Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Платон (Кульбуш) (1869–1919)

епископ Ревельский

Дни памяти
1 (14) января; Собор Санкт-Петербургских святых – третье воскресенье по Пятидесятнице, Собор святых Земли Эстонской 18 ноября (1 декабря)
Храмы
Александро-Невская Лавра, Исидоровская церковь

Священномученик Платон, епископ Ревельский (в миру Павел Петрович Кульбуш), родился 13 июля 1869 года в Рижской губернии в эстонской семье псаломщика. В 1893 году Павел Петрович окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

Через год в Петропавловском соборе Павел Кульбуш был рукоположен в сан священника и определен на должность настоятеля эстонского православного прихода в Петербурге. В организации прихода большую роль сыграл сам отец Павел, который, еще будучи студентом академии и членом Общества религиозно-нравственного просвещения, уделял много сил и внимания устройству быта и духовной жизни эстонской диаспоры в Петербурге.

Богослужения для нового православного эстонского прихода пришлось совершать в подвале Малоколоменской Воскресенской церкви. Начался долгий период сбора средств на постройку своего храма, приходского дома, на устройство эстонской церковно-приходской школы. В этом деле огромную помощь (как моральную, так и материальную) оказал молодому настоятелю протоиерей Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

В 1898 году на Екатерининском канале (ныне это канал Грибоедова) в доме № 75 была открыта эстонская двухклассная церковно-приходская школа. Ее заведующим, вплоть до своей епископской хиротонии, оставался ее создатель отец Павел Кульбуш. Он сам и члены причта вели занятия безвозмездно. При школе существовал небольшой интернат, самые бедные ученики обеспечивались питанием.

В том же году по инициативе отца Павла в Петербурге было открыто эстонское Братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Целью его была забота о возрастании и духовном укреплении православной эстонской паствы, издание и распространение духовной литературы на эстонском языке, устройство библиотек, помощь нуждающимся, построение приходского храма.

Деятельность отца Павла была воистину многогранной и выходила за пределы своего прихода и братства. Он был известным в городе проповедником, чьи проповеди регулярно печатались в «Санкт-Петербургском духовном вестнике», законоучителем в Литейной женской гимназии, занимал ряд административных постов в епархии, в частности, постоянно избирался членом комиссии, готовившей ежегодные съезды епархиального духовенства. По свидетельствам современников, тонкий и глубоко образованный человек, чуткий, мягкий и приветливый в обращении, сочетавший широту взглядов и чувство юмора с постоянной духовной сосредоточенностью и религиозным рвением, отец Павел Кульбуш был любим не только своей эстонской паствой, но и многими петербуржцами из разных слоев общества.

В 1903 году во всех храмах Российской империи был объявлен сбор пожертвований на постройку в Петербурге эстонской православной церкви во имя священномученика Исидора Юрьевского. По ходатайству отца Павла участок земли под храм и приходский дом на Екатерининском канале Петербургская городская дума передала эстонскому приходу в дар, а архитектор Полещук безвозмездно исполнил проекты и эскизы всех построек.

20 апреля 1903 года состоялось освящение места на постройку церкви, в котором принимал участие отец Иоанн Кронштадтский. Уже 23 сентября 1907 года был освящен и сам двухэтажный храм, в котором богослужения совершались на эстонском языке. В освящении храма также принял участие Кронштадтский пастырь, всею душой болевший о деле утверждения эстонского православия.

Отец Павел Кульбуш был благочинным двенадцати эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии. Ему неоднократно предлагались архиерейские кафедры в разных епархиях, но он всегда отказывался, желая служить эстонскому народу, из которого происходил.

В 1917 году отец Павел принял монашество с именем Платон и сразу же был возведен в сан архимандрита. В том же году священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) отец Платон был хиротонисан во епископа Ревельского.

Владыка ревностно восстанавливал в Эстонии церковную жизнь, объезжал дальние приходы, ободрял смятенные революционными событиями души верующих. От духовенства он требовал близости к народу: «Ныне сила в народе, в единении с ним, — писал он в своём Послании, — нужно духовенству искать частого общения с ним, встреч, разговоров, знакомства с их настроениями, надеждами, исканиями».

В 1917-1918 годах владыка Платон принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Но чтобы не быть отрезанным от своей паствы, он спешно вернулся в Ревель, это произошло за несколько дней до прихода туда германских войск.

В это время владыка управлял также Рижской епархией, и перенес свою кафедру в город Юрьев. После того, как немецкие войска, оккупировавшие Эстонию, покинули Юрьев, город заняли большевики.

20 декабря 1918 года прямо в алтаре храма, во время всенощной, епископа Платона арестовали вооружённые красноармейцы. Причём один вошел в алтарь как был, в шапке, и сел на Престол.

Святителя и арестованных с ним 17 человек заключили в подвал бывшего кредитного Банка, превращённого большевиками в тюрьму, где они подверглись всяческим издевательствам. Владыку заставляли под конвоем носить через весь город пятипудовые мешки, под тяжестью которых он падал. Так мучили его 12 дней. Вскоре пришло известие о приближении Белой Армии. В ночь на 1 января (по старому стилю) владыку вызвали на ночной допрос. Комиссар настаивал, чтобы он перестал проповедовать Евангелие, на что святитель ответил: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа».

В ту же ночь святитель Платон принял мученическую кончину, он был зверски убит вместе с другими священнослужителями, арестованными в качестве заложников.

В этот же день в город вошли белые войска. Верующие поспешили в подвал, в котором большевики производили расстрелы. Гора ещё тёплых трупов с раздробленными черепами предстала их взорам.

На теле епископа Платона были найдены следы семи штыковых и четырёх огнестрельных ран, правый глаз святителя был поражён разрывной пулей. Персты его правой руки были сложены для крестного знамения.

Отпевание мучеников было совершено в Успенском соборе города Юрьева (ныне это город Тарту). Честные останки владыки Платона (Кульбуша) были торжественно перевезены в Таллин и погребены у левого клироса Спасо-Преображенского собора.

сайт радио Град Петров



Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3 

Церкве Русския столпе непоколеби­мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На­чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

  

Кондак, глас 2 

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра­данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на­шим.

 

Величание 

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

 

В 1894 г. молодой священник был определен в новый эстонский приход Санкт-Петербурга и назначен благочинным эстонских приходов Санкт-Петербургской губернии. Стараниями о.Павла при приходе была открыта школа для эстонских детей, а в 1899 г. организовано в Санкт-Петербурге православное эстонское братство во имя сщмч. Исидора Юрьевского. При его ближайшем участии была построена русско-эстонская церковь во имя сщмч. Исидора Юрьевского, освященный 23 сентября 1907 г. настоятелем которой он и стал.

ПСТГУ

*

24 декабря 1917 г. отец Павел был пострижен в монашество с именем Платон и возведен в сан архимандрита, а 31 декабря митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и епископ Лужский Артемий (Ильинский) хиротонисали его во епископа Ревельского.

*

2 января 1919 г. большевики арестовали епископа Платона. В ночь на 14 января епископа Платона вызвали на допрос. Комиссар настаивал, чтобы владыка прекратил проповедовать Евангелие, на что епископ ответил: "Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа».

Парменов А. Их страданиями очистится Русь. М., 1996. С. 90.

13 июля1869 г. — родился в деревне Поотси-Кыпу Лифляндской губернии в семье псаломщика.

1880 г. — поступил в Рижское духовное училище, а через четыре года — в семинарию.

1890 г. — окончил Рижскую духовную семинарию по первому разряду и, как лучший студент выпуска, был направлен на учебу в Санкт-Петербургскую духовную академию на полное казенное содержание.

1894 г. — окончил академию по первому разряду со степенью кандидата богословия.

5 декабря 1894 г. — рукоположен в сан священника в Петропавловском соборе и определен на должность настоятеля эстонского православного прихода в Петербурге,

29 ноября 1898 г. по инициативе о. Павла в Петербурге было открыто эстонское Братство во имя священномученика Исидора Юрьевского.

31 декабря 1917 г. — хиротонисан во епископа Ревельского в Александро-Невском соборе в Ревеле (Таллине).

2 января 1919 г. — арестован прямо на улице и вместе с другими жителями города.

В ночь с 14 на 15 января 1919 г. — расстрелян большевиками в г. Тарту.

В августе 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве епископ Платон был причислен к лику новомучеников российских.

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

Древо. Православная Энциклопедия. Платон (Кульбуш)

«Ничто не заставит отступить от веры» (епископ Ревельский сщмч.Платон (Кульбуш), епископ Марийский сщмч.Леонид (Антощенко), Православный Санкт-Петербург №1(205), 2009 г. (авт.И.Рубцова)

 

Лит.:

Санкт-Петербургский духовный вестник

1895. № 3. С. 15; № 5. С. 108; № 18. С. 402-403; № 19. С. 418-423; № 37. С. 867; № 38. С. 886-887; № 50. С. 116.
1896. № 3. С. 46-47; № 10. С. 186-187; № 12-13. С. 53, 237; № 38. С. 745-746; № 43. С. 850-851.
1897. № 7. С. 135-136; № 44. С. 879.
1899. № 3. С. 31; № 6. С. 67; № 18. С. 205-206; № 46. С. 542; № 47. С. 554.
1900. № 2. С. 22-23; № 9. С. 116; № 10. С. 132; № 13. С. 170-171; № 16. С. 199-200; № 17. С. 211-212; № 38. С. 461; № 43. С. 543; № 50. С. 625; № 51-52. С. 639.