Священномученик Владимир Пищулин (1889–1938)

Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Владимир Пищулин (1889–1938)

иерей

Дни памяти
28 января (10 февраля); Собор Санкт-Петербургских святых – третья неделя по Пятидесятнице
Храмы
Казанский собор, церковь святых Захария и Елизаветы, Никольская церковь при Доме слепых на Моховой ул.

    Священномученик Владимир родился 6 июня 1889 года в го­роде Костроме в семье чиновника Федора Пищулина, служивше­го в окружном суде. Окончив в 1908 году Витебскую гимназию, Владимир решил последовать занятиям своего отца и поступил на юридический факультет Московского университета. Однако заня­тие юриспруденцией пришлось ему не по душе, и он перевелся на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского уни­верситета. Окончив его в 1914 году со степенью кандидата филологических наук, он получил должность доцента Санкт-Петербург­ского университета и преподавал логику, психологию и литературу. После февральской революции 1917 года Владимир Федоро­вич переехал в Витебск и, вступив в кадетскую партию, стал секре­тарем Витебского отделения партии. После Октябрьского перево­рота он вернулся в Петроград. 24 декабря 1919 года Владимир Федорович был рукоположен во диакона, а 1 января 1920 года – во священника и назначен на­стоятелем Николаевского храма на Моховой улице при Доме сле­пых; затем он служил в Казанском соборе и в храме святых правед­ных Захарии и Елисаветы, в котором настоятелем был в то время будущий руководитель обновленцев протоиерей Александр Введенский. В 1921 году отец Владимир стал членом философского общества и ассистентом кафедры христианской педагогики Пет­роградского Богословского института. В 1922 году отец Владимир был арестован по делу о сопротив­лении изъятию церковных ценностей, но по ходатайству прото­иерея Александра Введенского вскоре освобожден. 5 сентября 1922 года отец Владимир снова был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и 26 сентября того же года приговорен к трем годам ссылки в Оренбург; здесь он перешел к обновленцам. Вернувшись в Петроград, священник Владимир Пищулин 9 декабря 1924 года был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 8 марта 1925 года в Казанском соборе Петрограда обновленческие архиереи хиротонисали его во епископа Охтенского, викария Петроградской епархии, и в том же году он был назначен епископом Псковским, но от назначения отказался и ушел на покой. 14 августа 1926 года он принес покаяние, и епископом Ямбургским, викарием Петроградской епархии Алексием (Симанским) был принят в общение с Православной Церковью, с оставлением в сане священника. 6 апреля 1928 года отец Владимир был арестован по обвине­нию в том, что он состоял членом нелегального религиозного кружка, и заключен в тюрьму в Петрограде. 8 октября 1928 года Коллегия ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казах­стан. По окончании ссылки он переехал в Крым и поселился у родственников в Симферополе, устроившись работать в библио­теку. Отец Владимир был арестован 5 июля 1937 года и заключен в тюрьму в Симферополе. – Следствие располагает данными о том, что вы до последнего времени стоите на враждебных позициях по отношению к советской власти. Признаете ли вы это? – спросил священника следователь. – Врагом советской власти я не являюсь, хотя по некоторым вопросам политики советской власти я стою на резко отрицательных позициях, то есть я являюсь противником антихристианской политики советской власти, а равно и материализма, как отрица­ющего идею религии, – ответил отец Владимир. 10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Влади­мира к расстрелу. Священник Владимир Пищулин был расстрелян 10 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле под Симферополем.    

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь».
Тверь. 2005. С. 398-401

   

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3 

Церкве Русския столпе непоколеби­мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На­чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

  

Кондак, глас 2 

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра­данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на­шим.

 

Величание 

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

Летом 1922 года уклонился в обновленчество, был одним из его активных распространителей и апологетов.

*

 

14 августа 1926 г. в церкви Спаса на Водах принес покаяние в грехе раскола, архиеп. Алексием (Симанским) был присоединен к Православной Церкви в сане иеромонаха.

 

По словам митрополита Мануила (Лемешевского), "своим переходом в Православную Церковь нанес обновленческому течению в Ленинграде удар, для обновленцев непоправимый". Переход в обновленчество, получение епископства из рук Введенского о.Владимир всю жизнь считал своим величайшим грехом и искренне раскаивался.

*

 

Благодаря глубоким знаниям, широкой эрудиции и ораторскому дару о. Владимир занимал видное место в религиозной и общественной жизни Ленинграда. Вел борьбу с обновленцами, полемизировал с А. Введенским. Выступал с докладами на богословские и философские темы в Доме ученых. Состоял в братстве прп. Серафима Саровского, организованном И. М. Андреевым, в сентябре 1927 г. на заседании братства выступил с докладом о Евхаристии.

*

"Политические взгляды Пищулина в период его проживания в Симферополе были крайне реакционны и антисоветские. Он... часто говорил, что в СССР творится антихристово дело, что рост материальной культуры, техники, образования и тому подобного идет у нас параллельно «с оскудением человеческой личности, порабощением духа, запрещением мыслить, падением и гибелью элементарной нравственности, принижением человеческого достоинства и порабощением всех порывов и высоких стремлений к справедливости»".

Из доноса Б. Шарбера. Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 015399. Л. 24-25

*

«Врагом Советской власти я не являюсь, хотя по некоторым вопросам политики Советской власти я стою на резко отрицательных позициях, т. е. я являюсь противником антихристианской политики Советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии… Я заявлял, что смешно и глупо говорить о демократии и свободе, когда самая основа всякой общественной и индивидуальной жизни скована цепями».

Из протокола допроса. Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 015399. Л. 13

 

 

 

6 июля 1889 г. — родился в дворянской семье.

1908–1914 гг. — студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета.

24 декабря 1919 г. — рукоположен во диакона.

1 января 1920 г. — рукоположен во иерея.

31 мая 1922 г. — арестован по делу митр. Вениамина (Казанского),

1922 г. — уклонился в обновленчество.

8 сентября 1922 г. — арестован и приговорен к трем годам ссылки в Оренбург как «крайне неблагонадежный в политическом отношении».

26 сентября 1924 г. — освобожден из ссылки досрочно.

По возвращении в Ленинград 9 декабря 1924 г. был пострижен обновленцами в рясофор, возведен в сан архимандрита.

8 марта 1925 г. — хиротонисан во обновленческого епископа Охтенского.

14 августа 1926 г. — принес покаяние в грехе раскола, архиеп. Алексием (Симанским) был присоединен к Православной Церкви в сане иеромонаха.

7 апреля 1928 г. — вместе с др. членами братства им. прп. Серафима Саровского был арестован, обвинялся в том, что "являлся активным членом нелегальной антисоветской организации "Братства имени преподобного Серафима Саровского". Приговорен к ссылке в Казахстан на 3 года.

В 1933-1934 гг. — жил в г. Мелекессе.

1935 г. — работал в библиотеке Симферопольского педагогического института.

5 июля 1937 г. — арестован.

10 декабря 1937 г. — приговорен к расстрелу.

10 февраля1938 г. — расстрелян в Симферополе. Погребен в безвестной общей могиле под Симферополем.

Древо. Открытая православная энциклопедия

ПСТГУ

Лит.:

  1. Лосский Б. Н. Наша семья в пору лихолетия 1914-1922 // Минувшее: Ист. альманах. М., СПб., 1993. [Вып.] 12. С. 119;
  2. Антонов В. В. Братство прп. Серафима Саровского: К истории правосл. движения в Петрограде // С.-Петербургские ЕВ. 1996. Вып. 16. Ч. 1. С. 44-49; Ч. 2. С. 93-99;
  3. Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 21;
  4. Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории правосл. мон-рей и соборов г. С.-Петербурга 1917-1945 гг. СПб., 1996. С. 51;
  5. они же. Правосл. храмы С.-Петербурга 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 63, 142, 216-217;
  6. Доненко Н., прот. Претерпевшие до конца: Священнослужители Крымской епархии 30-х гг. Симферополь, 1997. С. 41-47;
  7. Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского ин-та // Минувшее: Ист. альманах. СПб., 1998. [Вып.] 24. С. 486, 540-541;
  8. «Обновленческий» раскол. С. 363, 415, 420, 454, 471, 477; ЖНИР. Янв. С. 398-401.
  9. Протоиерей Николай Доненко. Наследники Царства. Симферополь, 2004. С. 292-306.
  10. УФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-81213.
  11. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителейи мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999.  С.90.
  12. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1.  
  13. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4.  С.127-128. 
  14. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с.  С.12. 
  15. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с.  С.12.