Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Павел Гайдай (1896–1937)

иерей

Дни памяти
23 августа (5 сентября); Собор новомучеников и исповедников Казахстанских — первое воскресенье после 3 сентября
Храмы
Георгиевская церковь на Охтинском кладбище (взорвана)

Священник Павел Игнатьевич Гайдай родился в 1896 году в Румынии в г. Галаце.

В дальнейшем Павел Гайдай жил в Молдавии, окончил Духовную семинарию.

В юные годы Павел Гайдай пользовался духовными советами и наставлениями святого праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского. Кронштадтский пастырь завещал отцу Павлу после своей кончины перейти под духовное руководство к одесскому протоиерею Ионе Атаманскому, с которым сам поддерживал дружеские отношения и имел глубокое духовное общение.

Вскоре после женитьбы Павел был посвящен в сан диакона, затем в сан иерея и начал свое служение в Петропавловской церкви г. Одессы. Во время церковных расколов был предан Патриарху Тихону.
Духовное влияние отца Павла на народ не могло остаться незамеченным местными властями. Вскоре он был выселен из Одессы на дальний хутор, а затем в село Капаклиевка Тараса-Шевченковского района Одесского округа, где продолжал служить Богу и ближним.

Ежедневно он совершал Божественную литургию, служил молебны о болящих, отчитывал бесноватых. Но служение отца Павла не могло остаться незамеченным богоборческими властями. 30 апреля 1929 года Одесским Окружным отделом ГПУ отец Павел был арестован «за занятие врачеванием, совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия для извлечения личной выгоды и ведения к/р деятельности» и решением ОСО при Коллегии ОГПУ УССР от 30 июня 1929 года «подвергнут административному выселению в г. Туруханск Красноярского края сроком на 3 года».

После освобождения, в 1933 году, отец Павел переехал в г. Ленинград, где служил в Георгиевской церкви.
Но вскоре он был вновь арестован «за принадлежность к «Союзу Михаила Архангела» и посажен в тюрьму «Кресты». На допросах отец Павел отрицал свою принадлежность к политическим партиям.
В том же 1933 году он был осужден Ленинградским НКВД по ст. 58-10 и снова выслан на 3 года в Туруханский край. Но отец Павел тяжело заболел и в связи с этим в 1934 году был переведен в г. Акмолинск.

В Акмолинск за Батюшкой поехали матушка Капиталина, приемные дочери и духовные чада. Здесь они построили низенький домик из самана, где собирались для молитвы.
17 октября 1935 года отца Павла вновь арестовали. Некоторое время он находился в акмолинской тюрьме. Там он заболел и лежал в тюремном лазарете. Когда наступил Рождественский пост, Батюшка старался не нарушать его. За это над ним издевались и насильно пытались заставить есть скоромную пищу. Отцу Павлу было предъявлено обвинение по ст. 58-10, 11.

22 января 1936 года Акмолинским нарсудом отец Павел был осужден по ст. 107 УК к 10 годам лагерей. Отбывать наказание Батюшку направили в КАРЛАГ НКВД.
В августе 1937 года отец Павел был вновь арестован. Его обвинили в том, что «среди заключенных систематически вел к/р агитацию, высказывался против вождей партии и правительства, искусственно поднимал себе температуру для невыхода на работу». Отец Павел виновным себя в предъявленном ему обвинении не признал.
31 августа 1937 года заключением тройки УНКВД по Карагандинской области священник Павел Гайдай был приговорен к расстрелу.

Приговор приведен в исполнение 5 сентября 1937 года.

http://archive.sobor.kz/apaterik/paul

 

 

 

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3 

Церкве Русския столпе непоколеби­мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На­чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

  

Кондак, глас 2 

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра­данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на­шим.

 

Величание 

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

Поступки людей, движимых Святым Духом, не всегда понятны окружающим. Бывает, что лишь спустя многие годы становятся ясными те или иные слова и действия, которые казались случайными и не имеющими значения. Так однажды, еще в Туруханске, отец Павел был занят тем, что осматривал какую-то территорию, размерял ее веревкой, а потом велел своей духовной дочери Анне Рыбаченко копать ямы на углах. Та спросила: «А что здесь будет?» отец Павел ответил: «Здесь будет монастырь». «А кто его построит, когда кругом все разоряют?» — спросила Анна. «Кто разоряет, тот и построит». В начале 90-х годов ХХ века, действительно, по инициативе властей и при их материальной помощи восстанавливались и строились заново многие монастыри и храмы.

*

С отцом Павлом и в Акмолинск переехали многие его духовные чада, и здесь по молитвам Батюшки Господь их не оставлял, хотя время то было почти голодное. Еще из периода пребывания в Киеве вспоминали такой случай. Как-то перед праздником Успения Божией Матери зашел разговор о том, что хотелось бы рыбы на праздничной трапезе. Отец Павел говорит Анне: «Идите, ловите», и благословил их. «Чем же мы будем ловить?» «Берите кошелку и идите ловить», — говорит Батюшка.

«Взяли мы кошелку и таз, — рассказывала матушка Алла, — и пошли с Акилиной на реку». Только зашли в реку и направились на середину, на нас закричала женщина, полоскавшая белье: «Что вы тут мутите воду!» Анна, чтобы не расстраивать ее отошла подальше в заводь, заросшую камышами, и почувствовала, что вокруг ног что-то обвивается. Взглянув на воду, она увидела щук, игравших у ее ног. Анна начала руками хватать их за жабры и бросать на берег своей спутнице, крича: «Собирай и закрывай их тазом, чтобы не выпрыгнули обратно в реку!» А та ей кричит: «Да где ты их берешь, я здесь ничего не вижу?» Они наловили руками полные корзину и таз щук и довольные пришли домой, радуясь, что им на Свой Праздник Матерь Божия послала рыбки.

*

Однажды, находясь в тюрьме, в одиночной камере, отец Павел подвергся большому испытанию: в его камеру поместили буйнопомешенного, желая специально досадить «классовому врагу». Наутро по молитве отца Павла, этот больной, как гадаринский бесноватый при встрече с Христом, обрел ясный ум и душевное спокойствие. Когда человек ни о чем не заботится, кроме угождения Богу, Бог заботится о нем.
*

«Придет такое время, у меня будет много новых чад, но они будут не такие как вы, а послушные».
А мы вспоминали эти слова и думали: придет время, батюшку отпустят, но он будет жить в другом городе и у него будут новые чада. Батюшка предвидел, что мы всю жизнь свою будем рассказывать о нем. Многие полюбили батюшку заочно и молились о его упокоении. А когда на Архиерейском Соборе Русской Церкви в 2000 году отца Павла причислили к лику святых, все наши прихожане стали молиться ему как заступнику и покровителю нашего города. Вот они и есть новые духовные чада.


Акмолинский патерик

 

1896 г. — родился в Румынии в г. Галаце.

30 апреля 1929 г. — арестован.

30 июня 1929 г. — подвергнут административному выселению в г. Туруханск Красноярского края.

 1933 г. — переехал в г. Ленинград, где служил в Георгиевской церкви. Осужден, выслан на 3 года в Туруханский край.

1934 г. — в связи с болезнью переведен в г. Акмолинск.

17 октября 1935 г. — о. Павел был вновь арестован.

22 января 1936 г. — осужден по ст. 107 УК к 10 годам лагерей.

5 сентября 1937 г. —  расстрелян в КАРЛАГе  в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

ПСТГУ

5 сентября - день памяти новомученика иерея Павла Гайдая

  1. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г. 
  2. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с.  С.11. 
  3. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с.  С.11.
  4. Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-82899.