Священномученик Сергий (Флоринский) Раквереский (1873–1918)

Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Сергий (Флоринский) Раквереский (1873–1918)

протоиерей

Дни памяти
17 (30) декабря и 19 июня (2 июля); Собор святых Земли Эстонской 18 ноября (1 декабря)
Храмы
Исаакиевский собор (хиротония во священника)

Протоиерей Сергий Флоринский родился в древнем городе Суздале 4 марта 1873 года в семье священника церкви святых бессеребренников Космы и Дамиана Феодора Флоринского. По окончании в 1893 году Владимирской семинарии он поступил на должность учителя в Яксаевское земское училище Суздальского уезда. По обычаю того времени ряд лет выпускник семинарии Сергий Флоринский преподавал в учебном заведении, и только в 1900 году распоряжением протопресвитера военного и морского духовенства был определен на вакансию священника в церкви 151 пехотного Пятигорского полка. Получив назначение он венчается с Елизаветой Ивановной Смоленской, дочерью полкового священника лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка – протоиерея Иоанна Смоленского. Через два месяца, 5 марта 1900 года преосвященным Вениамином (Муратовским), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии, Сергей Федорович Флоринский был рукоположен в священника за Божественной литургией в Исаакиевском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Прямо из Петербурга новопоставленный иерей отправляется на место своего служения, в Гродненскую губернию, в местечко Береза-Картузская, где был расквартирован 151-й пехотный Пятигорский полк.

Этот полк, несмотря на свою молодость, в это время имел уже славную историю. Сформированный 28 ноября 1863 года 151-й пехотный полк, отличился в русско-турецкою войну 1877–1878 г.г. и был награжден Георгиевским знаменем с надписью «За взятие Карса 6 ноября 1877 года». После войны полк продолжал нести службу на Кавказе до 1894 года, когда он был переведен в Варшавский военный округ.

С началом русско-японской войны 1904–1905 г.г. Пятигорский полк выделил из себя 7 роту, которая отправилась в Маньжурию. В течение войны полк посылал добровольцев солдат и офицеров на пополнение. Отец Сергий вместе с воинами своего полка почти год проводит в действующей армии. Его служение на фронте было отмечено двумя наградами: орденом святой Анны III степени и памятной бронзовой медалью на Александро-Георгиевской ленте.

Необходимо отметить, что обязанности полкового священника не ограничивались совершением богослужений, но включали в себя проведение бесед с военнослужащими и членами их семей, воспитания в них духовно-нравственных качеств, а на поле боя ободрение и поддержка. Порой полковые священники шли в атаки вместе со своими частями, вместо оружия держа Святой Крест, и во время гибели не покидали своих подопечных, оставаясь на тонущих кораблях вместе с ранеными и умирающими. При этом полковые священники не всегда находили поддержку среди командования в своей деятельности.

Когда началась Первая Мировая война 1914 года протоиерей Сергий вместе со своим полком отправляется на передовую. И здесь его отмечают наградами: орден святой Анны III степени, святого Владимира IV степени и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский в своих воспоминаниях говорит, что для получения такого креста требовался особый подвиг. За свою деятельность отец Сергий снискал также любовь и уважение окружающих. Так командир полка полковник Д.Л.Ардазиани в своем письме протопресвитеру пишет: «…сообщаю Вам, что отец Сергий примерный пастырь во всех отношениях, незаменимое духовное лицо на поле брани и прекрасный человек».

После февральской революции 1917 года положение военного духовенства в частях стало очень трудным. Равнодушие и кощунства окружающих порождало чувство ненужности. Опасность смерти угрожала не столько от пуль и снарядов противника, сколько от своих же солдат взбудораженных революционной пропагандой. И в полку, где служил отец Сергий, дела не были лучше. 22 июня 1917 года отца Сергия переводят священником в 29 полевой запасной госпиталь, который в это время располагался в Эстляндии, в г. Везенберге (г. Раквере) и занимал здание городской гостиницы.

В госпитале, как и на предыдущем месте своего служения, о.Сергий своими качествами пастыря и человека в скором времени покорил сердца всех сотрудников госпиталя. Когда через 6 месяцев после его назначения, в январе 1918 года, последовал приказ народного комиссариата об увольнении всего духовенства из военного ведомства, то госпитальный комитет решительно воспротивился этому постановлению новой власти и вынес решение об оставлении о. Сергия на службе в госпитале «по желанию всего состава служащих».

Недолго пришлось прослужить отцу Сергию в госпитале. В феврале 1918 года ввиду окончательного распада русской армии и беспрепятственного продвижения германских войск вглубь России Эстляндия была занята немецкими войсками с установлением оккупационного режима. 22 марта госпиталь был расформирован, и отец Сергий остался в чужой стороне без средств к существованию. Положение усугублялось еще и тем, что новое правительство взяв под контроль все православное духовенство Прибалтийского края, не давало разрешение отцу Сергию на выезд из страны на родину, даже тогда когда надзор с него был снят.

Когда же власть в Везенберге, как и на большой части Эстляндии взяла Эстляндская Трудовая Коммуна, то 19 декабря 1918 года протоиерей Сергий Флоринский был арестован как представитель старого реакционного режима, в числе многих других жителей Везенберга из самых разных слоев общества.

По делу о.Сергия не было долгого разбирательства и суда, который определил бы его вину. В конце своего единственного и краткого допроса, протокол которого занял всего одну страницу рукописного текста, протоиерей Сергий Флоринский заявил: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь». 26 декабря комиссия вынесла постановление о расстреле. Расстрел был совершен в лесу Палермо, где ныне установлен памятный камень всем расстрелянным в то время.

После ухода большевиков все расстрелянные были перезахоронены. Протоиерей Сергий Флоринский был похоронен на городском кладбище с восточной стороны православной часовни, вокруг которой хоронили священников, служивших в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере.

В июле 2002 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Флоринский был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. 2 июля 2003 г. на месте захоронения священномученика на городском кладбище г. Раквере были произведены раскопки, в результате которых были обретены нетленные мощи святого. Ныне мощи священномученика Сергия Раквереского почивают в раке, установленной в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере.

 

Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата

 

 

Тропарь, глас 4

Воинства царя земнаго пастырь добрый,/
чада своя на подвиги ратныя укрепляя,/
живот свой за други и отечество полагати тех назидал еси./
Сам же во граде Везенберге даже до крове за имя Господне пострадавый,/
и от Небеснаго Царя венец нетленный приявый,/
священномучениче Сергие,/
моли Христа Бога спастися душам нашим.

20 декабря 1918 г. священник был допрошен, а 26 декабря было вынесено решение о его расстреле. "Считаю одно: вина моя, что я священник, в чем и расписываюсь", - заявил о. Сергий в конце своего единственного и краткого допроса, протокол которого занял всего одну страницу рукописного текста.

*

«Отец Сергий – примерный пастырь во всех отношениях, незаменимое духовное лицо на поле брани и прекрасный человек», – так писал о батюшке командир 151-го Пятигорского пехотного полка сын известного грузинского писателя полковник Давид Лаврентьевич Ардазиани – сам храбрый и заслуженный офицер и георгиевский кавалер.

*

Отец Сергий Флоринский принял мученическую смерть. Об этом свидетельствуют обнаруженный протокол допроса, а на нетленных останках священномученика Раквереского видны пулевые ранения на груди. В момент, когда мощи открывали, когда их обретали, все присутствовавшие свидетельствовали, что из могилы пошло необыкновенное благоухание.

иеромонах Нестор (Кумыш)

4 марта 1873 г. — родился в Суздале в семье священника.

1893 г. — окончил курс Владимирской духовной семинарии.

В 1893–1900 гг. — работал учителем в Яксаевском земском училище Суздальского уезда.

5 марта 1900 г. — рукоположен во иерея и направлен на должность священника в церкви 151-го пехотного Пятигорского полка (местечко Берёза-Картузская Гродненской губернии).

1904–1905 гг. — с частью военнослужащих своего полка участвовал в русско-японской войне.

1914–1917 гг. — вместе со своим полком находился в действующей армии.

С 22 июня 1917 г. — священник в 29-м полевом запасном госпитале.

20 декабря 1918 г. — арест.

26 декабря 1937 г. — приговорен к расстрелу.

30 декабря 1937 г. — расстрелян.

17 июля 2002 г. — канонизирован.

Древо. Открытая православная энциклопедия

ПСТГУ

Сайт о священномученике Сергии Раквереском

  1. Нестор (Кумыш), иеромонах. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб.: Сатис, Держава. 2003. С. 6-22.