Священномученик Григорий Поспелов (1877–1921)

Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Григорий Поспелов (1877–1921)

протоиерей

Дни памяти
13 (26) марта; Собор Санкт-Петербургских святых – третья неделя по Пятидесятнице
Храмы
Никольский Морской собор в Кронштадте

 

Священномученик Григорий родился 12 декабря 1877 года в семье певчего Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге Иоанна Поспелова, который впоследствии был рукоположен во диакона и закончил свою жизнь диаконом Морской Богоявленской церкви в Кронштадте. Первоначальное образование Григорий получил в Александро-Невском духовном училище в Санкт-Петербурге, затем в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, которую окончил в 1900 году. В этом же году скончался его отец, и 11 июня 1900 года Григорий Иванович был рукоположен во диакона к Морской Богоявленской церкви. Кроме участия в богослужениях, отец Григорий был законоучителем в Портовой школе, в начальной школе при Кронштадтской городской полиции, а также в церковноприходской школе при Свято-Троицком Обществе трезвости. В 1905 году при Обществе был выстроен молитвенный дом. С 1909 года Свято-Троицкое Общество трезвости было приписано к Морской Богоявленской церкви. В 1913 году был освящен вновь построенный величественный собор во имя святителя Николая Чудотворца, и отец Григорий стал служить диаконом и здесь.

Молитвенный дом Общества трезвости своими богослужениями и устраиваемыми в нем чтениями, в которых активное участие принимал диакон Григорий Поспелов, привлекал по воскресеньям до тысячи человек, в основном рабочих Кронштадтского порта. Церковноприходская школа при Обществе была открыта в 1908 году. Поначалу школа теснилась в небольшом помещении, которое арендовали члены Общества, но затем было выстроено новое здание, в его строительстве активное участие принимал диакон Григорий.

В 1908 году диакон Григорий был назначен помощником руководителя Свято-Троицкого Общества трезвости, а в 1917 году — его руководителем. В 1917 году после ухода за штат одного из священников Богоявленского собора Общество трезвости стало ходатайствовать перед духовным начальством, чтобы на эту вакансию был рукоположен диакон Григорий. 15 октября 1917 года он был рукоположен во священника к Богоявленскому собору. Вскоре после начала своего священнического служения он был возведен в сан протоиерея.

В марте 1921 года матросы Кронштадтского гарнизона подняли восстание против большевиков. После боев и первых жертв протоиерей Григорий был приглашен отпеть убитых. Большевики, подавив восстание, приступили к обыскам и арестам, и 25 марта в квартире отца Григория состоялся обыск, при котором были найдены некоторые бумаги, о которых один из производивших обыск красноармейцев показал: «Я нашел в книжном детском шкафу, внизу под книгами, в папке с разными бумагами, в которой были детские бумаги и ученическая переписка... разного рода напечатанную на бумаге переписку, в которой упоминаются с насмешкой имена вождей. Когда мы Поспелову представили эти бумаги, то он в категорической форме отказался от таковых»[1].

После обыска протоиерей Григорий был заключен в кронштадтскую морскую следственную тюрьму.

Во время допроса, на следующий день после ареста, следователь спросил священника о его участии в Кронштадтском восстании, на что отец Григорий ответил, что в восстании не участвовал, но когда требовалось, то исполнял свои священнические обязанности.

—    Почему вы арестованы? — спросил его следователь.

—    Причину своего ареста я объяснить не могу, потому что не знаю, — ответил священник.

—    Вы обвиняетесь в агитации против советской власти, — заявил следователь.

—    Агитации никогда никакой против советской власти не вел.

—    Во время авантюры в Кронштадте вы говорили проповеди с церковного амвона в пользу авантюристов?

—    Никаких проповедей в пользу ревкома не говорил, а вел только исключительно церковные беседы.

—    Во время похорон убитых при первом наступлении советских войск на Кронштадт какие церемонии были у вас проделаны и что вы говорили при отпевании?

—   Я знаю только одну панихиду в госпитале, на других панихидах, кроме Морского собора, нигде не присутствовал; на этих двух панихидах проповедей не произносил.

—    Был ли церковный звон, а также проводило ли духовенство похоронную процессию на кладбище, на могилы?

—    Церковного звона не было, а также и духовенство не ходило провожать процессию на могилы.

—    Как вы относились к советской власти до авантюры?

—    К советской власти я относился добросовестно, исполнял все ее декреты с точностью, никакой агитации не вел даже тогда, когда получал минимальный паек в четверть фунта хлеба.

—   Как вы относились к временному ревкому и как вы считали этот период времени — революцией или авантюрой?

—    Революцией я его не считал, относился безразлично.

Спросили священника и о найденных в его квартире бумагах, в которых с насмешкой упоминались имена коммунистических вождей, но от принадлежности этих бумаг ему отец Григорий снова категорически отказался. Бумаги эти сотрудники ЧК из дела изъяли, из чего можно предположить, что они ими были подброшены в квартиру священника, так как все другие бумаги, принадлежащие священнику и не имеющие политического характера, оказались приобщенными к делу. Сразу же после допроса, следователь вынес свое заключение по делу, признав священника виновным в агитации против советской власти, что «принимая во внимание вынутые материалы у Поспелова при обыске, ясно указывает, что, имея такой материал во время кронштадтской авантюры, Поспелов был недоволен советской властью, что и дает повод подозревать его в агитации, а потому предполагал бы привлечь Поспелова к ответственности»[2].

Чрезвычайная революционная тройка приговорила отца Григория к расстрелу. Протоиерей Григорий Поспелов был расстрелян почти сразу же после приговора во дворе кронштадтской морской следственной тюрьмы. Во время расстрела он крепко сжимал в руках крест, который, несмотря ни на приказания, ни на удары солдат, он не отдал.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март».

Тверь. 2006. С. 163-166

http://www.fond.ru/userfiles/person/335/1293748856.pdf

 

 

1. ЦА ФСБ России. Д. 114728. Т. 205, л. 53.

2. Там же. Л. 50 об.

 

 

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3 

Церкве Русския столпе непоколеби­мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На­чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

  

Кондак, глас 2 

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра­данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на­шим.

 

Величание 

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

В период обучения в семинарии постоянно участвовал в богослужениях как певчий (обладал прекрасным сильным басом) в Морской Богоявленской церкви, часто исполнял в храме обязанности псаломщика. Досрочно сдал экзамены и был выпущен из семинарии по 2-му разряду. После смерти отца был рекомендован на его место по ходатайству св. прав. Иоанна Кронштадтского, хорошо знавшего семью Поспеловых.

*

Во время революционного выступления и погромов в Кронштадте 27 окт. 1905 г. вместе со священниками Морской Богоявленской ц. шествовал с крестным ходом для умиротворения толпы.

www.pravenc.ru

 *

Свидетелем казни оказался один из тюремных служащих. Он рассказывал, что батюшка умер, крепко сжимая в руках крест. Ни окрики с требованием бросить крест, ни удары не поколебали священника.

http://grad-petrov.ru/calendar.phtml?page=descr&id=614

 

12 декабря 1877 г. — родился в Санкт-Петербурге в семье диакона, певчего Придворной Певческой капеллы.

1886 г. — поступил в Александро-Невское Духовное училище.

1900 г. — окончил СПб. Духовную семинарию.

1900 г. — рукоположен в диакона.

1900–1918 гг. — служил в Морском Богоявленском храме в Кронштадте.

1913–1917 гг. — служил в Никольском Морском соборе в Кронштадте.

1901–1917 гг. — преподавал Закон Божий в школах Кронштадта.

1903–1906 гг. — работал в Кронштадтском отделении Общества попечения о бедных военного и морского духовенства.

1906–1921 гг. — работал в Кронштадтском Свято-Троицком Обществе трезвости.

1908 г. — помощник руководителя Кронштадтского Свято-Троицкого Общества трезвости.

1917 г. — руководитель Кронштадтского Свято-Троицкого Общества трезвости.

1917г. — рукоположен в иерея.

1918-1921 гг. — служил в храме Свято-Троицкого Общества трезвости в Кронштадте.

1921 г. — арестован, приговорен к расстрелу ("участник в Кронштадтском мятеже, явный белогвардеец"; отпевал восставших моряков).

29 марта 1921 г. — расстрелян в морской следственной тюрьме.

2003 г. — канонизирован Определением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Древо. Открытая православная энциклопедия

Православная энциклопедия

ПСТГУ

  1. Протопресвитер М. Польский. Новые мученики Российские. Т. 1. Джорданвилл, 1949. С. 203. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 33.
  2. Федотова С. Н. Сщмч. прот. Григорий Поспелов (1877-1921) // ЦВ. СПб., 2003. № 809. С. 10-12;
  3. она же. Сщмч. прот. Григорий Поспелов, Кронштадтский // Петербургские ЕВ. Вып. 33. 2005. С. 113-120;
  4. Объявления // Труд и земля. 1917. 14 окт.;
  5. ЖНИР. Т. 3: Март. С. 163-166.
Арх.:
  1. ЦА ФСБ РФ. Д. 114728;
  2. РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 2655;
  3. Оп. 5. Д. 8932;
  4. Оп. 10. Д. 83;
  5. Оп. 12. Д. 85;
  6. Оп. 13. Д. 56;
  7. Оп. 14. Д. 203;
  8. Оп. 16. Д. 1913;
  9. ЦГА СПб. Ф. 285. Оп. 13. Д. 13.