Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Преподобномученица Августа (Защук) (1871–1938)

схиигумения

Дни памяти
26 декабря (8 января)
Храмы
Храмы Оптиной Пустыни

  АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871, Санкт-Петербург – 8.01.1938, Тульская обл.), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), схим. Род. в дворянской семье, владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, занималась журналистикой в Санкт-Петербурге. А. глубоко почитала преп. иером. Нектария (Тихонова). После закрытия Оптиной пустыни А. основала одноимённый музей, став его заведующей; в музее работали многие бывшие насельники обители. 10 авг. 1927 г. в г. Козельске Калужской губ. с А. была взята подписка о невыезде в связи со следствием по групповому «делу иеромонаха Никона (Беляева) и др.». 19 дек. того же года А. была приговорена к высылке на 3 года с запрещением проживания в семи крупных городах СССР. По окончании срока высылки жила в Туле, а после переезда прмч. архим. Исаакия (Бобрикова) в г. Белёв А. переселилась туда же. Вскоре она приняла схиму с именем Августа, с 1934 г. была игуменией тайного женского мон-ря в Белёве. 16 дек. 1937 по групповому делу епископа Никиты (Прибыткова) был арестован архим. Исаакий, а вместе с ним и А. как «игумения подпольного монастыря «тихоновской ориентации»». Во время допроса, продолжавшегося 16 суток, А. была подвергнута пыткам. По приговору Особой тройки при УНКВД по Тульской обл. от 30 дек. 1937 г. А. была расстреляна. Похоронена в братской могиле на 162 км Симферопольского шоссе. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2001 г.    

Православная энциклопедия

 

Тропарь, кондак, величание преподобномученицы Российской XX века

Тропарь, глас 5

Христа Господа Иисуса верная ученице,/
Церкве Российския избранная агнице,/
Христа Господа Иисуса верная ученице,/
Церкве Российския избранная агнице,/
преподобная страстотерпице (имярек),/
легкое иго и язвы Его любовию носящи,/ 
лествицею мучений/ к Нему, яко Небесному Жениху, востеклаеси,/
Егоже моли сохранити в благочестии люди Российския//
и спасти души наша.

Кондак, глас 4

Яко крин багряновидный,/
посреде терний безбожия/
в земнем отечестве твоем процвела еси,/
преподобномученице (имярек) честная,/
подвиги воздержания страданием украсивши,/
востеклаеси к Небесному Жениху Христу,//
Иже увенчатя красотою славы нетленныя.

Величание

Величаем тя,/
страстотерпице преподобная мати (имярек),/
и чтим честная страдания твоя,/
яже за Христа/ во утверждение на Руси Право­славия//
претерпела еси.

Святая преподобномученица Августа (Лидия Васильевна Защук) при монашеском пострижении получила имя святой императрицы Августы.

Императрица Августа была женой императора Максимина, который в свою очередь был соправителем императора Диоклетиана и жил в Александрии. Услышав о чудесах, происходящих во время пыток святой Екатерины (313 г.), императрица пожелала видеть ее. Уговорив воеводу Порфирия с отрядом воинов сопровождать ее, Августа пришла в темницу. Императрица была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверовав, обратились ко Христу.

На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены.

*

Лидия Васильевна была энергичной, рассудительной и необычайно преданной оптинскому старцу Нектарию (Тихонову) женщина. Владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, была журналисткой в Санкт-Петербурге.

*

«… В 1917 году я прибыла в О[птину] п[устынь] ценою уж[асного] труда, …средства у меня отняла революция и я была этому рада, т. к. не узнала бы иначе близости Господа к человеку.»

Из письма мужу 1927 г.

*

После закрытия обители в 1924 г. основала музей "Оптина Пустынь" и была заведующей этим музеем. Многие бывшие насельники обители также работали в музее.

*

Про него (о. Аифала, оптинского монаха) говорила Лидия Защук (впоследствии схимонахиня Августа): «Отец Аифал должен благодарить меня, из-за меня он получил Царство Небесное. Я была заведующей Оптинским музеем, а он остался первое время в монастыре, в артели, в качестве рабочего. Надо было в скиту устраивать «Дом отдыха». И вот, я так требовательно повелевала им, мучила его, а он молчаливо, со смирением, повиновался безропотно». Мне (мон. Амвросии (Оберучевой)) приходилось с ней видеться, потому что она сломала себе руку, а потом ногу, и я долгое время ходила к ней.

М. Амвросия (Оберучева). Очерки из многолетней жизни

*

 Ее вызвали на допрос сразу после ареста, и на вопрос следователя об отношении к новой власти Лидия Васильевна с легкой иронией ответила:

 – Я ею любуюсь, и желаю чтобы она не изменилась, хотя я внепартийная… Что касается моего взгляда на монашество – то как идею я рассматриваю ее квинтэссенцией христианства"… На этом же допросе 17 июня 1927 года уполномоченный секретного отдела Калужского Губотдела ОГПУ Киреев спросил:

- Гражданка Защук! Чем объясняется, что вы иногда при беседах с другими лицами грубо выражались по адресу советской власти следующими словами "скоро большевики полетят", "советской власти скоро будет конец, т. к. не хватает хлеба" и т. д.?

– Я категорически эти сведения опровергаю, но и хотела бы за плату посмотреть эти личности.

ФСБ по Калужской обл. П-16298, л.167

  *

В 1937 г. арестована вместе с последним настоятелем Оптиной Пустыни схиархимандритом Исаакием (Бобриковым). Ее допрос длился 16 суток, во время которого ей не давали не только спать, но не разрешали даже садиться. Когда она падала, ее обливали холодной водой. Ей было 70 лет.

2 июня 1871 г. — родилась в Санкт-Петербурге в дворянской семье.

1887 г. — окончила Смольный институт благородных девиц.

1917 г. — навсегда уезжает из Петрограда, поселяется в Казельске.

1920 г. — начала заведовать оптинским музеем после ареста о Никона (Беляева).

17.06.1927 г. — первый арест.

1927–1934 гг. — ссылка.

01.08.1927 г. — освобождена с подпиской о невыезде и лишением права проживания в семи городах.

По одним сведениям пострижена в 1922 в Свято-Введенской Оптиной пустыне иеромонахом Анатолием (Потаповым) ( по другим сведениям, Нектарием (Тихоновым)).

По другим сведениям, в 1934 г. Пострижена в монахини еп. Георгием (Садковским) по благословению епископа Белевской епархии Игнатия (Садковского).

Дата посвящения в схиму и назначения игуменией подпольного женского монастыря неизвестна.

16.12.1937 г. — арестована вместе с 20 монахинями, мирянами и священнослужителями г. Белёва по делу епископа Белевского Никиты (Прибыткова).

8.01.1938 г. — тройкой при УНКВД по Тульской области вынесен приговор: высшая мера наказания – расстрел.

ПСТГУ

  1. Лидия Соколова. Высшая мера послушания
  2. Лидия Соколова. Преподобномученица Августа (Защук)
  3. Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 9953;
  4. Архив УФСБ по Калужской обл. Д. П-16298.
  5. Цветочки Оптиной пустыни. М., 1995;
  6. Оптина Пустынь в судьбе Н. А. Павловича // Троицкое слово. 1993. № 8. С. 9, 11;
  7. Житие сщмч. архим. Исаакия. Введенская Оптина Пустынь, 1996. С.111-113;
  8. За Христа пострадавшие. Кн. 1. М., 1997. С. 26.