Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Преподобномученик Лев (Егоров) (1889–1937)

архимандрит

Дни памяти
7 (20) сентября,  Собор Санкт-Петербургских святых – третья неделя по Пятидесятнице; Собор Кемеровских святых – воскресенье перед 18 августа
Храмы
Александро-Невская Лавра, Феодоровский собор

Архимандрит Лев, как и его младший брат — будущий митрополит Гурий (в миру Вячеслав Михайлович), родился в селе Опеченский посад Боровичского уезда Новгородской губернии в семье владельца артели ломовых извозчиков 26 февраля 1889 г. Братья рано осиротели, и их взяли на воспитание проживавшие в Петербурге бездетные дядя Я. С. Селюхин, заведующий Александро-Невским рынком и его жена О. А. Селюхина. Со временем Леонид закончил историко-филологический факультет Петербургского университета, где был учеником профессора Державина, занимаясь у него методикой русского языка; затем в 1915 г. поступил в Духовную Академию и проучился там три курса. Одновременно, будучи студентом, преподавал словесность в средних ученых заведениях столицы. В конце 1915 г. Леонид был пострижен в монахи Александро-Невской Лавры с именем Лев, возведен в сан иеродиакона и иеромонаха (в этом же году принял монашеский постриг с именем Гурий его брат Вячеслав).

Уже в 1916 г. братья Егоровы (как скоро стали называть в народе отцов Гурия и Льва) с разрешения Епархиального начальства развили вместе с иеромонахом Иннокентием (Тихоновым) интенсивную миссионерскую деятельность. Они «пошли в народ», то есть обратились к рабочим и беднякам, проживавшим в районе Лиговского проспекта. Миссионерская деятельность трех молодых иеромонахов приняла несколько другие, чем до революции, формы. Они не «ходили в народ», зато народ шел к ним. Митрополит Иоанн (Вендланд) писал об этом периоде 1918 г.: «По городу разнеслась слава о «братьях Егоровых». Однажды отец Гурий представился митрополиту Антонию Храповицкому, которого раньше не знал. Когда он назвал свою фамилию, митрополит воскликнул: «А, братья Егоровы, как вас не знать, вся Россия знает братьев Егоровых!»

Весной 1918 г. о. Лев еще числился слушателем Духовной академии, но свою учебу в ней завершить не смог из-за ее закрытия. Поскольку занятия в академии прекратились, 30 мая Духовный Собор Лавры постановил «в нужных случаях» назначать иеромонаха к служению заказных литургий и других служб по обители.

Кипучая пастырская деятельность молодого иеромонаха была прервана в июне 1922 г. в связи с началом кампании изъятия церковных ценностей и организованного советскими властями так называемого обновленческого раскола.

После ареста митрополита Вениамина — ранним утром 1 июня агенты ГПУ схватили несколько насельников Лавры, их стали подвергать усиленным допросам, стремясь сфабриковать отдельное дело православных братств. В связи с этим производились новые аресты. 3 июня в 4 часа утра в Лавру вновь явились агенты ГПУ и предъявили ордер на обыск и арест о. Льва (Егорова), но найти его не смогли. Это же повторилось на следующую ночь. По подозрению в укрывательстве был задержан правитель дел Духовного Собора Лавры иеромонах Иларион (Бельский), а 16 июня все-таки арестован и о. Лев.

Отец Лев отбывал почти двухлетнюю ссылку сначала в Оренбургской губернии, а затем в Западно-Казахстанской области у озера Эльтон. Во время его отсутствия в Петрограде, несмотря на репрессии, деятельность Александро-Невского братства не прекращалась, а в 1925 г. вновь начала оживляться. В конце 1924 г. был освобожден и иеромонах Лев.

На 1926-1928 гг. пришелся новый, относительно благоприятный период подвижнического служения о. Льва и существования Александро-Невского братства. Конечно, жизнь и деятельность последнего официально оставалась нелегальной, но в то же время прямо не преследовалась. В это время братство возглавляли три находившихся между собой в тесном духовном общении и единстве руководителя — отцы Лев и Гурий (Егоровы) и о. Варлаам (Сацердотский). В октябре 1926 г. о. Льва назначили настоятелем одного из крупнейших соборов северной столицы храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых на Миргородской ул. Постепенно туда перешла большая часть членов братства и в 1930 г. два братских хора. О. Лев также был возведен в сан архимандрита и с марта 1926 г. стал исполнять обязанности благочинного монастырских подворий, преподавателя Русской литературы и члена педагогического совета Богословско-пастырского училища.

Весной 1927 г. пастырь был арестован во второй раз. В это время в Богословско-пастырском училище обучалось около 70 человек, и его популярность стала вызывать раздражение у властей, которые поручили ГПУ сфабриковать «дело Богословско-пастырского училища. В конце концов дело развалилось. 19 ноября 1927 г. всех арестованных освободили под подписку о невыезде, а через год — 10 ноября 1928 г. дело вообще было прекращено.

Несмотря на фактически нелегальное существование, под руководством архим. Льва братство продолжало строжайше запрещенную советскими законами общественно-благотворительную деятельность

Полная трагизма и жертвенного служения Всевышнему история братства и подвижническая деятельность о. Льва завершились в начале 1932 г. В ночь с 17 на 18 февраля было арестовано 500 человек, в том числе более 40 членов Александро-Невского братства. Следствие проводилось в ускоренном порядке. 22 марта 1932 г. выездная комиссия Коллегии ОГПУ вынесла подсудимым приговор. Отец Лев был приговорен к максимальному сроку наказания — 10 годам лагерей.

Его дальнейшая подлинная судьба оставалась неизвестной до недавнего времени. Органы госбезопасности сообщили родственниками ложную информацию о смерти о. Льва 25 января 1942 г. в лагере пос. Осинники Кемеровской области от несчастного случая на шахте. Однако на самом деле все было иначе. 18 апреля 1932 г. архим. Лев поступил в отделение Черная речка Сибирского лагеря (Сиблага), расположенное в Кемеровской области. С конца месяца он трудился в шахте пос. Осинники под г. Новокузнецком. Работа была чрезвычайно тяжелой, и по мнению лагерного начальства о. Лев не проявлял требуемого усердия. Лагерные власти обвинили архимандрита в контрреволюционной агитации среди заключенных, специальная комиссия ОГПУ постановила перевести его в штрафной изолятор сроком на 2 года, а Тройка Полномочного Представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю приговорила обвиняемого к увеличению срока заключения в исправительно-трудовом лагере на 2 года.

Тяжелейшие условия пребывания в штрафном изоляторе не сломили архимандрита. В конце марта 1936 г. о. Льва перевели из изолятора в Ахпунское отделение Сиблага (на станцию Ахпун Таштагольского района Кемеровской обл.). Здесь он по-прежнему трудился в шахте, иногда по 14 часов в сутки возил вагонетки с породой. С лета 1937 г. в советских лагерях, как и по всей стране, была развернута массовая кампания арестов. Не пережил страшное время «большого террора» и о. Лев. Началась лихорадочная фабрикация следственных дел, были сфабрикованы свидетельства надзирателей и других заключенных на о. Льва.

Следствие было коротким. Уже 7 ноября следователь составил обвинительное заключение, 13 сентября Тройка Управления НКВД Западно-Сибирского края приговорила отца Льва к высшей мере наказания. Священномученик был расстрелян 20 сентября 1937 г. Сведения о месте казни и захоронения в архивно-следственном деле отсутствуют. Память о подвижнической деятельности архимандрита Льва долгое время жила в городе святого Петра и после гибели пастыря. В настоящее время при Александро-Невской лавре воссоздается братство и существуют предложения назвать его именем отца Льва.

Журнал "Церковный вестник", 2003, №5

 

 

 

 

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3 

Церкве Русския столпе непоколеби­мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На­чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

  

Кондак, глас 2 

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра­данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на­шим.

 

Величание 

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

*

«Весь церковный Питер тогда знал братьев Егоровых… Из трех братьев я больше всего любил отца Льва, он остался у меня в памяти как образец церковного администратора. Он удивительно соединял исконную православную традицию с широкой культурой и тонким интеллектом. Это отражалось на всей жизни обители [т.е. подворья]. Строгая уставность богослужения и постоянные проповеди. Строгий порядок, никакой давки, никакой толкотни,  и наряду с этим, никакой суровости, никаких строгостей. Монахи его уважали, но не боялись. Он любил молодежь и умел ее привлекать. В обители мирно уживались малограмотные старички – иеромонахи, оставшиеся от Ипатьевского монастыря и монахи-интеллектуалы, привлеченные отцом Львом».

церковный историк А. Краснов-Левитин

*

Не забывайте, что наша вера в Бога испытывается двумя огнями: отречением от благ временных, как показанием что там лучшее мы получим, а 2-х исповеданием Христа среди детей, среди взрослых, т. е. практический деятельностию. Пусть ваша любовь развивается и укрепляется чрез служение детям и взрослым.

Из письма архим. Льва (Егорова) духовным чадам 20.06.1923

*

Богомольный самолюбец похож на богача: он отламывает поклоны, отваливает деньги — помин души, постоянно за свечным ящиком усердно молится, принимает батюшек, соблюдает посты, но денежки то не выпускает из кованого сундука.

У нас богатство — вера, ласка, возможность помощи, к которой мы должны подготовляться учением (мы религиозны) да и то не очень, но богатство свое припрятываем от близких.

Наши посты, поклоны и пр. — «жертва», а «милость» — помощь ближним (к чему мы и должны готовиться). Христос сказал: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы»? (Мф.9,13).

Милые мои, готовьтесь быть кем-нибудь: учительницей, доктором, сестрой милосердия и пр. Тогда бесконечно будет приятна Богу ваша молитва, пост и поклоны.

Это все для своего назидания вспоминаю, ибо и сам ничего не делаю.

Помолитесь же, чтобы Господь разрушил преграды, мешающие мне благовествовать Его Евангелие.

Из письма архим. Льва (Егорова) духовным чадам 21.11.1923

*

Все руководители Александро-Невского братства единодушно остались верны митр. Сергию. По их влиянием и практически все члены братства за редчайшим исключением не поддержали иосифлян. Эта позиция братских отцов оказала влияние на ситуацию в епархии в целом. Они даже переписывались с руководителями иосифлян, стараясь убедить их в неправильности занятой позиции. Так, архим. Лев (Егоров) обменивался письмами с мир. Иосифом. К сожалению, обращение к Владыке архимандрита не сохранилось, но хорошо известен ответ митрополита в феврале 1928 г.: «Дорогой Отче!… Не судите же меня строго и четко усвойте следующее: 1. Я отнюдь не раскольник и зову не к расколу, а к очищению Церкви от сеющих истинный раскол и вызывающих его. 2. Указание другому его заблуждений и неправоты не есть раскол, а, попросту говоря, введение в оглобли разнуздавшегося коня. 3. Отказ принять здравые упреки и указания есть действительно раскол и попрание истины…».

http://www.anbratstvo.ru/content/svyashchennomuchenik-arhimandrit-lev-egorov

*

«Я по своим убеждениям являюсь глубоко религиозным человеком, посвятившим всю свою жизнь служению Богу, и целью моей жизни является ведение религиозной пропаганды в массах, поэтому я вел, веду и всегда буду вести религиозную пропаганду среди окружающих меня людей». На предложение же Дрибинского назвать фамилии лиц, ведущих контрреволюционную подрывную работу в лагере, о. Лев ответил, что не может этого сделать: «…мне не известно кто этим занимается, но даже если бы я что-нибудь знал о лицах, ведущих к/р-подрывную работу в лагере, то все равно об этом ничего не сказал бы, так как по моим убеждениям мне чуждо всякое доносительство».

Из следственного дела 1937 г.

*

 

26 февраля 1898 г. – родился в с. Опеченский Посад Боровичского уезда Новгородской губернии в семье владельца артели ломовых извозчиков. Окончил историко-филологический факультет С.-Петербургского университета

1915–1918 гг. – окончил 3 курса С.Петербургской Духовной Академии.

1915 г. – пострижен в монахи Александро-Невской Лавры с именем Лев, возведен в сан иеродьякона и иеромонаха.

1919 г. – один из организаторов Александро-Невского братства.

1922 г. – возведен в сан архимандрита.

26 июня 1922 г. – первый арест, два года ссылки. Отбывал ссылку сначала в Оренбургской губернии, а затем в Западно-Казахстанской области.

1926 г. – благочинный монастырских подворий, преподаватель Русской литературы и члена педагогического совета Богословско-пастырского училища.

1926–1932 гг. – настоятель Феодоровского собора.

апрель 1927 г. – арестован второй раз. Освобожден 19 ноября 1927 г.

18 февраля 1932 г. – арестован по делу Александро-Невского братства. Приговорен к заключению в лагерь сроком на 10 лет.

20 сентября 1937 г. – расстрелян.

7 мая 2003 г. – канонизирован Определением Священного Синода.

Раб Твой есмь аз: вразуми мя...[1]

* * *

Всем существом своим переживаю так хорошо знакомый воскресник[2]. Н. М.[3] сидит за длинным столом. Вы в стороне пишете мне письмо. Кое-кто спит, воспользовавшись теплотою и убаюкиваемый сладкими речами Н. М. Милый о. Илларион, блестящий тенорок которого сейчас будет покрывать пение братьев и сестёр. Все это так мило и патриархально. Вероятно, кое-кто интересуется Вашими письмами, и Вы в конце делаете передачу по их просьбе их приветствий.

Милые «Крестовики» они и не знали, как я любил их и как грешник молился о них всегда. И только после ареста Владыки Иннокентия и отца Гурия кое-кто почувствовал это... «Я и не знала, что Вы такой...» — не забуду я этой милой непосредственности. Вы хотели бы посмотреть мое служение в Оренбурге?

4 1/2 ч. утра. Уже с час громыхает в потьмах мой сокелейник старичок монах. Раз 10 сбегал во двор, несколько раз в церковь, готовится служить... А впереди еще несколько молитв недочитанных мною вчера из педагогических целей. «Ванятка, вставай». Тот недовольно бурчит что-то, ведь всего 11 лет; я поправляюсь на своем жестком ложе, с удовольствием располагаясь поспать еще часок. Но недовольство добрейшего старичка разрастается, громыхание усиливается. Наконец-то он в церкви. Вскакиваю... на дворе грязно.

Молюсь, темно в церкви. То же, что и в Крестовой, но на половину в уменьшенном размере[4]. Приходят барышни певчие. Они и на поздней будут петь. «До, ля, си», — задаем мы втроем и каждый на свой лад. Загремело, заскрипело и пошло. Девицы верещат отчаянно, мне одному басу, приходится работать за троих. Так было и в два прошлых воскресенья, а теперь я предложил им петь только на поздней.

Как хорошо было последний раз за ранней, нас было всего трое: альт, тенор и бас...

Неспешно и молитвенно проходит ранняя литургия. Уже светает. Немного прозяб. Ухожу читать правило. Из церкви слышится пение панихиды.

Не торопясь проскомидствую[5]. Начинают звонить. Собирается народ. Уже много знакомых лиц. Как легко бы устроить здесь братство, и как некоторые напоминают вас, дорогие мои. Хочется сказать им несколько слов, с трудом пересиливаю себя — «запрещено». Кстати сказать, я никогда не верил в свое дарование проповедования и потому не заботился о его развитии, я знаю, что я педагог и здесь старался быть достойным этого звания. Я и сейчас не верю похвалам Петроградских и Оренбургских слушателей. Близкие всегда из любви стараются найти больше, чем есть на самом деле.

Подходят к кресту. Иногда я пронизываюсь любовью вот к этому и этой... Милые детки — певчие, что-то своё и монашки здесь есть.

«Приходите на спевку» — говорю одной толстоморденькой барышне (тут нет красивых лиц).

Читаю молебен с акафистом несколько утомленный радостью совершенной литургии и общения с людьми. Разоблачаюсь, певчие поджидают.

«Маруся, что же Вы не читали вчера Сподоби Господи[6]?», — говорю, благословляя.

«Отец Лев, вчера уже хотела за Вами посылать».

«Что такое?».

«Опять припадок».

«Астма», — говорю сочувственно.

«Приходите чай пить».

«После обеда?»

Подходит старушка, смотрит на меня пронзительно и сует из под платка два яблока. Я благодарю, несколько смущаюсь.

Вечером акафист. Народу, по здешнему много, человек 60-80. Поём припевы все вместе. Иисусе Сладчайший. Иисусе Предивный! Не могу без волнения вспоминать эти слова: Иисусе Предивный, мучеников крепосте[7]. За спиной кто-то плачет. Иисусе Претихий, — ... на душе уже слезы и тишина... — монахов радосте[8]. Читаю медленно. Нахлынули образы умиленных молитвенников среди бревенчатых стен неведомых мне монастырей... Иисусе Пречестный, девственных целомудрие[9]. Вспоминается милый юноша. Хочет быть монахом, пришел ко мне и долго сидел внизу, стесняясь обеспокоить меня. Целомудренное нервное лицо...

Иисусе, Создателю мой, не забуди мене[10] — подумал о моем одиночестве и с трудом произношу слова:... даждь ми плачь за грехи моя[11].

Иисусе, желание мое[12]...

Все плачет кто-то за спиной моей. О, нет, я не одинок.

Как бы что-то изливается из души моей в души этих тепло молящихся, милых, дорогих и за что-то уже полюбивших меня моих братий и сестер.

«О, пресладкий и всещедрый Иисусе!»[13] За что Ты посылаешь мне такое тихое блаженство.

Потрясенный я иду в темный алтарь, раскрываю малое Евангелие ...Ну, довольно, слишком все это хорошо, чтобы об этом говорить.

Да хранит Вас Бог!

Иером. Лев.

1923 г.

[1] Пс. 118,125.

[2] Воскресник — братское собрание в день Воскресный. Отец Лев всегда в нем участвовал.

[3]  Николай Михайлович Егоров — родной брат отца Гурия, активный член Братства.

[4] Крестовая церковь была очень большой. Она вмещала 1000 человек.

[5] Перед служением Божественной Литургии совершается Проскомидия. На ней дивным образом соединяются Церковь земная и Церковь небесная. Имена святых и имена как ныне здравствующих, так и усопших священнослужителей и мирян, сливаются на Проскомидии воедино. Потому отцы Братства Иннокентий, Гурий и Лев и стремились всегда начать Проскомидию пораньше, чтобы успеть помянуть на ней по возможности всех.

[6] На Великой вечерне, с которой начинается Всенощное бдение, совершаемое накануне воскресных и праздничных дней, молитву: Сподоби Господи вечер сей без греха сохранитеся нам... иногда поют, а иногда поручают кому-то прочесть.

[7] Акафист Иисусу Сладчайшему, икос 1, стих 6.

[8] Следующий стих этого же икоса.

[9] Икос 1, стих 11.

[10] Икос 2, стих 11.

[11] Икос 6, стих 9.

[12] Икос 8, стих 10.

[13] Кондак 13. Начальные слова.

 

 

 * * *

Мир и радость от Господа братьям и сестрам Александро-Невского Братства.

Поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова.

Благодарю всех писавших мне; на каждое письмо я ответил без промедления. Вероятно, некоторые письма, как Ваши, так и мои, пропали; чтобы не подумали не получившие от меня ответа, что это произошло по моей беспечности, прилагаю список полученных писем с ответами на них.

Благодаря этим письмам я живу, как бы вместе с вами, хотя должен сознаться, многое для меня не ясно.

Как будто, среди вас есть течение в сторону унии с Ж. Ц.; хотелось бы предупредить наше Братство от этого опасного соглашательства.

Надо быть более осторожными с только что появившейся ересью, или расколом, чем со старыми[1]. Ибо последние в большинстве случаев и не хотят быть похожими на православную Церковь, а первые, еще по привычке питаясь соками своей недавней Матери Церкви, всеми силами стараются походить на Нее. Так и Ж. Ц. многим кажется православною, не будучи таковой.

Я очень часто вспоминаю наше Братство и ставлю его в пример здешним деятелям.

Чем вы назидаете нас, провинциалов?[2]

Редко встречается столь возвышенное и глубокое религиозно-нравственное воспитание. Удивляет всех любовь к уставному служению, но более всего привлекает внимание ваше служение миру: дети, больницы, тюрьмы, взаимопомощь и пр.

Думается, вы не забыли наши заветы:

Детям — первое место в Братстве.

Каждый братчик и братчица должны иметь какое-либо дело в Братстве.

Несколько слов о себе.

Живу по-прежнему на подворье. Материально обеспечен довольно сносно.

Но церковная служба глубоко неудовлетворительна. Даже архиерейские службы лишены всякой последовательности в деле сохранения устава. Епископ и епархиальное управление находятся в руках живоцерковников. Поэтому мы терпим гонение от них. Епархиальное управление мне уже вторично запретило и богослужение и проповеди, хотя все это объясняется чисто материальными интересами.

В нашу маленькую церковь стало ходить много народу.

Да сохранит всех вас Господь от всякого зла.

Молюсь за каждого поименно.

Иером. Лев.

Жду Катю и Веру, или кого-либо другого с нетерпением. Напишите когда приедете. Встречу.

Оренбург

20-XII-1922

2-I-1923 г.

[1] Имеется ввиду старообрядческая ересь или раскол.

[2] Здесь отец Лев себя по смирению относит к провинциалам, и деятельности Братства, назидающей провинциалов, дает в следующем абзаце емкую, прекрасную характеристику.

 

 

* * *

 

Передать Братству на Пасху[1].

Христос Воскресе!

Милое, дорогое, безконечно близкое Братство. Да хранит тебя Бог! Ты для меня — прошлое, но безконечно дорогое прошлое: ведь уже с июня месяца я не был в Твоей семье, хотя душой и мыслью всегда с ней.

Да и могу ли забыть Вас, членов этой семьи, когда с монашеского детства — среди Вас и живу Вашими интересами, как вы нашими. Буди благословен каждый час нашей молитвы с до сих пор любящим и любимым владыкой Иннокентием[2]и с братом, частью души моей, ныне страждущим отцом Гурием[3].

Посмотрел бы на них, поклонился бы их страданиям, насладился бы их любовью, но немощное тело приковано к диким степям, дух же страдает, тоскует и грустит неисцельно...

Могу ли забыть всегда ровного «старца», наставника монашествующих, — отца Варсонофия[4], стойкого отца Варлаама[5]; одно воспоминание о Л. Д. «тайном монахе[6]» (так в душе я называл его) согревает мою душу. Как трогательно заботится он о «дорогих батюшках». Сколько любви было у Н. М.[7] к нашему Братству, какой серьезный благородный тон давал он ему. Не лишайте себя общения с ним, он незаменим для Братства. Как бы я хотел его видеть и насладиться и усладиться его всегда умной, смиренной беседой. Как живой передо мной Н. М. с маленькой усмешкой, с красивой речью и немного трескучим голосом.

Слышу нежные интонации проповеди Ник. Ник.[8], и всех наших благовестников воспроизвожу в памяти.

Помнят ли братские законоучительницы[9] наши собрания. Я так живо воскрешаю в своей памяти каждую из них и думаю, что они главные наши пчелки, собирающие мед для питания улья. Вспоминаю наших регентш Л. Н.[10] и В. Н.[11], наших уставщиц. Они, думаю, не бранили бы меня, если бы повидали мои битвы за устав в «Пантелеимоновой часовне».

Далее отец Лев с любовью вспоминает о многих членах братства, о которых издатели ничего сказать не могут, а затем пишет:

«Монашки», сестры милые, наш врач Е. Е... не достанет и время и места поименно всех вас вспомнить. Но я уже сегодня и вчера всех поименно поминал и завтра и после буду поминать по своему красивому помяннику, подаренному мне на Оренбургские именины[12] улетевшей Катей.

Не обидьтесь, что и любимейших не всех вспомянул.

«Подростки», III группы, «детские группы о. Льва» — мое безценное сокровище, растите в вере и любите Святую Церковь! Вы — главная моя забота, моя радость, надежда Православия. Когда я гляжу в ваши глаза — я вижу Небо, забываю скорбь, опять верю людям...

Когда каетесь в своих грехах, когда вы молитесь, и, особенно, когда причащаетесь, — я — в жилище Ангелов, забываю свое убожество, грехи, перстность своего состава. О, как я люблю каждого и каждую из Вас!

Да будет с Вами Ангел Хранитель, да благословит Господь и семью, воспитавшую Вас. Молитесь за о. Льва!..

Утешайтесь радостью общения в молитве и служении словом и деяниями, родное Братство, сеющее сейчас слезы!

Нас не разлучит ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни дальность пути! Разбросанные и разделенные верстами или улицами[13], мы — едино сердце и у нас едины уста, всегда православно воспевающие по чину и благообразно великое имя Иисуса Христа!

Иеромонах Лев

27/14 - III1923 г.

Оренбург.

 

[1] В 1923 году Пасха была 8 апреля, на следующий день после Благовещения.

[2] Его после ареста в октябре 1922 года сослали в Архангельск.

[3]  Вскоре после ареста архимандрит Гурий заболел, и его поместили в тюремную больницу имени Гааза. В ней в очень тяжелых условиях он находился до 31 мая 1923 года.

[4]  Игумен Варсонофий Веревкин, с 1922 по 1932 год окормлявший в Старом Петергофе сестер усердствующих в подвиге. Приоткрыл он им за эти 10 лет тайну монашества, и они после его кончины в Новгороде в 1939 году продолжили его дело: явили миру своей чуткостью ко всем, кто окружал их, дивную красоту сокровенного монашеского делания.

[5] Архимандрит Варлаам, стойкость которого раскрывается перед нами и в письмах его, и в дневнике.

[6]  Леонид Дмитриевич Аксенов. О нем, как о тайном монахе, говорится в дневнике отца Варлаама от 5 мая 1930 года. Он пишет, что во сне видел то, как готовились к отпеванию якобы умершего Л. Д., спевались, почему-то, петь антифоны, полагающиеся по чину монашеского погребения, но само отпевание не видел.

[7]  Николай Михайлович Егоров — родной брат отца Гурия.

[8]  Николай Николаевич Киселев (1901–1942) — родной брат Веры Николаевны, у которой хранился до её кончины дневник архимандрита Варлаама.

[9] Законоучительницы — это те, кто вели занятия по изучению Закона Божия.

[10]  Лидия Николаевна — дочь известного историка Суворова, как уже говорилось, была женой Николая Николаевича Киселева. Некоторое время она была регентом братского хора. Отметим, что она любила не только пение, но и живопись. Скончалась Лидия Николаевна в Ленинграде 13 января 1967 года. До конца дней своих она соблюдала благочестивый обычай причащаться Святых Христовых Тайн в Лазареву субботу в Никольском кафедральном соборе.

[11] Вера Николаевна Киселева.

[12] День Ангела отца Льва — 18 февраля/3 марта — Свт. Льва, Папы Римского.

[13] Здесь отец Лев имеет в виду то, что владыка Иннокентий и он сам разделены с членами Братства, с отцом Гурием и друг с другом верстами, а отец Гурий, находившийся в тюремной больнице, - улицами.

 

 

* * *

Да хранит вас всех Господь!

Дорогие отцы, братчики и братчицы.

Осложнения в жизни ссыльных Оренбургского] Кр[ая] лишили меня возможности ответить Спасск[ому] бр-ву, Нат[алии] Ник[олаевне] и некоторым другим так, как хотелось бы. Да и самому Братству пришлось писать как Иннокентию Гурьевичу Львовскому![1] Что же делать. Простите эту невольную небрежность. Так много хотелось бы сказать, а еще больше услышать о Вас, дорогие мои друзья.

Теперь, как никогда нужны стоятели за истину Православных, а каждый из Вас должен быть таковым. Нет ничего более опасного, как компромиссный путь!

Мы с Вами должны помнить, что 170 епископов заточенных и сосланных и множество священных лиц, а также некоторые из мирского чина, не съезжавшиеся никогда, составили все же собор по вопросу о признании новоявленного В.Ц. У.[2]Вы должны считаться с их неписанным определением: «мы не можем подчиниться раскольникам». Не забывайте, что наша вера в Бога испытывается двумя огнями: отречением от благ временных, как показанием что там лучшее мы получим, а 2-х исповеданием Христа среди детей, среди взрослых, т. е. практический деятельностию. Пусть ваша любовь развивается и укрепляется чрез служение детям и взрослым.

Уже в третий раз благодарю вас за ценный подарок к моим именинам. Господь мира да даст вам мир! О всех вас молюсь поименно.

Иеромонах Лев.

7/20 VI - 1923 г.

Привезшим сие прошу оказать любовь и заботу, как моим ближайшим друзьям и преданным Господу людям.

[1] Основателей и первых руководителей Братства иеромонахов Иннокентия, Гурия и Льва называли иногда для краткости ИНГУРЛЕВ. Теперь, когда преследования ожесточились, отец Лев соединил их в одну фамилию, созвучную фамилиям тем людей, которые осуществляли тогда гонение на Церковь.

[2] Высшее Церковное Управление — так была названа канцелярия патриарха Тихона, захваченная обновленцами после ареста Патриарха в мае 1922 года.

 

 

* * *

Дорогие друзья!

Хотелось бы утешить Вас хотя бы этими строками, в постигшей Вас утрате[1].

Молитесь об отошедших, чтобы Господь дал им благодушно и в терпении насаждать пшеницу, которую пожнут страдальцы в Царствии Отца их. А вы, взирая на мужество их, укрепляйтесь духом, исполняя то делание, которое они начали совершать при вас.

Царствие Божие силою берется; а сильным нужно много упражнять свои силы. Стройте же Христово здание. Не только большие камни ворочайте; не забудьте и щебня. Ведь в Америке дома строят из мелкого, мелкого песку, конечно смешанного с цементом. Так и вы позаботьтесь и о песке! Умоляю вас об этом! Без него ничего не выйдет.

Итак, утешайтесь, строя маленький домик[2] Господь Вам в помощь! 23/6-VII1923 г.[3]

Иером. Лев

 

[1] Это письмо написано в связи с тем, что в июне 1923 года архимандрита Гурия из тюремной больницы в Петрограде отправили в ссылку на Север в поселок Усть-Цильма на реке Печора. Примерно тогда же и епископа Иннокентия из Архангельска перевели в Усть-Цильму. Это и называет отец Лев утратой, и ниже призывает к молитве об отошедших (т.е. о владыке Иннокентии и отце Гурие) и к подражанию им.

[2] В конце данного письма отец Лев вместо своей подписи изобразил треугольник с вершинами И [Иннокентий], Г [Гурий], Л [Лев]. Этим он явил, во-первых, своё единство с епископом Иннокентием и архимандритом Гурием и, во-вторых, об­разно пожелал: Дорогие друзья!.. Стройте Христово здание — храмину души своей, следуя заветам отцов Ваших — узников Христовых.

[3] В соответствии со списком писем отцов, составленном епископом Гурием в Ташкенте в начале 50-х годов, это письмо написано в Оренбурге 6 июля 1923 года по новому стилю.

 

 

* * *

Христос Воскресе!

Милая Оля[1], спасибо за обстоятельное письмо. Не отвечал, т. к. был очень занят, да и попутчика не было.

Письма Вл. Иннокентия очень бы хотел получать. Т. к. бесконечно люблю его и ценю его ученость и доброе сердце. Я весьма грущу за него; ведь, для него в особенности тяжела ссылка, где нет условий, среди которых могла бы процветать его ученая деятельность.

В теперешнее время надо с особою силою отстаивать мысль, что богослужебная реформа должна развиваться в рамках, поставленных ей предшествовавшей традицией. А Владыка не только в кабинете работал, но, как человек одаренный музыкальными способностями, большим умом и красноречием, успел проповедовать, воплощая свои идеи в те чины и подробности богослужебной практики, которые так хорошо знакомы нашему братству. А помните, доводившую его до слез, доброту и отзывчивость на нужды нас, меньшой братии. Я живо представляю себе его болезненно сжатый лоб и как бы сердитые глаза, странно противоречившие добрым словам и потокам любви, изливавшимся и из мозгов, и от сердца, и от правой руки, скрывавшей кусок хлеба от левой, и рекам добродушия, вздымавшимся за его стопами!

Пусть бы он поберег себя и свел на нет деятельность, дающую безплатный проезд по железным и проселочным дорогам.

Простите и передайте поздравления всем знаемым.

Иером. Лев.

1923 г.[2]

[1] Ольга Георгиевна Нелидова.

[2] Пасха в 1923 году была 26 марта — 8 апреля. Празднуется она 40 дней. Поэтому данное письмо написано в конце апреля или в начале мая.

 

 

* * *

Heпрестаю молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, всякой премудрости и воли.

Взял ваше письмо милые горячо мною любимые Нюра, Тамара, Клава, Надя, Маруся и вспомнил...

Я уже ложился спать... Вверху гремела грубая музыка.

Уже три месяца я сидел, и не знал, когда окончится это мучение. Казалось, никогда...

«Лев Егоров!», — крикнул сторож.

Я быстро привел себя в порядок.

Железная дверная решетка отворилась.

«К вам сейчас спустятся», — сказал некто, и поднялся наверх.

Как вы любили тогда меня...

Я возвратился и уже не тяжки были своды тюрьмы.

Милые славные девочки, сколько озлобленных[1] людей; к ним никто никогда не приходил и не говорил ласкового слова. И у вас, и здесь, в далёком Оренбурге, я испытал на себе, как согревает чужая любовь и сочувствие.

Позволяю написать о себе, потому что говорят, некоторые интересуются нашей жизнью.

Сегодня Михайлов день. Был приглашен на поминальный обед к одному богачу здешнему. Там «ставили столы». Служу литию... После ектении поют «зряща мя безгласна...».

Диакон налил в стакан сладкий сок вишни и мы выпили сей напиток.

Пообедали. Выходим, а в прихожей уже ждут новые 20-25 человек и «нища братия» уже здесь.

«Батюшка, здравствуй!», — кричит мне один блаженный.

«Здравствуй, здравствуй; я ведь тебя встречал раз на улице», — говорю я ласково, и похлопал его по плечу.

Глупая усмешка прошла. Он сделался серьезным и твердо сказал:

«Благослови, батюшка».

В засос целует руку.

Я оказал ему немного внимания, и он уже сделался моим другом.

В три часа пошел в женский монастырь, к м [атушке] Рафаиле.

Дорогой встречаю келейницу игумении.

А я за вами, думали, что не придете». С м [атушкой] игуменьей целуемся рука в руку, благословляя именинницу, кланяюсь монашкам в белых платочках.

Приходят и уходят. А я сижу. Сыт еще от обеда. Уговаривают сидеть и не уходить еще в форштадт; уже темнеет, и страшно, могут убить и ограбить (здесь это довольно часто встречается).

«Мы уже так беспокоились намедни о вас: дошли ли вы до дому».

А я уже и прирос к дивану; какие они милые, согревается душа их заботами.

Наконец, уже стемнело. Я, дав обещание прийти к ним завтра, ухожу.

«Пойду-ка в форштадт».

Темная, грязная, огромная площадь...

Наконец, у Петроградских батюшек. Узнаю, что Петроградские едут послезавтра. В столовой сидят отцы и строчат письма в Петроград. Пробираю Ал. Мих. за то, что он играет в карты и, просидев 2 часа, иду через Советскую улицу (наш Невский). Крюк, но безопасно.

Как противна эта гуляющая публика!

Прихожу домой, два раза нырнув в огромные лужи.

Старичек иеромонах недоволен: «Два раза присылали, очень недовольны».

«Сейчас поздно», — говорю я, готовый к самопожертвованию.

«Не знаю уж...»

«Ну, ладно, завтра сходим».

«Завтра уж иное дело. Обещали вчера — обманули».

«Ну, уж вчера то вы, о. М. виноваты. Прошлепали по грязи, а дома его не нашли».

«Главное дело — квартирка, сегодня бы мы все это обработали... А завтра день постный — среда».

Я пью чай и сажусь за письма. Уже 4 часа. В 8 — к обедне! Мы хотим снять квартирку для паломников к нашим батюшкам. С этою отчасти, целью я согласился пойти к обманутому нами человеку, но задержался у батюшек, считая обсуждение кой-каких вопросов более важным делом, чем гости.

Итак, можем ли мы, сами обласканные незаслуженно, быть равнодушными к соседу?

Мой искренний совет вам всем учиться, чтобы иметь какую либо профессию, полезную для озлобленного телом или душой соседа.

Богомольный самолюбец похож на богача: он отламывает поклоны, отваливает деньги — помин души, постоянно за свечным ящиком усердно молится, принимает батюшек, соблюдает посты, но денежки то не выпускает из кованого сундука.

У нас богатство — вера, ласка, возможность помощи, к которой мы должны подготовляться учением (мы религиозны) да и то не очень, но богатство свое припрятываем от близких.

Наши посты, поклоны и пр. — «жертва», а «милость» — помощь ближним (к чему мы и должны готовиться). Христос сказал: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы»? (Мф.9,13).

Милые мои, готовьтесь быть кем-нибудь: учительницей, доктором, сестрой милосердия и пр. Тогда бесконечно будет приятна Богу ваша молитва, пост и поклоны.

Это все для своего назидания вспоминаю, ибо и сам ничего не делаю.

Помолитесь же, чтобы Господь разрушил преграды, мешающие мне благовествовать Его Евангелие.

Господь да сохранит Вас.

Иеромонах Лев.

Оренбург, Каргалинская 43

1922 г. 21 ноября.

[1] Церковно-славянское слово «озлобление» означает угнетение, притеснение, бедствие. В соответствии с этим отец Лев называет здесь озлобленным того человека, которого угнетают, притесняют.

 

 

* * *

Дорогие, снова и снова пишу вам!

Умоляю вас ответить: где о. Гурий? Здоров ли он?

Единственная В. И. вспомнила меня и прислала сведения об о. Гурии и о других лицах, а вы, милые, добрые — заставляете меня томиться в тяжелом неведении!

Получил ли В. М. мою телеграмму и заказное письмо? Если получил, то почему не ответил? Не откажите зайти к нему сегодня же...

Простите мою настойчивость: не знаю, кому и писать. Даже Е. А. молчит. Скажите ей, что если на этих днях не получу от нее писем, ничего от меня не прочтет и она. Ужасно огорчен отсутствием сведений. А я то хотел предложить вам приехать в нашу Карреспублику.

Посмотрели бы верблюдов, поели бы кишмишу, приготовил для приезжих мягкую шубенку, ибо здесь «бик еле тюгел» — не очень тепло.

Ну, да Бог с вами

Я и здесь не одинок. Не только потому что вы все в моем сердце, не потому только, что мой Владыка[1] унизил себя до раба Своего, но и потому что «новые люди» не только речами своими, но и горячим сочувствием сглаживают мое одиночество.

Сгрустнулось...

Добрый старик, не книжный, но прекрасный сердцем, сел напротив и издалека начинает речь, понятную лишь сердцу, но ни в коем случае не разуму: «грустно бывает... говорят — попривыкнешь этак! Конечно, как сказать, маленько того — это грешно. Стремления, конечно к чему-то, но воля Божия...».

Пахнет от сапог навозом, а от «тулупчика», под которым он спит, не раздеваясь, кислой овчиной. Чем не киргизская кибитка!

Но Твой, и только Твой есмь аз![2]

Вразуми[3] меня, чтобы и здесь видеть ступень к совершенству.

Деньги еще есть, но нужно уже заняться каким-либо делом. Разве дело — ведение книг, обучение грамоте послушников и научение брести по служебнику старичка иеромонаха, хорик церковный, приучение их к церковному чтению, чреда в служении?!

Зашел к сестре Валентине и пел, попросил починить зимнюю скуфейку. Говорю о милом студенчестве и о годах учения, слушают мудрую повесть о девушке, отказавшейся от приданого и поблекшей уже в монастыре, смотрю, как ловкие пальцы, оторванные от своей работы, быстро разорвали Петроградские скрепы и с насмешкой стали мерить голову и сшивать вновь. Уговорился с завтрашнего дня делать туфли под их руководством и двинулся, соскучившись дальше. Поднялся под веревки с бельем, вступаю в грязноватую кухню. Чувствуется какая то неловкость, что нарушаю обычный ход семейной жизни. Отбирают скуфью. Шипит самовар, еда... есть не хочется. Через 10 минут договариваемся, что везти сюда едущим из Петрограда. Большой спрос на учебные книги. Особенно на подержанный ситец, самый плохой идет лучше всего. 3 №/2 м., нитки 11/2 м.

Посидел с больным и, затрудняясь протянул руку, как делают здесь батюшки и, чувствуя их непривычку брать благословение, раскланиваюсь и, согласившись придти в воскресение обедать, ухожу домой. Скучно...

Вспоминаю, как проходя сегодня мимо кладбища, я молился, чтоб Господь дал заработок и вот уже учусь шить туфли и даже получил заказ на несколько пар, получил предложение или, правильнее, совет вывесить объявление об уроках. А я то так уныл! И здесь Он научает Своего раба, так быстро отзываясь на его молитвы.

Всюду отступничество от правой веры, запутанность и желание лишь сохранить свои животы!

Есть ли еще церкви Божии, верные, православные, остались ли еще архиереи, правящие в полной благодати?

Вот чего ради жду я ваших писем. Кате Л. начал писать, да что-то не то.

Все-таки решил писать вам.

ИЕРОМОНАХ ЛЕВ

[1] Господь наш Иисус Христос.

[2] Пс. 118,125.

[3] Пс. 118,125.

 

С. А. Зегжда. Александро-Невское братство. СПб., 2009 г. С. 218–229.

 

Древо. Открытая православная энциклопедия

Биография на сайте Александро-Невского братства

ПСТГУ

Лит.:

  1. Минувшее: Исторический альманах. 15. М.; СПб.: Atheneum: Феникс, 1993. 656с.; ил.  С.426,427,434,439-441,451,465,473,503,513,516,608. 
  2. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С.48. 
  3. Краснов-Левитин А.Э. Лихие годы: 1925-1941. Воспоминания. Paris: YMCA-PRESS, 1977.  С.88. 
  4. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с.  С.103. 
  5. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с.  С.103. 
  6. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998.  С.268. 
  7. Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.  
  8. Священномученик архимандрит Лев (Егоров)// Церковный вестник. 2003. N 5.  С.6-7. 
  9. Павлов С.М. И наступит день...: Очерки о политических репрессиях против церкви. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. С.75-83. 
  10. Шкаровский М.В. Александро-Невское братство: 1918-1932гг. СПб., 2003.  С.212-215.
  11. С. А. Зегжда. Александро-Невское братство. СПб., 2009 г. С. 218–229.