосвященным Никодимом, епископом Аккерманским // Кишинев, епарх. ведомости. 1908. № 45, отд. неофиц. С. 1658—1662. — Без подписи;
  5. Там же. 1908. № 46, отд. неофиц.  С. 1665—1667.
  6. Посещение Преосвященным Серафимом торжественного со брания членов Бессарабского губернского отдела Союза русского народа // Кишинев, епарх. ведомости. 1908. № 47, отд. не офиц. С. 1731—1739. — Без подписи.
  7. Посещение Преосвященным Серафимом местной духовной семинарии // Кишинев, епарх. ведомости. 1908. № 46, отд. не офиц. С. 1670—1672. — Без подписи.
  8. Тодоровский П. П. Преосвященный Серафим (в миру Л.М.Чичагов) // Богослов, энциклопедия. Т. 10. СПб., 1909. С. 531—533.
  9. Пархомович И. М. Краткий очерк жизни и деятельности Высокопреосвященного Серафима (Чичагова), архиепископа Кишиневского и Хотинского. Кишинев, 1913.
  10. Орловская епархия в 1906—1908 гг. при Преосвященном епи скопе Серафиме (Чичагове). Кишинев, 1914.
  11. Польский М., прот. Новые мученики Российские. Т. I. Джор данвилль, 1949; Т. II. Нью-Йорк, 1957. С. 138.
  12. О Митрополите Серафиме // Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы 1925-1941: Воспоминания. Париж, 1977. С. 108.
  13. Квитницкий-Рыжов Ю. Н. Из истории популяризации медицинских знаний в России. Л. М. Чичагов и его «Медицинские беседы» // Сов. здравоохранение.  1984. № 8. С. 66—70: портр. Библиогр. в подстроч. примеч. (40 назв.).
  14. Портрет Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградско го // Русские православные иерархи, исповедники и мученики: Фотоальбом.  Париж ИМКА-ПРЕСС, 1986. С. 67.
  15. Чёрная В. В. Митрополит Серафим (Чичагов) // Журн. Моск. Патриархии. 1989. № 2. С. 13—18: портр.
  16. Сафронова Н. Владыка Серафим: «Мир трудно перестать любить» // Мед. газ. 1990. 10 июня. С. 3.
  17. Подвиг жизни // Мед. газ. 1990. 10 июня. С. 3: портр. — Без подписи.
  18. Митрополит — герой Плевны: (Отрывок из кн. А. Э. Красно ва-Левитина «Лихие годы») // Моск. церков. вестник. 1991. Окт. (№ 17) С. 10—11: портр. — Без подписи.
  19. Чёрная В. В. Отец Серафим // Русский вестник. 1991. 31 июля (№ 17). С. 12: ил.
  20. Митрополит Серафим (Чичагов) и его книга «Летопись Се рафимо-Дивеевского монастыря» / Сост. В. В. Чёрная (Чичагова), А. Н. Стрижев. М.: Град Китеж, 1992. — 32 с: ил.
  21. Чёрная В. В. Воспоминания о митрополите Серафиме и его семье // Москва. 1992. № 11—12. С. 194-199.
  22. Чёрная В. В. (Чичагова). Панихида в Кишиневе // Град Ки теж. 1992. № 2 (7). С. 19—20.
  23. Загорулько В. Возвысился духом поручик Чичагов // Веч. Петербург. 1992. 21 июля (№ 168).  С. 3: портр.
  24. Монахиня Серафима (Булгакова). Дивеевские предания: Об открытии мощей // Четвертый удел Богородицы. М., 1992..
  25. Об авторе: Митрополите Серафиме (Чичагове Леониде Михайловиче) // Николо-Угрешский вестник. 1992. № 5. С. 2—3. — Без подписи.
  26. Нилус С. А. На берегах Божией реки. Св.-Троицкая лавра, 1992. С. 16—18.
  27. Чёрная В. В. Два Серафима //Домострой. 1993. 2 февр. (№5). С. 13.
  28. Питирим (Нечаев), митр. Яснее становится путь //Да будет воля Твоя. - М.; СПб., 1993. Ч. I. С. 5—6.
  29. Георгий (Тертышников), архим. Митрополит Серафим (Чичагов) и его богословское наследие // Да будет воля Твоя. Указ. изд. 4.1. С. 7—17.
  30. Чёрная В.В. Краткое жизнеописание митрополита Серафима (Чичагова) //Да будет воля Твоя. Указ. изд. С. 5—32. Ил. с. 33—48.
  31. Иоанн (Снычев). Митрополит Мануил (Лемешевский). СПб., 1993. С. 110.
  32. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М.: Паломник, 1994. С144,146,150,412,413.
  33. Вениамин (Федченков), архиеп. Небо на земле. М.: Па ломник, 1994. С. 10—11.
  34. Житие оптинского старца Варсонофия. Введенская Опти на пустынь, 1995. С. 376.
  35. Источник живой воды. Жизнеоп. св. прав. о. Иоанна Крон штадтского / Сост. Н. И Большаков, репринт. СПб.: Царское Дело, 1995. С. 773,789,792,794—796,804—805.
  36. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Рус. Правосл. Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним.  Тверь, 1996. Кн. 2. С. 425—429.
  37. Житие священномученика митрополита Серафима (Чичаго ва). Синод. комис. Рус. Правосл. Церкви по канонизации святых. СПб.: Сатисъ, 1997. 112.
  38. Чёрная В.В. Рукоположен в Успенском соборе // Москва родословная. М.: Вече, Русскiй мiръ, 1998.
  39. Московский Новодевичий монастырь. М., 1999. С. 89—93.
  40. Слово игумении Серафимы (Чичаговой) // Слово батюшки Серафима. Стр. «Летоп. Сераф.-Дивеев. мон.»  Волгоград: Книга, 1999. С. 15—17.
  41. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» архимандрита Серафима (Чичагова) и прославление батюшки Серафима // Слово батюшки Серафима. — Указ. изд. С. 18—26.
  42. Род Чичаговых (брош. без вых. данных).
  43. Игумения Серафима (Чёрная-Чичагова). «Да будет воля Твоя». Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). Издание Сретенского монастыря, 2003.

Текст книги «Да будет воля Твоя» Часть 1  - далее по ссылке…

Текст книги «Да будет воля Твоя» Часть 2  - далее по ссылке…