Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Владимир Лозина-Лозинский (1885–1937)

протоиерей

Дни памяти
13 (26) декабря; Собор Санкт-Петербургских святых – третья неделя по Пятидесятнице; 10 (23) августа —  Собор новомучеников и исповедников Соловецких
Храмы
Храм св. апостолов Петра и Павла при СПб. Университете

Священномученик Владимир Константинович Лозина-Лозинский, протоиерей, родился 26 мая 1885 года в городе Духовщина Смоленской губернии, в семье земских врачей. Родители его по убеждениям были народники. В 1888 году мать будущего священномученика заразилась тифом, ухаживая за больными в земской больнице, и умерла. Овдовев, отец Владимира с сыновьями вернулся в Санкт-Петербург, получил место врача на Путиловском заводе и через некоторое время женился. Большая семья, в которой родилось ещё трое детей, была очень дружной, но особым благочестием не отличалась.

Владимир рос очень болезненным и впечатлительным ребёнком, необыкновенно добрым и бескорыстным. Ему был присущ врождённый аристократизм, он прекрасно говорил на европейских языках.

В 1904 году Владимир успешно окончил гимназию Императорского Человеколюбивого общества и сразу поступил на юридический факультет Университета.

В 1910 году он поступил на службу в Правительствующий Сенат. Одновременно молодой юрист продолжал изучать историю архивного дела и через два года окончил археологический институт.

Когда началась I Мировая война, Владимир Константинович, как и многие патриотически настроенные люди, стремился на фронт, но не был взят на действительную службу по состоянии здоровья. В должности помощника начальника Петроградской Санитарной автомобильной колонны он руководил перевозкой раненных с Санкт-Петербургских вокзалов и распределял их по госпиталям, самозабвенно работая целыми сутками.

Когда в 1917 году большевики закрыли Сенат, Владимир Константинович поступил на работу статистиком на Московско-Рыбинскую железную дорогу. Желание стать священником, по-видимому, вызрело в будущем священномученике постепенно, под влиянием русской катастрофы 1917-го года. Большим потрясением для него явилось также самоубийство любимого брата Алексея в 1916 году. Впервые он заявил о своём решении стать священником в дни, когда начались открытые гонения на Церковь. В 1920 году Владимир Константинович был зачислен на первый курс Богословского Института в Петрограде, а в ноябре подал прошение о рукоположении.

После рукоположения он служил в университетской церкви Всех Святых, в 1923 году являлся настоятелем этого храма, который к тому времени был переведён на Биржевую линию, дом 8 (в квартиру академика И. И. Срезневского).

Батюшка неоднократно подвергался аресту: в 24 году по делу «Спасское Братство». Затем, он был арестован в феврале 1925 года и приговорён к десяти годам лагерей по обвинению в монархическом заговоре и служении панихид с поминовением Императорской Семьи.

Сначала он отбывал срок на Соловках. Лагерную жизнь батюшка принимал смиренно и безропотно. Он со всеми был приветлив, ласков, любил шутку, острое словцо. По воспоминаниям соузников-соловчан, аристократизм его поведения не исчезал даже тогда, «когда он отвешивал вонючую воблу» в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. Но врождённый такт «и, главное, светившаяся в нём глубокая любовь к человеку сглаживали внешние различия с окружающими». Он был «так воздушно-светел, так легко-добр, что кажется являлся воплощением безгрешной чистоты, которую ничто не может запятнать».

На Соловках отца Владимира посещали родные, которые вскоре добились смягчения приговора: в ноябре 1928 года заключение в лагере заменили пятилетней ссылкой в Сибирь. Пробыв несколько месяцев в пересыльной тюрьме Ленинграда, батюшка был отправлен в глухую деревню Пьяново, что в 150 километрах от города Братска Иркутской области.

Одновременно с отцом Владимиром в той же деревне отбывал ссылку также отправленный с Соловков епископ Василий (Зеленцов, память 22 марта), непримиримый противник политики митрополита Сергия (Страгородского).

Из Пьянова Владыка Василий послал своё последнее послание Патриаршему Местоблюстителю не только с требованием отказаться от Декларации 1927 года и с угрозой в противном случае подвергнуть того проклятию, но и с призывом бороться с советской властью всеми способами — вплоть до террора и вооружённых восстаний. Вскоре после отправления этого письма, епископ Василий мученически погиб.

После освобождения батюшка с 1934 года служил в Новгороде, став в 1935 году настоятелем кафедрального Михаило-Архангельского собора, что на Прусской улиц. Правящим архиереем Новгородской епархии в то время являлся архиепископ Венедикт (Плотников), знакомый отцу Владимиру по совместному служению в Петрограде.

1(14) мая 1936 года протоиерей Владимир был арестован вновь, отправлен на обследование в областную больницу для душевнобольных, где признан вменяемым, и 26 ноября (8 декабря) 1937 года вместе с группой прихожан опять подвергнут аресту по 58 статье, оговорен как член группы «Народная демократия на основе неогосударственного капитализма», а 13 (26) декабря того же года, в Новгороде расстрелян по решению «Особой Тройки» от 6(19) декабря. Место его захоронения Господь оставил сокровенным.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

 

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4790.htm

 

 

 

 

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3 

Церкве Русския столпе непоколеби­мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На­чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

  

Кондак, глас 2 

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра­данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на­шим.

 

Величание 

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

В семье Владимира Константиновича считали человеком несколько поверхностным, живущим внешними впечатлениями. При этом он был крайне возбудим, неустойчив и склонен к экзальтации. По воспоминаниям его сестры: "Владимир старался всем выразить сочувствие и заботу, был душой общества, умел всех объединить и развеселить".

*

Большим потрясением для Владимира явилось самоубийство любимого брата Алексея в 1916 году. Впервые он заявил о своём решении стать священником в дни, когда начались открытые гонения на Церковь.

*

Яркая личность о. Владимира запомнилась многим его соузникам-соловчанам. «Изящный, с небольшой красивой остриженной бородкой, он уже по внешности отличался от общего типа русского духовенства…». Аристократизм поведения, наклонностей и привычек не исчезал даже, «когда он отвешивал вонючую воблу» в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. Но врождённый такт «и, главное, светившаяся в нём глубокая любовь к человеку сглаживали внешние различия с окружающими», делали о. Владимира своим в среде духовенства. Он был «так воздушно-светел, так легко-добр, что кажется воплощением безгрешной чистоты, которую ничто не может запятнать».

*

Чуткий, образованный и тонкий, о. Владимир притягивал к себе людей и скоро стал известен среди новгородской интеллигенции. Среди его знакомых был С.В.Дьяконов, который написал экономическую работу, которую назвал "Программа партии народной демократии". Было сфабриковано дело о контрреволюционной организации "Партия народной демократии" — "дело Дьяконова". Среди семи арестованных был и о. Владимир.

26 мая 1885 г. — родился в городе Духовщина Смоленской губернии, в семье врачей.

1904 г. — поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

1910 г. — начал службу Правительствующем Сенате. Одновременно молодой юрист продолжал изучать историю архивного дела и через два года окончил Санкт-Петербургский археологический институт.

1920 г. — рукоположен во иерея, служил в университетской Петропавловской церкви. 

1923 г. — окончил Петроградский богословский институт.

1924 г. — арестован по делу Спасского братства.

1925 г. — вновь арестован, по обвинению в монархическом заговоре и служении панихид с поминовением царской семьи, приговорён к расстрелу, заменённому десятилетним лишением свободы. Находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).

В ноябре 1928 г. — заключение в лагере заменено ссылкой на пять лет в Сибирь. Находился в пересыльной тюрьме Ленинграда, затем был отправлен в деревню Пьяново, находящуюся в 150 километрах от города Братска Иркутской области. В той же деревне отбывал ссылку епископ Василий (Зеленцов).

1934 г. — освобождён из ссылки и служил в Новгороде.

С 1935 года — настоятель кафедрального Михаило-Архангельского собора, что на Прусской улице.

14 мая 1936 году был арестован, отправлен на обследование в областную больницу для душевнобольных, где признан вменяемым.

8 декабря 1937 году вновь арестован, обвинён в участии в деятельности некоей антисоветской группы «Народная демократия на основе неогосударственного капитализма».

19 декабря приговорён к расстрелу «тройкой» при УНКВД по Новгородской области.

26 декабря 1937 г. — расстрелян.

В августе 2000 г. — причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви  для общецерковного почитания.

В МОНАСТЫРЕ

 

Вас поведут по тем местам,
Где притаился нежный шорох,
Где дум невыплаканных ворох
Всё говорит о чём-то вам…   Где проливался тёплый воск
Большими жёлтыми слезами,
А перед мшистыми стенами
В камнях из камня крест пророс…   Где с арки выломанной вниз
Сбегают серые ступени,
И дремлют сумрачные тени,
Где чей-то грех, упавший ниц…   Но здесь теперь уж не найдёшь
Напевов нежных колоколен,
И словно тайно тяжко болен Спит монастырь, как старый дож…   И вот теперь, в ушедший век,
Вы здесь пройдёте молча мимо,
И вам приснится меч Селима,
Клобук, татары, Булат-бек…   В стене чугунное кольцо,
Седины, чёрный чёрк змеи,
Писанье старца Досифея
И чьё-то строгое лицо…

 

ЛИТУРГИЯ В СОЛОВКАХ

В полутьме без огней, чуть видны клироса.
В чёрных мантиях иноков тени.
И к незримому небу несут голоса
Откровенья незримых молений.

Потемневшие лики спокойно глядят.
И навстречу их благостным взорам,
Сердце жадно несёт свою накипь, свой чад
Перевитый тоской и укором.

Словно райские двери открыты врата.
Тайна жизни в высоком потире,
И терновый венец Жизнодавца-Христа
Озаряет горящий трикирий.

А над ним высоко за решёткой окон
Бледный путь недоступных созвездий,
Точно свиток каких-то сокрытых письмён,
Говорит о последнем возмездьи.

 http://vcisch2.narod.ru/LOZINA-LOZINSKY/Lozina-Lozinsky.htm

 

«А.И» – сщмч. Илариону, архиепископу Верейскому

Над этим полным страха строем, Где грех, и ложь, и суета — Мы свой надмирный город строим, Наш мир под знаменем креста.   Настанет день, и час расплаты За годы крови и тревог, Когда-то на земле распятый На землю снова снидет Бог.
С крестом как символом спасения, Он воззовет и рай и ад: И, се, расторгнутся каменья, Се, бездны тайны возвестят.
Полярные растают льдины, Погаснет солнце навсегда, И первозданные глубины Откроет каждая звезда.
Тогда из тьмы времен сметенных В последнем ужасе угроз, Восстанут души убиенных За имя вечное — Христос.
И Бог страдавший, Бог распятый, Он примет подвиг их земной: Его посол шестокрылатый Их позовет своей трубой.
И в град Грядущего, ликуя, Они войдут, как в некий храм, И вознесется «Аллилуия» Навстречу бурям и громам.
Тогда, о Боже, к смерти, к ранам, Ко всей их скорби мировой, Теперь Тобою осиянным Мы, люди, бросимся гурьбой.
Твоя любовь есть бесконечность; И ради их, нас не кляня, Ты, Господи, введешь нас в вечность Невечереющего дня.

 

 

Православная энциклопедия

Древо. Открытая православная энциклопедия

ПСТГУ

Карпычева Л. А. НОВОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ЛОЗИНА-ЛОЗИНСКИЙ

«Кто в полный рост живёт, тот первым погибает» (сщмч.Владимир Лозина-Лозинский), Православный Санкт-Петербург №6(234), 2011 г. (авт. И. Николаева)

 

Лит.:
  1. РБС. Т. 10. С. 586;
  2. Андреев Г. Соловецкие острова // Грани. 1950. № 8. С. 48;
  3. Тарле В. Е. Крымская война. М.; Л., 1950. Т. 2. Л. 331-333;
  4. Розанов М. Соловецкий лагерь в мон-ре, 1922-1939 гг.: Факты, домыслы, «параши»: Обзор восп. соловчан соловчанами. Франкфурт-на-Майне, 1980. Кн. 2. С. 50;
  5. Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991. С. 304;
  6. Антонов А. А., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 1996. Т. 2. С. 64;
  7. Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского ин-та // Минувшее. СПб., 1998. Вып. 24. С. 535;
  8. Телешова Н. Н. Дело лицеистов 1925 г. // Звезда. 1998. № 6. С. 122;
  9. Шкаровский М. В. Иосифлянское течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 114-115, 278-279;
  10. Карпычева Л. А. Новомученик прот. Владимир Лозина-Лозинский // С.-Петербургские ЕВ. 2000. № 13;
  11. Петров М. Н. Крест под молотом. Новгород, 2000. С. 112;
  12. Об авторе стихов «Из старой папки...»: Сщмч. прот. Владимир Лозина-Лозинский (26 мая 1885 г.- 26 дек. 1937 г.) // Мир Божий. 2003. № 1(9).
  13. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.46, 92-93.
  14. Погодин Ф. Из соловецких тетрадей / Российский Православный Университет ап. Иоанна Богослова. Ученые записки. Вып.1. М., 1995. С.188-194.
  15. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С.70.
  16. Минувшее: Исторический альманах. 15. М.; СПб.: Atheneum: Феникс, 1993. С.539,563,608.
  17. Соловецкий мартиролог // Православный церковный календарь 2001г. Издание Соловецкого монастыря.
  18. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. С.11.
  19. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. С.70.
  20. Ленинградский мартиролог, 1937-1938: Книга памяти жертв политических репрессий. Т.5. 1937 год. СПб., 2002. С.112.
  21. Соколова Лидия. Чистая пшеница Христова // Православный Санкт-Петербург. 2000. N 8(99). С.1.
Арх.:
  1. РГИА. Ф. 1344. Оп. 315. Ед. хр. 12. Л. 12;
  2. Ф. 1343. Оп. 36. Ч. 1;
  3. Ф. 768. Оп. 2. № 886. Л. 6;
  4. Ф. 733. Оп. 201. № 207. Л. 39, 63;
  5. Ф. 1344. Оп. 315. № 335. Л. 1-40;
  6. ЦГиА СПб. Ф. 1001. Оп. 7. № 4. Л. 180;
  7. Архив УФСБ по г. С.-Петербургу. Д. П-85538;
  8. Д. П-82582;
  9. Архив УФСБ по Новгородской обл. Д. 1 А/12.179.
Ист.:
  1. Список дворян, внесенных в дворянскую родословную книгу Подольской губ. Каменец-Подольск, 1897. С. 391;
  2. Мещерский Н. А. Отрывки воспоминаний // С.-Петербургские ЕВ. 1991. № 3/4. С. 81; Рус. мысль. П., 1949. № 190. С. 1.