Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Михаил Новицкий (1889–1935)

протоиерей

Дни памяти
17 (30) апреля; Собор Белорусских святых — третья Неделя по Пятидесятнице; 15 (28) октября — память 23 новомучеников Минской епархии
Храмы
Храм СПб. Университета

Священноисповедник Михаил родился 26 июля 1889 года в Мозырском уезде Минской губернии в семье священника Константина и его супруги Стефаниды Новицких. В их семье было тринадцать детей и, когда отец Константин скончался, его супруге пришлось нелегко. Михаил в это время окончил гимназию, уехал в Санкт-Петербург и поступил учиться в Санкт-Петербургский историко-филологический институт. Без помощи из дома ему на первых порах пришлось во многом себя ограничивать. По окончании института он в 1914 году женился на девице Зиновии, дочери священника Николая Корзуна, и был направлен преподавать латинский язык в Минскую мужскую гимназию. В 1914 году началась Первая мировая война; Михаила Константиновича из-за близорукости освободили от воинской повинности, и вместе с семьей он был эвакуирован в город Омск, где продолжал работать преподавателем.

В 1920 году Михаил Константинович вернулся в Минск и в том же году был рукоположен во священника к Петропавловскому храму в местечке Узда Минского уезда; вскоре он был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. Прихожане полюбили ревностного и отзывчивого священника, всегда готового прийти на помощь. Они помогли его семье пережить голод 1930–1931 годов.

За время служения отца Михаила безбожники несколько раз предлагали ему отречься от сана и взамен сулили выгодную работу, но он эти предложения отверг; его стали вызывать в отделение милиции, третировать и унижать.

Мир в ту пору демонстрировал разгул вопиющего зла, которое бушевало и захлестывало Россию, уничтожая и «правых» и «виноватых», и перед многими верующими людьми не раз вставал вопрос о причине столь многих бедствий, требовавших религиозного объяснения и осмысления. Отец Михаил в одной из своих проповедей сказал: «То, что мы называем злом, имеет два смысла. Есть зло действительное: блуд, зависть, воровство и бесчисленное множество пороков, достойных крайнего осуждения и наказания. Но обычно люди называют злом и голод, и смерть, и болезнь, и бедность и тому подобное; все это не может быть злом в истинном смысле слова. Потому что если бы все это было злом, то не делалось бы для нас виною благ, не обуздывало бы гордости, не искореняло бы беспечности, не возбуждало бы нас к наблюдению за собой, не делало бы нас более внимательными к самим себе. Злом считают страдание, причиняемое нам наказаниями, и считается оно так не по собственной его природе, но приспособительно к мнению людей. Разорившийся богач считает для себя величайшим злом, что у него нет возможности иметь хорошую одежду, вкусную пищу, а бедняк считал бы себя счастливым, если бы имел вдоволь хотя бы только хлеба да самую необходимую одежду. Врач считается искусным не тогда, когда предлагает больному роскошный стол, гулять в саду, ехать в места с теплым климатом, но и когда заставляет его оставаться без пищи, мучает голодом и томит жаждой, когда приковывает к постели и дом делает темницею, лишает больного самого света и закрывает комнаты со всех сторон завесами, когда подвергает его и страданиям, и режет его тело, и предписывает горькие лекарства,  ?  и тогда он тот же врач. Поэтому не странно ли того, кто причиняет столько неприятностей, называть искусным врачом и одобрять, а Бога, если Он наведет, например, смерть, голод, болезнь,  ?  хулить и не признавать? Недоумевают многие от того, почему это иной человек ведет зазорную жизнь и притесняет других, и грабит, и похищает чужое ? и не терпит никакого несчастья, а другой живет скромно и отличается милосердием, справедливостью и другими добродетелями ? и терпит болезни, бедность и другие бедствия. Но... и из ведущих греховную жизнь многие терпят несчастья  ?  и из добродетельных многие наслаждаются счастьем. Почему же из двух злых один наказывается, а другой умирает без наказания, и из двух добрых один излучает удачу, а другой всю жизнь бедствует?

В этом самом сказывается величайшее дело Промысла Божия. Если бы Он здесь всех злых наказывал и всех добрых награждал, то излишен был бы день Суда. Но если бы Бог ни одного злого не наказывал и никого из добрых не награждал, тогда порочные сделались бы еще развратнее и хуже, так как они гораздо больше добрых склонны к беспечности. Не наказывает всех, чтобы уверить нас, что есть воскресение мертвых, когда будет всеобщий суд. Наказывает некоторых, чтобы беспечных заставить задуматься о своем пути, возбуждая в них страх наказанием других. С другой стороны ? некоторых из добрых Бог награждает, чтобы этими наградами побудить других к ревности о добродетели, но не награждает всех, чтобы знали, что есть другое время, в которое всем добрым даны будут награды. Если бы здесь все получали, что заслуживают, то не стали бы верить учению о воскресении, а если бы никто не получал по заслугам, то очень многих это сделало бы еще хуже.

Есть и другая причина, отчего здесь, на земле, часто люди добрые страдают, а злые благоденствуют: если бы Бог подвергал всех наказанию тотчас после преступления, то род человеческий давно бы уже истребился и не мог бы поддерживаться. В Евангелии говорится, что назвавший брата уродом … повинен гиене огненной,  ?  но кто не повинен в этом? О клянущемся сказано, что он, хотя бы неложно клялся, делает дела от лукавого. Взирающий на женщину любострастными глазами есть настоящий прелюбодей. Если явные наши грехи так велики и невыносимы и каждый из этих грехов навлекает на нас неизбежное наказание, то, когда мы подумаем еще о тайных своих грехах, тогда-то особенно признаем Промысл Божий, который не посылает на нас наказание за каждый грех. Поэтому, когда видишь, что иной и грабит, и ведет зазорную жизнь и за это не наказывается, ? раскрой свою совесть, рассмотри свою жизнь, исследуй свои грехи и узнаешь хорошо, что тебе первому невыгодно быть наказываемому за каждый грех. И не нужно роптать на Бога за то, что Он посылает нам разные испытания. Нужно терпеливо переносить их. Не нужно смущаться и тем, что на первый взгляд как будто бы нет здесь, на земле, соответствия между поведением человека и его судьбою, а тем более делать отсюда выводы, что нет Бога. Пример святой Екатерины и других христианских мучеников пусть будет всегда у нас в памяти. Они презрели богатство и все жизненные блага, которые так привлекают людей. Их влекло только желание быть со Христом, и свою веру в Бога, в возможность единения с Богом они запечатлели своею кровию. А было этих мучеников не один и не десять  ?  несколько миллионов мучеников насчитывает наша христианская Церковь. Не нужно смущаться и тем, что верующих считают людьми отсталыми, мало образованными, даже темными. Не теперь это началось. Апостол Павел пишет коринфским христианам: "Иудеи требуют чуда, эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого и не смущаемся тем, что для иудеев это соблазн, для эллинов же безумие. Но, продолжает он, даже безумное Божие мудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков".

И мы будем хранить веру в Христа распятого, веру же не на словах только, но свидетельствуемую самой жизнью. Ибо нет в мире ничего сильнее веры. Вера помогает человеку переносить тяжелые скорби; вера давала силы мученикам переносить их страдания; вера и только вера в Бога давала то, что апостолы  ?  простые, необразованные рыбаки, привели ко Христу народы и царства.»

В 1933 году безбожники захватили Петропавловский храм и устроили в нем склад зерна, разрешив священнику служить в церковной сторожке. В это время по слабости здоровья и от того, что пришлось пережить в связи с разорением храма, отец Михаил стал тяжело болеть.

В 1935 году на Страстной седмице к алтарнику Петропавловского храма пришел некий человек иудейской наружности и попросил проводить его в сторожку к священнику, чтобы забрать у того церковные ценности. Отец Михаил ничего ему не дал и сказал: «Уйди, мне надо готовиться к службе». Тогда пришедший набросился на священника и, жестоко его избив, ушел.

В Великую Среду отец Михаил с трудом отслужил литургию Преждеосвященных Даров, чувствуя себя тяжело больным. Вечером он отслужил утреню с чтением двенадцати Евангелий: все Евангелия читал стоя, но в промежутках ему приходилось садиться. В Великую Пятницу священник с утра исповедовал, но, когда по обычаю должен быть вынос плащаницы, ему пришлось лечь в постель.

В Великую Субботу протоиерей Михаил отслужил литургию, затем освящал пасхи. Пасхальную утреню он отслужил с большим трудом, литургию уже служить не смог и отслужил обедницу и, лежа в постели, подавал возгласы. Народа на службу собралось так много, что сторожка не могла вместить всех пришедших, и были открыты все окна, чтобы богослужение могли слышать оставшиеся снаружи. Великую вечерню в первый день Пасхи он служил, уже не вставая с постели; на второй день Пасхи он также отслужил обедницу, не имея возможности встать. В этот день он послал за священником в соседний приход, исповедовался и соборовался. На следующий день он с семи часов утра уже мог говорить только отдельные слова. Супруга отца Михаила и приехавший священник читали акафист Пресвятой Богородице и Евангелие. Протоиерей Михаил Новицкий скончался от перенесенных побоев на третий день Пасхи в третьем часу пополудни 30 апреля 1935 года и был погребен на приходском кладбище в местечке Узда.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель».

Тверь. 2006. С. 160-165

 

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3 

Церкве Русския столпе непоколеби­мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На­чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

  

Кондак, глас 2 

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра­данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на­шим.

 

Величание 

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

26 июля 1889 г. — родился в Мозырском уезде Минской губернии в семье священника Константина и его супруги Стефаниды Новицких.

1914 г. — закончил Санкт-Петербургский историко-филологический институт.

1914 г. — женился на девице Зиновии, дочери священника Николая Корзуна.

1914 г. —  вместе с семьей эвакуирован в город Омск, работал преподавателем.

1920 г. — вернулся в Минск, рукоположен во священника к Петропавловскому храму в местечке Узда Минского уезда; вскоре возведен в сан протоиерея и назначен благочинным.

1933 г. — Петропавловский храм был закрыт, священник служил в церковной сторожке.

30 апреля 1935 г. — скончался от перенесенных побоев, погребен на приходском кладбище в местечке Узда.

28 октября 1999 г. — канонизирован Святым Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой.

Август 2000 г. — причислен к лику святых Новомученников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

В роду о. Михаила и его матушки было восемь священников, трое из них репрессированы. Протоиерей Михаил вырастил троих сыновей, погибших впоследствии в годы Великой Отечественной войны, причем один из них посмертно стал героем Советского Союза, закрыв вражескую амбразуру своим телом…

О. Михаил никогда не имел своего жилья: семья скиталась, снимала комнаты в чужих квартирах. С батюшкой всегда жила его мать, а когда арестовали брата, который потом работал на лесоповале, приютил двух племянниц, поскольку девочки не могли учиться в школе. Односельчане любили и уважали своего добросердечного священника и его приветливую матушку, многие давали их имена после крещения своим младенчикам. Плата за крещение была мизерной, а иногда просто соответствовала буханке хлеба. Все хорошо знали, что батюшка никогда не откажет причастить больного, и обращались к нему в любое время дня и ночи. Отец Михаил принимал всех с любовью, и поэтому часто неверующие люди приходили к нему: кто посоветоваться о своих скорбях, а кто побеседовать о вере. Семья священника жила открыто и просто: в трудах и заботах о ближнем.

Когда начались гонения на Церковь и власти стали душить общину налогами, батюшка всеми силами боролся за сохранение храма, а его прихожане, чтобы священник мог заплатить налог, помогали, чем только могли. Бывали случаи, когда люди продавали для этого свое последнее имущество.

В то время, почти всегда, когда о. Михаил возвращался домой, на него сыпались оскорбления, которые дерзко выкрикивали мальчишки. Горсовет, который тогда называли Нацсовет, поощрял подобное явление. Семья батюшки смиренно терпела все трудности, и никто не роптал, когда на обед подавали котлеты из крапивы. В это время, чтобы родные могли выжить, матушка стала стегать одеяла. Этому непростому ремеслу ее научили монахини. Для этого были сделаны специальные пяльцы, на которые натягивалась ткань, а наверх ее расстилалась шерсть. Все это частями сшивалось, а затем вышивалось. За работу платили пять рублей, а стегать одеяло приходилось не менее недели. Старшего сына батюшки Георгия из школы выгнали, и о. Михаил обучал его дома до пятого класса, а потом его отвезли в местечко под названием "Могильное", где удалось скрыть, что он сын священника, это дало ему возможность закончить семилетку. Дочь Наталью в школе учительница игнорировала, не замечала, не вызывала на уроках.

В эти годы священника Михаила постоянно вызывали в НКВД: грозили закрыть храм, требовали отказаться от веры, предлагали отречься от сана, а взамен получить хорошую работу. Батюшка категорически отказывался.

Несмотря на все усилия настоятеля и прихожан, в 1933 году храм закрыли, алтарь засыпали зерном, а о. Михаилу разрешили служить в сторожке, которая находилась в церковной ограде, куда батюшка и переселился. Тяжелые условия выживания, постоянные вызовы в НКВД, подорвали здоровье священника, но он продолжал нести свой крест служения Господу.

Приближалась Пасха 1935 года – последнее Светлое Христово Воскресение Господа для о. Михаила в этой земной жизни.

В Великий четверг батюшка ходил за Плащаницей, пройдя пешком 15 верст, а вечером, лишь иногда ненадолго присаживаясь, стоя прочитал 12 Евангелий. В Великую пятницу с утра он исповедовал своих прихожан, а встать на вынос Плащаницы не смог, потому что накануне Великой субботы поздно ночью в сторожку явились два человека и потребовали от батюшки золота, а когда получили отказ, то зверски избили его, что и послужило причиной кончины.

Батюшка молчал о случившимся, и никто не сказал ни матушке, ни детям об этом.

Великую субботу он, лежа в постели, освещал пасхи и куличи. Вечером брат матушки, иерей Александр (его родная сестра Анастасия – вдова расстрелянного иерея Валериана Новицкого), приехал исповедовать, причастить и соборовать батюшку. Силы оставляли его, встать с постели он не мог, и Божественную литургию на день Светлого Христова Воскресения мученик служил, лежа в постели. Маленькое помещение сторожки не могло вместить всех желающих, поэтому люди стояли на улице, а чтобы можно было слышать богослужение и пение хора, открыли два окна. На третий день Пасхи, 30 апреля в 14 часов 20 минут под пение "Христос воскресе" о. Михаил отошел ко Господу. Через три месяца после похорон всю семью батюшки выслали. А через несколько лет, уже на смертном одре оба человека, избивавшие батюшку до смерти, признались в своем злодеянии. Так Господом была открыта истина кончины о. Михаила. В 2000 году от Белорусского Экзархата протоиерей Михаил Новицкий был прославлен в лике святых новомучеников, а митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил привести в порядок могилу священномученика.

Теперь всегда на третий день Пасхи священнослужители и миряне совершают к могиле новомученика крестный ход.

Из воспоминаний дочери священномученика Михаила Новицкого Наталии Михайловны

Из проповеди:

"То, что мы называем злом, имеет два смысла. Есть зло действительное: блуд, зависть, воровство и бесчисленное множество пороков, достойных крайнего осуждения и наказания. Но обычно люди называют злом и голод, и смерть, и болезнь, и бедность и тому подобное; все это не может быть злом в истинном смысле слова. Потому что если бы все это было злом, то не делалось бы для нас виною благ, не обуздывало бы гордости, не искореняло бы беспечности, не возбуждало бы нас к наблюдению за собой, не делало бы нас более внимательными к самим себе. Злом считают страдание, причиняемое нам наказаниями, и считается оно так не по собственной его природе, но приспособительно к мнению людей. Разорившийся богач считает для себя величайшим злом, что у него нет возможности иметь хорошую одежду, вкусную пищу, а бедняк считал бы себя счастливым, если бы имел вдоволь хотя бы только хлеба да самую необходимую одежду. Врач считается искусным не тогда, когда предлагает больному роскошный стол, гулять в саду, ехать в места с теплым климатом, но и когда заставляет его оставаться без пищи, мучает голодом и томит жаждой, когда приковывает к постели и дом делает темницею, лишает больного самого света и закрывает комнаты со всех сторон завесами, когда подвергает его и страданиям, и режет его тело, и предписывает горькие лекарства, и тогда он тот же врач. Поэтому не странно ли того, кто причиняет столько неприятностей, называть искусным врачом и одобрять, а Бога, если Он наведет, например, смерть, голод, болезнь, хулить и не признавать? Недоумевают многие от того, почему это иной человек ведет зазорную жизнь и притесняет других, и грабит, и похищает чужое и не терпит никакого несчастья, а другой живет скромно и отличается милосердием, справедливостью и другими добродетелями  и терпит болезни, бедность и другие бедствия. Но... и из ведущих греховную жизнь многие терпят несчастья  и из добродетельных многие наслаждаются счастьем. Почему же из двух злых один наказывается, а другой умирает без наказания, и из двух добрых один излучает удачу, а другой всю жизнь бедствует?

В этом самом сказывается величайшее дело Промысла Божия. Если бы Он здесь всех злых наказывал и всех добрых награждал, то излишен был бы день Суда. Но если бы Бог ни одного злого не наказывал и никого из добрых не награждал, тогда порочные сделались бы еще развратнее и хуже, так как они гораздо больше добрых склонны к беспечности. Не наказывает всех, чтобы уверить нас, что есть воскресение мертвых, когда будет всеобщий суд. Наказывает некоторых, чтобы беспечных заставить задуматься о своем пути, возбуждая в них страх наказанием других. С другой стороны некоторых из добрых Бог награждает, чтобы этими наградами побудить других к ревности о добродетели, но не награждает всех, чтобы знали, что есть другое время, в которое всем добрым даны будут награды. Если бы здесь все получали, что заслуживают, то не стали бы верить учению о воскресении, а если бы никто не получал по заслугам, то очень многих это сделало бы еще хуже.

Есть и другая причина, отчего здесь, на земле, часто люди добрые страдают, а злые благоденствуют: если бы Бог подвергал всех наказанию тотчас после преступления, то род человеческий давно бы уже истребился и не мог бы поддерживаться. В Евангелии говорится, что назвавший брата уродом … повинен гиене огненной, но кто не повинен в этом О клянущемся сказано, что он, хотя бы неложно клялся, делает дела от лукавого. Взирающий на женщину любострастными глазами есть настоящий прелюбодей. Если явные наши грехи так велики и невыносимы и каждый из этих грехов навлекает на нас неизбежное наказание, то, когда мы подумаем еще о тайных своих грехах, тогда-то особенно признаем Промысл Божий, который не посылает на нас наказание за каждый грех. Поэтому, когда видишь, что иной и грабит, и ведет зазорную жизнь и за это не наказывается, раскрой свою совесть, рассмотри свою жизнь, исследуй свои грехи и узнаешь хорошо, что тебе первому невыгодно быть наказываемому за каждый грех. И не нужно роптать на Бога за то, что Он посылает нам разные испытания. Нужно терпеливо переносить их. Не нужно смущаться и тем, что на первый взгляд как будто бы нет здесь, на земле, соответствия между поведением человека и его судьбою, а тем более делать отсюда выводы, что нет Бога. Пример святой Екатерины и других христианских мучеников пусть будет всегда у нас в памяти. Они презрели богатство и все жизненные блага, которые так привлекают людей. Их влекло только желание быть со Христом, и свою веру в Бога, в возможность единения с Богом они запечатлели своею кровию. А было этих мучеников не один и не десять несколько миллионов мучеников насчитывает наша христианская Церковь. Не нужно смущаться и тем, что верующих считают людьми отсталыми, мало образованными, даже темными. Не теперь это началось. Апостол Павел пишет коринфским христианам: "Иудеи требуют чуда, эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого и не смущаемся тем, что для иудеев это соблазн, для эллинов же безумие. Но, продолжает он, даже безумное Божие мудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков".

И мы будем хранить веру в Христа распятого, веру же не на словах только, но свидетельствуемую самой жизнью. Ибо нет в мире ничего сильнее веры. Вера помогает человеку переносить тяжелые скорби; вера давала силы мученикам переносить их страдания; вера и только вера в Бога давала то, что апостолы  простые, необразованные рыбаки, привели ко Христу народы и царства.»

Древо. Открытая православная энциклопедия

ПСТГУ

Лидия Соколова. Донести свой крест до конца

  1. Кривонос Феодор, свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951гг.). Киевец, 1996. С.80.
  2. Канонизация Белорусских новомучеников//Новости Русской Православной Церкви. Интернет-адрес www.russian-orthodox-church.org.ru.
  3. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
  4. «Царкоунае слова». 2002. № 12. С. 15.
  5. Архив семьи Новицких.