Преподобноисповедник Агапит (Таубе) (1894–1936)

Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Преподобноисповедник Агапит (Таубе) (1894–1936)

монах

Дни памяти
5 (18) июля, 
Храмы
Храм Санкт-Петербургского университета, Оптина Пустынь

 АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 4.11.1894, г. Гатчина Санкт-Петербургской губ.–18.07.1936, г. Орёл), исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Род. в дворянской семье. В 1912 г. окончил гимназию и поступил в Санкт-Петербургский ун-т на юридический фак-т. В 1916 г. был мобилизован и направлен в действующую армию, получил ранение. В 1918–1922 гг. служил в Красной армии. В 1922 г. демобилизовался и поступил сотрудником в музей «Оптина Пустыни», учрежденный на месте закрытого мон-ря. Вскоре принял постриг с именем Агапит. В качестве научного сотрудника музея А. оставался до мая 1925 г. 16 июня 1927 г арестован. по групповому делу иером. Никона (Беляева) и заключён в Калужскую следственную тюрьму. 19 дек. 1927 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ А. был приговорён к трём годам заключения в ИТЛ, наказание отбывал в СЛОН. 25 мая 1930 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён к трём годам высылки в Северный край, проживал в Архангельске. В 1931 г. арестован в ссылке как «участник контрреволюционной группировки среди местного и ссыльного духовенства», 2 дек. того же года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён к заключению в ИТЛ и отправлен в Мариинские лагеря в Сибирь. После окончания срока заключения А. поселился в г. Орле. Скончался после тяжелой болезни. Имя А. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2007 г.

Арх.: Архив УФСБ РФ Архангельской обл. Д. П–11397; Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П–16298.   Лит.: Дойков Ю. В. По ком звонит колокол // Волна. Архангельск, 1994. 29 марта; Дамаскин. Преподобноисповедник Агапит (Таубе)// Московские ЕВ. 2008. № 3/4. С. 117–119. http://www.pravenc.ru/text/1359843.html

 

 

 

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3 

Церкве Русския столпе непоколеби­мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На­чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

  

Кондак, глас 2 

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра­данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на­шим.

 

Величание 

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

В 1912 году Михаил окончил с золотой медалью гимназию и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но окончить успел только три курса, так как в 1916 году был призван в армию.

*

В Оптиной он стал духовным сыном сначала старца Нектария, а затем, после высылки последнего властями из Оптиной, — иеромонаха Никона (Беляева), который и постриг его в мантию с именем Агапит. По воспоминаниям знавших монаха Агапита в этот период, это был человек, искавший в христианстве не столько утешения, сколько духовного подвига.

*

«Я пробыл с ним 2 часа , и его рассказы о значении той или иной древней книги или картины, или вещи таковы, что при выходе из музея поневоле приходится сказать: “Как много религия сделала для культуры и как жаль, что она теперь находится в загоне”». «Человек, находящийся в настоящее время в близкой дружбе с монахами и не пропускающий ни одной церковной службы, может ли являться ученым сотрудником музея? Мне кажется выгоднее и полезнее иметь сотрудником неученого спеца, чем такого “слишком ученого”».

Из отчета о посещении музея Оптиной пустыни секретаря Наркомпроса Ушакова

*

В начале 1936 года отец Агапит заболел: у него образовалась опухоль. Его страдания в течение болезни всё более возрастали, ни есть, ни говорить он уже не мог, но при этом не терял бодрости духа и, пока были силы, ходил в храм. Когда отцу Агапиту было что-либо нужно, он писал записку старушке-хозяйке, жившей на другой половине дома, через стену от него. Он предупредил ее, что, когда ему станет совсем плохо, он ей постучит. 18 июля он постучал в стену, и, когда хозяйка вошла, то увидела, что монах Агапит лежит, не сводя глаз с иконы Божией Матери. «Лицо его было сосредоточено и кротко. Ни боль, ни страх не искажали его. Он не стонал, только дыхание становилось все реже…» Впоследствии она рассказала, что «переносил он свои страдания так светло, что она молится о нем, как о святом».

4 нояб. 1894 г. — родился в дворянской семье в г. Гатчине.

1912 г. — окончил гимназию и поступил в Санкт-Петербургский ун-т на юридический фак-т.

1916 г. — мобилизован и направлен в действующую армию, получил ранение.

1918–1922 гг. — служил в Красной армии.

1922 г. — демобилизовался и поступил сотрудником в музей «Оптина Пустыни», учрежденный на месте закрытого мон-ря. Вскоре принял постриг с именем Агапит.

16 июня 1927 г. — арестован. по групповому делу иером. Никона (Беляева) и заключён в Калужскую следственную тюрьму.

19 дек. 1927 г. — приговорён к трём годам заключения в ИТЛ, наказание отбывал в СЛОН. 25 мая 1930 г. — приговорён к трём годам высылки в Северный край, проживал в Архангельске.

1931 г. — арестован в ссылке как «участник контрреволюционной группировки среди местного и ссыльного духовенства», 2 дек. того же года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён к заключению в ИТЛ и отправлен в Мариинские лагеря в Сибирь.

1936 г. — скончался после тяжелой болезни в г. Орле.

27 дек. 2007 г. — включен в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ.

 

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

ПСТГУ

  1. Игумен Домаскин (Орловский). Слишком ученый монах
  2. Дойков Ю.В. По ком звонит колокол// Волна. Архангельск, 1994. 29 марта.
  3. Записки монахини Амвросии (Оверучевой Александры Дмитриевны). Рукопись. 
  4. http://www.petergen.com/bovkalo/taube.html (сайт А.А.Бовкало).
  5. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск,2006. 688с. С.9.
  6. http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=3038 (сайт Школы Карла Мая. Общество друзей школы К.Мая "Майский жук". Михаил Михайлович фон Таубе).