Священномученик Михаил Богословский (1883–1940)

Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Михаил Богословский (1883–1940)

протоиерей

Дни памяти
15 (28) марта
Храмы
Храм СПбДА

Священномученик Михаил родился 5 сентября 1883 года в селе Сошки Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье псаломщика Константина Богословского. В 1905 году Михаил Константинович окончил Тамбовскую Духовную семинарию, в 1909-м — Санкт-Петербургскую Духовную академию и был направлен преподавателем нравственного и догматического богословия в Таврическую Духовную семинарию в Симферополь.

В 1921 году с приходом в Крым большевиков семинария была закрыта.

Священник Николай Мезенцев[1] с которым Михаил Константинович, живя в Симферополе, подружился, устроил его преподавателем логики и педагогики в женскую гимназию Станишевской. Здесь он познакомился со своей будущей супругой. Однако светская карьера не прельщала его, и в 1921 году, исполняя горячее желание Михаила Константиновича, архиепископ Таврический Никодим (Кротков) рукоположил его во священника к Вознесенскому собору в городе Бердянске.

В двадцатых годах власти часто инициировали религиозные диспуты, давая возможность выступить на них и православным. Отец Михаил был активным участником таких диспутов и, будучи человеком весьма образованным, всегда побеждал своих безбожных противников. Это было отмечено властями, и в 1924 году священник был арестован. Однако следователям не удалось доказать его вину, и после непродолжительного пребывания в тюрьме он был освобожден. Вскоре отец Михаил был возведен в сан протоиерея.

К середине тридцатых годов все храмы в Бердянске были или закрыты, или захвачены обновленцами, за исключением Покровского, где настоятелем был протоиерей Виктор Киранов, и отец Михаил стал его верным и активным помощником. Когда в 1936 году стало известно, что власти приняли твердое намерение закрыть и этот храм, отец Михаил помог настоятелю организовать собрание прихожан, которые 8 января 1937 года единодушно постановили храма не отдавать. Однако, несмотря на это, храм вскоре был закрыт, а священники Михаил Богословский, Виктор Киранов и Александр Ильенков - арестованы и заключены в тюрьму в Бердянске.

В тюрьме следователи жестоко пытали отца Михаила. Священник во время допросов сосредоточенно молился, время от времени осеняя себя крестным знамением. Следователь, видя крестное знамение, пришел в ярость и, размахивая наганом перед лицом отца Михаила, потребовал, чтобы он прекратил креститься. Но священник на это спокойно возразил: «У вас свое оружие, а у меня свое». На все вопросы следователя отец Михаил отвечал, что виновным себя не признает и никогда и никакой антисоветской работы не вел.

29 октября 1939 года тройка НКВД приговорила протоиерея Михаила к пяти годам заключения, и он был отправлен в исправительно-трудовой лагерь в Новосибирскую область. В заключении отцу Михаилу пришлось нелегко. Еще находясь в тюрьме, он тяжело заболел, так что всякий прием пищи вызывал у него труднопереносимую боль, а в лагере эта болезнь усилилась. Кроме того, некий преступник выбрал священника в качестве своей жертвы. Улучив удобный момент, он стал вырывать у него по волоску брови, ресницы и волосы. Надзиратель, увидев обезображенное лицо священника, ужаснулся и потребовал назвать имя мучителя, но священник отказался. Кротость и смиренное великодушие священника поразили мучителя, — он пришел к отцу Михаилу и, упав на колени, попросил прощения.

Протоиерей Михаил Богословский скончался 28 марта 1940 года в заключении и был погребен в безвестной могиле. Свидетель его кончины, его соузник протоиерей Виктор Киранов, писал после кончины пастыря своим родным: «Я жив и здоров по великой милости Божией и заступничеством угодников Его, в том числе считаю и нашего преподобного отца Михаила. Жизнь последнего была такова, что если вера наша не суетна, — а она без сомнения истинна, — то он, по аналогии со всеми святыми, без сомнения предстоит у Престола Всевышнего во всей славе своего славного жития»[2].

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

 

1. Священномученик Николай (Мезенцев) прославлен Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память празднуется 1/14 февраля.

2. Протоиерей Николай Доненко. Новомученики города Бердянска. М., 2001. С. 148.

 

 

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3 

Церкве Русския столпе непоколеби­мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На­чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

  

Кондак, глас 2 

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра­данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на­шим.

 

Величание 

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

Уже в Академии он отличался смирением, сдержанностью, углубленным интересом к богословским наукам и особенным молитвенным настроем. Аскетизм его жизни, мудрая трезвенность в суждениях снискали ему авторитет среди студентов. Реальность его духовной жизни не укрывалась за врожденной скромностью и делала Богословского, несмотря на его желание оставаться в стороне от всех шумных и многолюдных компаний, удивительно привлекательным человеком. Таким он оставался всю жизнь и во всех обстоятельствах.

*

Он был прекрасным педагогом, и за успешную педагогическую работу и хорошие результаты учебы его учеников был награжден орденом святого Станислава III степени.

*

Богословский пристально наблюдал за религиозным воспитанием и образованием детей и, не перепоручая никому, сам преподавал им Закон Божий и немецкий язык, к которому имел особое расположение.

*

После революции, когда некоторые священнослужители, не выдержав гонений, слагали с себя сан, учитель гимназии Михаил Константинович поступил противоположно. Он сознательно решил пожертвовать собой ради спасения душ людей.

*

Пребывая в особенном молитвенном настроении, литургисал с особенным подъемом, вдохновенно. Совершая богослужение, о. Михаил преображался, всем своим существом возносясь ко Господу, увлекая всех присутствующих своим вдохновенным молением.

*

Проповеди говорил просто, доступно каждому даже простому и малообразованному человеку. Но в то же время в его словах была скрыта несомненная духовная мудрость, способная удовлетворить и напитать собою образованных и взыскательных прихожан.

*

В начале 20-х годов отец Михаил нередко принимал участие в популярных в то время диспутах на религиозные темы и с завидной легкостью апеллировал не только к богословским, но и к философским первоисточникам, в которых он ориентировался неизменно лучше малограмотных общественных агитаторов.

*

Во время допросов о. Михаил сосредоточенно молился, осеняя себя крестным знамением». Следователь, видя крестное знамение, пришел в ярость и, размахивая наганом перед лицом отца Михаила, потребовал, чтобы он прекратил креститься. Но священник на это спокойно возразил: «У вас свое оружие, а у меня свое».

*

Некий преступник выбрал священника в качестве своей жертвы. Улучив удобный момент, он стал вырывать у него по волоску брови, ресницы и волосы. Надзиратель, увидев обезображенное лицо священника, ужаснулся и потребовал назвать имя мучителя, но священник отказался. Кротость и смиренное великодушие священника поразили мучителя, — он пришел к отцу Михаилу и, упав на колени, попросил прощения.

1883 г. — родился в с. Сошки Липецкого у. Тамбовской губ. Окончил Таврическую Духовную семинарию.

1909 г. — окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Кандидат богословия.

1909–1921 гг. — преподавал в Таврической Духовной семинарии г. Симферополь Таврической губ.

1921 г. — рукоположен в иерея.

1921–1924 гг. — служил в Вознесенском соборе г. Бердянск Таврической губ.

1924 г. — арестован (антиобновленческие проповеди), освобожен за недостатком улик (под давлением прихожан).

1924–1937 гг. — служил в Покровском храме г. Бердянск Запорожской обл.

1937 г. — арестован, приговорен к 5 годам ИТЛ.

1937–1939 гг. — во время следствия находился в спецотделении НКВД г. Запорожье Днепропетровской обл.

1939-1940 гг. — находился в лагере пос. Асино Новосибирской обл.

1940г. — был переведен в Краслаг НКВД г. Канск Красноярского кр.

28 марта 1940 г. — умер в лагере.

2000 г. — канонизирован Архиерейским Собором РПЦ.

Свидетель его кончины, его соузник протоиерей Виктор Киранов, писал после кончины пастыря своим родным: «Я жив и здоров по великой милости Божией и заступничеством угодников Его, в том числе считаю и нашего преподобного отца Михаила. Жизнь последнего была такова, что если вера наша не суетна, — а она без сомнения истинна, — то он, по аналогии со всеми святыми, без сомнения предстоит у Престола Всевышнего во всей славе своего славного жития».

Древо. Открытая православная энциклопедия

ПСТГУ

  1. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.  
  2. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2.  С.175. 
  3. Доненко Н., прот. Новомученики города Бердянска. М., 2001.  С.93-104,108-109,112,127,134,136,141,146-148.