Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Карп Эльб (1869–1937)

протоиерей

Дни памяти
11 (24) сентября; Собор Санкт-Петербургских святых – третья неделя по Пятидесятнице; Собор святых Земли Эстонской 18 ноября (1 декабря)
Храмы
Исидоровская церковь, церковь Казанской иконы Божией Матери на Красненском кладбище

 

Священномученик Карп родился 5 февраля 1869 года в деревне Оло Феллинского уезда Лифляндской губернии. Происходил он из крестьянской семьи, но по стопам своего отца не пошел, а нашел свое первое призвание в педагогической деятельности. Любовь к Церкви Христовой и любовь к детям – вот те две черты, которые во многом определили первоначально его жизненный путь.

Отец Карп получил приглашение от настоятеля эстонского прихода С.-Петербурга священника Павла Петровича Кульбуша (будущего священномученика Платона, епископа Ревельского) занять открывшуюся штатную должность диакона. Отец Павел, благочинный эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии, был человеком весьма разборчивым и избирательным в вопросе подбора церковных кадров, и тот факт, что пюхтицкий диакон, не имевший духовного образования, был определен в столичный приход, лишний раз говорил о незаурядных качествах отца Карпа Эльба.

Несмотря на то, что в то время в Петербурге было немало квалифицированного, образованного духовенства, органы церковной власти сочли необходимым определить его законоучителем сразу в два учебных заведения – во 2-е и 4-е Коломенские женские начальные городские училища. Наряду с этим, диакон-педагог преподает Закон Божий в эстонской церковно-приходской двухклассной школе. Впоследствии, в 1914 году, его приглашают быть законоучителем в образцовый приют барона А.А. Штиглица, который обучал около 200 петербургских мальчиков и девочек из малообеспеченных семей. Таким образом, в бытность свою в Петербурге диакон Карп преподавал одновременно в четырех учебных заведениях столицы, причем в двух из них – в приюте и в эстонской школе – обучал безвозмездно.

Его педагогическая деятельность неоднократно была отмечена правительственными наградами. 13 февраля 1902 года он был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте, 6 мая 1904 года за отлично-усердную службу преподано ему было благословение Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты, а в мае 1911 года отец Карп за труды на поприще народного просвещения был представлен к ордену св. Анны третьей степени.

С 25 февраля 1903 года он состоял членом и делопроизводителем комиссии по построению Исидоровской церкви. Зачастую, в силу обстоятельств, он оставался фактически главным распорядителем всех строительных работ. Во время длительных отлучек настоятеля отца Павла Кульбуша диакон Карп являлся доверенным лицом последнего и нес полноту ответственности за возведение здания храма и церковного дома при нем. Уезжая из города, настоятель целиком и полностью полагался на исполнительность, расторопность и трудолюбие своего диакона, не сомневаясь в том, что он справится лучше других с возникающими проблемами.

Между тем, приближался 1917 год, до неузнаваемости изуродовавший жизнь России – величайшей державы мира. В этом году православный эстонский приход в Петрограде остался без настоятеля. Прот. Павел Кульбуш – славный основатель, строитель храма и первый его незабвенный настоятель – по рукоположении его 31 декабря в сан епископа отбыл в Эстонию, на новое место своего служения. За день до этого события, 30 декабря, состоялось собрание прихода Исидоровской церкви, на котором было принято решение просить Петроградского митрополита Вениамина (Казанского) рукоположить диакона Карпа Эльба во иереи с оставлением его в Исидоровской церкви вторым священником. 8 января диакон Карп Эльб был рукоположен священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, во пресвитера. Наступал новый этап в жизни о.Карпа – период пастырских трудов, который продлился без малого двадцать лет и завершился мученической кончиной.

Он стал пастырем в 1918 году, когда служение в Церкви не сулило ни материальных выгод, ни почестей, ни благоустроенной жизни. Впереди его ждало медленное, растянувшееся на 20 лет, сдавливание тисками безбожного режима, завершившееся в конечном итоге расстрелом.

Послереволюционный период жизни Исидоровского прихода, как и многих приходов Русской Церкви, покрыт покровом неизвестности.

Остались все же скупые, но многозначительные отметки, по которым до некоторой степени можно воссоздать облик духовенства Исидоровской церкви в послереволюционные годы. Прежде всего следует отметить, что Исидоровский приход был одним из немногих приходов города, не уклонившимся в обновленчество. Также священники эстонской церкви не сочли возможным перейти на новый стиль после известного указа св. Патриарха Тихона о реформе богослужебного времени. При этом свящ. Карпу Эльбу и прот. Александру Пакляру – настоятелю храма – никогда не приходило в голову выйти из послушания правящему архиерею. Не было в них ни слабодушия, ни трусости. Как и многие другие, они посчитали, что церковная политика митр. Сергия, хоть и является вынужденной и унизительной уступкой богоборческой власти, но не посягает на чистоту догматов Православной веры. Самым, пожалуй, убедительным свидетельством верности и глубочайшей преданности Истине свящ. К.Эльба является протокол допроса, который вообще можно считать редчайшим памятником исповедничества и мученичества того времени.

«Вопрос: Вы арестованы по обвинению в ведении контрреволюционной пропаганды. Дайте показания.
Ответ: Никакой контрреволюционной пропаганды я не вел.
Вопрос: Вы говорите неправду. Следствие располагает данными, изобличающими вас в контрреволюционной пропаганде.
Ответ: Подтверждаю свой первый ответ, что никакой контрреволюционной пропаганды я не вел.
Вопрос: Следствием установлено, что вы по вопросу о положении Церкви в СССР вели агитацию, что сов. власть является гонительницей Церкви.
Ответ: Подобной пропаганды я не вел.
Вопрос: Признаете ли себя виновным, что вы допускали оскорбительные выпады против сов. власти, называя таковую кучкой разбойников?
Ответ: Виновным себя не признаю, подобных слов я не говорил.
Вопрос: Следствию известно, что вы вели контрреволюционную клевету по вопросу о материальном положении рабочих и крестьян, высказываясь, что как рабочие, так и крестьяне стонут от недостатков, живя в нуждах.
Ответ: Подобных высказываний я не говорил.
Вопрос: Следствием установлено, что вы вели контрреволюционную пропаганду, что СССР оказывает помощь самолетами республике Испании.
Ответ: Этого я не говорил.
Вопрос: Признаете ли себя виновным, что вы распускали контрреволюционную клевету о преследовании ни в чем не повинных людей в связи с годовщиной смерти Кирова?
Ответ: Не признаю себя виновным, подобной контрреволюционной клеветы я не вел.
Вопрос: Следствию известно, что вы вели контрреволюционную пораженческую пропаганду в связи с изменой Тухачевского и др. предателей.
Ответ: Контрреволюционной пораженческой пропаганды я не вел.
Вопрос: Следствие подтверждает свое обвинение по всем вопросам и требует дачи искренних показаний.
Ответ: Подтверждаю, что я говорю искренне и чистосердечно».

Вероятно, отец Карп внутренним чутьем догадывался, что стоит ему только хоть на миг согласиться со следователем – и натасканный во лжи сотрудник ГПУ, перефразировав его слова и вывернув их наизнанку, тут же припишет к показанию и то, чего никогда он не говорил. Вовлекаться в беседу с умом, озадаченным единственной целью погубить как можно большее количество людей, отцу Карпу было недопустимо.

Первый допрос оказался и последним. 24 сентября 1937 года приговор тройки УНКВД по Ленинградской области о вынесении протоиерею Карпу Эльбу высшей меры наказания был приведен в исполнение.

 

http://www.orthodox.ee/epc/index.php/ru/history-ru/estonian-saints-ru/89-istoria/est-saints-rus/99

 

 

Тропарь, глас 4

Простотою и незлобием просветися житие твое,/ утверди бо тя Христос Бог на камени заповедий Своих./ Сего ради во дни смуты правоверие сохранил еси/ и в мучении мужество обрел еси,/ терпением душу свою стяжав,/ священномучениче Карпе,/ во Царствии Небеснем со всеми святыми водворяешися.

В 1895 г. игумения Пюхтицкой обители начала строить в монастыре церковно-приходскую школу. Параллельно со строительством игумения приискивала подходящий штат для
школы. Ей был порекомендован Карп Эльб, к тому времени проявивший себя как способный и отличившийся законоучитель, обладающий "добрыми душевными качествами".
Лучшей кандидатуры, чем молодой учитель для этой цели не нашлось бы, т. к. Карп Карпович, как эстонец по национальности, владел местным языком. Три года он провел
в Пюхтицкой обители и зарекомендовал с самой лучшей стороны. В 1899 г. он был переведен в Санкт-Петербург и определен диаконом к эстонскому приходу, возглавляемому священником Павлом Кульбушем.

*

К приезду о.Карпа в Петербург эстонский приход только начал складываться. Регулярные богослужения совершались в подвале Малоколоменской Воскресенской церкви.
При приходе была церковно-приходская школа, в 1898 г. организовано эстонское братство во имя свщмч.Исидора Юрьевского. При приезде в город о. Карп подключается
ко всем сферам деятельности прихода и становится незаменим помощником о. Павлу Кульбушу. Он начинает безвозмездно преподавать Закон Божий в школе. Педагогический талант был замечен епархиальным начальством и его уже на следующий год приглашают преподавать в Коломенское женское училище, а еще через год в двуклассное Коломенское училище. В 1902 г. о. Карп за педагогическую деятельность
был награжден серебряной медалью "За усердие".

*

В 1914 г. он был приглашен в самое привилегированное заведение Петербурга - приют барона Штиглица. В 1903 г. состоялась закладка Свято-Исидоровской церкви, построение которой было главной заботой эстонского братства, в постройке храма о. Карп был ближайшим помощником о. Павла Кульбуша, которого он заменял во время его отлучек. В это время надо отметить и лекторскую работу, которую проводил о. Карп среди прихожан Исидоровского братства, им проводились вечерние беседы после всенощных, произносились тематические проповеди по объяснению богослужений.

* 31 декабря 1917 г. о. Павел Кульбуш был хиротонисан во епископа и отбыл в Рижскую епархию. За день до этого события состоялось собрание прихода, на котором было принято решение просить Петроградского митрополита Вениамина (Казанского) рукоположить о. Карпа во иерея с оставлением его в Исидоровской церкви. * В послереволюционное время о. Карп стал инициатором детского кружка, напоминавшего современные воскресные школы, таким образом решался вопрос о религиозном воспитании
детей, при кружке был создан детский хор для участия в богослужении. Исидоровская церковь была одной из пяти церквей Петрограда, которая не перешла в обновленчество. * В 1920-е годы церковный дом при Исидоровской церкви играл немаловажную роль в епархиальной жизни города, в нем размещалось Богословско-пастырское училище,
которое было чуть ли единственным православным духовным учебным заведением города. В 1925 г. церковный дом предоставлял свои помещения для занятий Высших Богословских курсов, о. Карп был назначен экономом этих курсов. Отец Карп служил до закрытия церкви
в 1935 г.  ПСТГУ

5 февраля 1869 г. – родился крестьянской, лютеранской семье.

1889 г. – окончание Прибалтийской семинарии в Гольдингене (ныне г. Кулдига в Латвии);

14 января 1896 г. – рукоположен во диакона;

1899г. – переведен в Санкт–Петербург диаконом в Малоколоменскую Воскресенскую Церковь;

8 января 1918 г. – рукоположен в сан священника;

4 августа 1923г. – арестован;

1924 г. – возведен в сан протоиерея;

1935 г. – переведен в Князь-Владимирский собор;

1936 г.– переведен в церковь Казанской иконы Божией Матери на Красненском кладбище;

25 августа 1937 г. – арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности»

20 сентября 1937 г. – приговорен к расстрелу;

24 сентября 1937 г.– расстрелян;

22 февраля 2001 г.– причислен к лику святых.

«Жертва благовонная во очищение грехов», Православный Сагкт-Петербург №1(217), 2010 г. (И.Николаева)

Ленинградский мартиролог, 1937-1938: Книга жертв политических репрессий. Т.1. Август-сентябрь 1937 года. СПб., 1995. С.648. Чуков Николай, прот. Один год моей жизни: Страницы из дневника// Минувшее: Исторический альманах. Вып.15. М.; СПб.: Atheneum: Феникс, 1994. С.512-618. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С.121. Определение Священного Синода от 22 февраля 2001 года// ЖМП. 2001. N 3. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.13. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.13. Нестор (Кумыш), иеромонах. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб.: Сатис, Держава. 2003. С.167-181.