Священномученик Владимир Пищулин (1889–1938)
иерей
- Дни памяти
- 28 января (10 февраля); Собор Санкт-Петербургских святых – третья неделя по Пятидесятнице
- Храмы
- Казанский собор, церковь святых Захария и Елизаветы, Никольская церковь при Доме слепых на Моховой ул.
Священномученик Владимир родился 6 июня 1889 года в городе Костроме в семье чиновника Федора Пищулина, служившего в окружном суде. Окончив в 1908 году Витебскую гимназию, Владимир решил последовать занятиям своего отца и поступил на юридический факультет Московского университета. Однако занятие юриспруденцией пришлось ему не по душе, и он перевелся на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Окончив его в 1914 году со степенью кандидата филологических наук, он получил должность доцента Санкт-Петербургского университета и преподавал логику, психологию и литературу. После февральской революции 1917 года Владимир Федорович переехал в Витебск и, вступив в кадетскую партию, стал секретарем Витебского отделения партии. После Октябрьского переворота он вернулся в Петроград. 24 декабря 1919 года Владимир Федорович был рукоположен во диакона, а 1 января 1920 года – во священника и назначен настоятелем Николаевского храма на Моховой улице при Доме слепых; затем он служил в Казанском соборе и в храме святых праведных Захарии и Елисаветы, в котором настоятелем был в то время будущий руководитель обновленцев протоиерей Александр Введенский. В 1921 году отец Владимир стал членом философского общества и ассистентом кафедры христианской педагогики Петроградского Богословского института. В 1922 году отец Владимир был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но по ходатайству протоиерея Александра Введенского вскоре освобожден. 5 сентября 1922 года отец Владимир снова был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и 26 сентября того же года приговорен к трем годам ссылки в Оренбург; здесь он перешел к обновленцам. Вернувшись в Петроград, священник Владимир Пищулин 9 декабря 1924 года был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 8 марта 1925 года в Казанском соборе Петрограда обновленческие архиереи хиротонисали его во епископа Охтенского, викария Петроградской епархии, и в том же году он был назначен епископом Псковским, но от назначения отказался и ушел на покой. 14 августа 1926 года он принес покаяние, и епископом Ямбургским, викарием Петроградской епархии Алексием (Симанским) был принят в общение с Православной Церковью, с оставлением в сане священника. 6 апреля 1928 года отец Владимир был арестован по обвинению в том, что он состоял членом нелегального религиозного кружка, и заключен в тюрьму в Петрограде. 8 октября 1928 года Коллегия ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. По окончании ссылки он переехал в Крым и поселился у родственников в Симферополе, устроившись работать в библиотеку. Отец Владимир был арестован 5 июля 1937 года и заключен в тюрьму в Симферополе. – Следствие располагает данными о том, что вы до последнего времени стоите на враждебных позициях по отношению к советской власти. Признаете ли вы это? – спросил священника следователь. – Врагом советской власти я не являюсь, хотя по некоторым вопросам политики советской власти я стою на резко отрицательных позициях, то есть я являюсь противником антихристианской политики советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии, – ответил отец Владимир. 10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Пищулин был расстрелян 10 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле под Симферополем.
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь».
Тверь. 2005. С. 398-401
Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века
Тропарь, глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко Начальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.
Кондак, глас 2
Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия поборника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже страданием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам нашим.
Величание
Величаем тя,/ священномучениче {имярек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.
Летом 1922 года уклонился в обновленчество, был одним из его активных распространителей и апологетов.
*
14 августа 1926 г. в церкви Спаса на Водах принес покаяние в грехе раскола, архиеп. Алексием (Симанским) был присоединен к Православной Церкви в сане иеромонаха.
По словам митрополита Мануила (Лемешевского), "своим переходом в Православную Церковь нанес обновленческому течению в Ленинграде удар, для обновленцев непоправимый". Переход в обновленчество, получение епископства из рук Введенского о.Владимир всю жизнь считал своим величайшим грехом и искренне раскаивался.
*
Благодаря глубоким знаниям, широкой эрудиции и ораторскому дару о. Владимир занимал видное место в религиозной и общественной жизни Ленинграда. Вел борьбу с обновленцами, полемизировал с А. Введенским. Выступал с докладами на богословские и философские темы в Доме ученых. Состоял в братстве прп. Серафима Саровского, организованном И. М. Андреевым, в сентябре 1927 г. на заседании братства выступил с докладом о Евхаристии.
*
"Политические взгляды Пищулина в период его проживания в Симферополе были крайне реакционны и антисоветские. Он... часто говорил, что в СССР творится антихристово дело, что рост материальной культуры, техники, образования и тому подобного идет у нас параллельно «с оскудением человеческой личности, порабощением духа, запрещением мыслить, падением и гибелью элементарной нравственности, принижением человеческого достоинства и порабощением всех порывов и высоких стремлений к справедливости»".
Из доноса Б. Шарбера. Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 015399. Л. 24-25
*
«Врагом Советской власти я не являюсь, хотя по некоторым вопросам политики Советской власти я стою на резко отрицательных позициях, т. е. я являюсь противником антихристианской политики Советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии… Я заявлял, что смешно и глупо говорить о демократии и свободе, когда самая основа всякой общественной и индивидуальной жизни скована цепями».
Из протокола допроса. Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 015399. Л. 13
6 июля 1889 г. — родился в дворянской семье.
1908–1914 гг. — студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета.
24 декабря 1919 г. — рукоположен во диакона.
1 января 1920 г. — рукоположен во иерея.
31 мая 1922 г. — арестован по делу митр. Вениамина (Казанского),
1922 г. — уклонился в обновленчество.
8 сентября 1922 г. — арестован и приговорен к трем годам ссылки в Оренбург как «крайне неблагонадежный в политическом отношении».
26 сентября 1924 г. — освобожден из ссылки досрочно.
По возвращении в Ленинград 9 декабря 1924 г. был пострижен обновленцами в рясофор, возведен в сан архимандрита.
8 марта 1925 г. — хиротонисан во обновленческого епископа Охтенского.
14 августа 1926 г. — принес покаяние в грехе раскола, архиеп. Алексием (Симанским) был присоединен к Православной Церкви в сане иеромонаха.
7 апреля 1928 г. — вместе с др. членами братства им. прп. Серафима Саровского был арестован, обвинялся в том, что "являлся активным членом нелегальной антисоветской организации "Братства имени преподобного Серафима Саровского". Приговорен к ссылке в Казахстан на 3 года.
В 1933-1934 гг. — жил в г. Мелекессе.
1935 г. — работал в библиотеке Симферопольского педагогического института.
5 июля 1937 г. — арестован.
10 декабря 1937 г. — приговорен к расстрелу.
10 февраля1938 г. — расстрелян в Симферополе. Погребен в безвестной общей могиле под Симферополем.
Древо. Открытая православная энциклопедия
Лит.:
- Лосский Б. Н. Наша семья в пору лихолетия 1914-1922 // Минувшее: Ист. альманах. М., СПб., 1993. [Вып.] 12. С. 119;
- Антонов В. В. Братство прп. Серафима Саровского: К истории правосл. движения в Петрограде // С.-Петербургские ЕВ. 1996. Вып. 16. Ч. 1. С. 44-49; Ч. 2. С. 93-99;
- Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 21;
- Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории правосл. мон-рей и соборов г. С.-Петербурга 1917-1945 гг. СПб., 1996. С. 51;
- они же. Правосл. храмы С.-Петербурга 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 63, 142, 216-217;
- Доненко Н., прот. Претерпевшие до конца: Священнослужители Крымской епархии 30-х гг. Симферополь, 1997. С. 41-47;
- Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского ин-та // Минувшее: Ист. альманах. СПб., 1998. [Вып.] 24. С. 486, 540-541;
- «Обновленческий» раскол. С. 363, 415, 420, 454, 471, 477; ЖНИР. Янв. С. 398-401.
- Протоиерей Николай Доненко. Наследники Царства. Симферополь, 2004. С. 292-306.
- УФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-81213.
- Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителейи мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С.90.
- Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1.
- Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4. С.127-128.
- Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.12.
- Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.12.