Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Преподобномученик Серафим (Вавилов) (1899–1938)

архидиакон

Дни памяти
4 (17) февраля,  Собор Санкт-Петербургских святых – третья неделя по Пятидесятнице; Собор Бутовских новомучеников – 4-я суббота по Пасхе; Собор Клинских новомучеников – 4 (17) февраля
Храмы
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Преподобномученик Серафим родился 27 июля 1899 года в городе Ярославле в семье Ефремовского второй гильдии купеческого сына Александра Васильевича Вавилова и его супруги Параскевы Ивановны и в крещении был наречен Владимиром1. Александр Васильевич работал приказчиком у купца Перлова. Со временем семья Вавиловых переехала в Санкт-Петербург. Первоначальное образование Владимир получил дома; когда мальчику исполнилось десять лет, отец подал прошение директору Санкт-Петербургской 7-й гимназии о допуске сына к экзаменам. Однако, ввиду того что Владимир тяжело заболел воспалением легких, сдачу экзаменов в гимназию пришлось отложить, и он поступил туда в следующем, 1910 году2. Образование, полученное в гимназии, показалось, однако, юноше недостаточным, и 22 августа 1917 года он подал прошение директору Петроградской консерватории о допущении его к экзаменам для поступления в консерваторию по классу рояля3, а 30 сентября 1918 года отправил прошение ректору Петроградского университета с просьбой зачислить его на юридический факультет4.

Живя в Петрограде, Владимир был прихожанином Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, и его духовником стал иеросхимонах Серафим (Богатов), происходивший из крестьян Тамбовской губернии и начинавший монашескую жизнь в Саровской пустыни, а с 1882 года подвизавшийся в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге; в 1905году он был пострижен в схиму. Скончался отец Серафим 2 октября 1919 года и был погребен на лаврском братском кладбище.

На следующий день после кончины духовника Владимир подал прошение митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому) о принятии его в число насельников Лавры и постриге в монашество. Он писал: «Это мое давнее желание, которое неоднократно одобрял ныне почивший иеросхимонах Серафим, оставивший мне как бы в исполнение своего завета клобук и параман.

Оставшись на положении сироты после кончины моего старца-наставника и духовника, я очень желаю начать новую жизнь его смертью». Митрополит Вениамин благословил принять Владимира послушником и назначить пономарем5. Помимо послушания в алтаре, он дежурил у святых мощей святого благоверного князя Александра Невского. С декабря 1919 года ему пришлось, кроме того, нести послушание сторожа при лаврской Николо-Кладбищенской церкви6.

24 ноября 1919 года послушник Владимир направил прошение наместнику Лавры архимандриту Виктору (Островидову) с просьбой постричь его в монашество. Состоявшееся 27 ноября заседание Духовного Собора Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры поддержало его прошение7, и 26 февраля 1920 года послушник Владимир был пострижен в монашество и наречен Серафимом8, а 29 февраля был рукоположен во иеродиакона.

Летом 1922 года при поддержке советских властей был организован обновленческий раскол и храмы в Лавре захватили обновленцы. Братия Лавры разделилась: часть придерживалась той точки зрения, что необходимо признать обновленческое ВЦУ, другие были категорически против присоединения к группе предателей Церкви, и им пришлось покинуть Лавру. Среди них был и иеродиакон Серафим.

3 июля 1922 года он просил Духовный Собор отпустить его в бессрочный отпуск9 и, получив разрешение, был определен на должность псаломщика ко храму великомученицы Екатерины, что на Васильевском острове в Петрограде.

В 1923 году храм великомученицы Екатерины был также захвачен обновленцами, и с 12 апреля 1923 года иеродиакон Серафим стал служить на Никифоровском подворье в Петрограде. 25 декабря 1924 года за ревностное служение он был награжден Патриархом Тихоном грамотой. 12 апреля 1928 года иеродиакон Серафим вернулся в Александро-Невскую Лавру, наместником которой стал в это время строгий ревнитель православия епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). В 1929 году иеродиакон Серафим был возведен в сан архидиакона10.

27 ноября 1935 года власти города приняли решение об окончательном закрытии всех храмов Лавры. «В связи с тем, – писали они, – что бывшая Александро-Невская Лавра превратилась в большой советский городок, насчитывающий семнадцать различных учреждений и школ, где и нежелательно нахождение церкви, и, кроме того, идя навстречу наказам избирателей... и массовому ходатайству ряда предприятий и учреждений и физкультурников... о закрытии церкви, так как помещение необходимо под районный дом физкультуры, – церковь закрыть, а здание использовать для указанной цели»11.

После закрытия в январе 1936 года последнего действующего на территории Лавры храма во имя Сошествия Святого Духа на апостолов отца Серафима вызвали в НКВД в качестве свидетеля и пытались склонить к даче ложных показаний против других. Отец Серафим категорически отказался быть лжесвидетелем, и следователь в отместку за это взял с него подписку, что в трехдневный срок он покинет город. Архидиакон Серафим уехал в город Клин Московской области и стал служить в Скорбященском храме.

Архидиакон Серафим был арестован 26 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

Один из дежурных свидетелей показал, что архидиакон, придя к благочинному, говорил: «Большевики, как хорошие музыканты, сменяют свою игру. Смотри, у нас по новой конституции голосовать будут все. Я нахожу в их игре одну их ловушку, не больше, тут надо быть осторожным, а то попадешь в их каземат»12.

Следователь спросил архидиакона:

– Вы были монахом?

– Да, я был монахом с 1919 года и остаюсь им в соответствии со своими убеждениями до настоящего времени.

– Следствие вам предъявляет обвинение в том, что вы, являясь служителем религиозного культа, высказывали антисоветские суждения против советской власти. Вы признаете себя в этом виновным?

– Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.

– В частности, вы говорили о высылке вас из Ленинграда и в связи с этим высказывались антисоветски. Вы это признаете?

– О высылке, может, и говорил, но против власти не выражался.

8 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила архидиакона Серафима к расстрелу. Архидиакон Серафим (Вавилов) был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль».

Тверь. 2005. С. 128-132

Примечания

1 ЦГАЛИ СПб. Ф. 298, оп. 2, д. 446, л. 3.

2 Там же. Ф. 136, оп. 2, д. 785, л. 124-125; д. 1642, л. 5-6.

3 Там же. Ф. 298, оп. 2, д. 446, л. 4.

4 ЦГА СПб. Ф. 7240, оп. 2, д. 503, л. 1.

5 РГИА. Ф. 815, оп. 11, д. 16, л. 26.

6 Там же. Оп. 14, д. 99, л. 8.

7 Там же. Д. 162, л. 72.

8 Там же. Д. 99, л. 45.

9 Там же. Д. 114, л. 45.

10 АМП. Послужной список.

11 ЦГА СПб. Ф. 7384, оп. 33, д. 97, л. 11.

12 ГАРФ. Ф. 10035, д. 19803, л. 7.

 

Тропарь, глас 1.

Верный ученик Христа даже до смерти быв, / преподобномучениче (имярек) приснопамятне, / подвиги бо поста и кровию мучений / землю Русскую освятил еси. / Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти: / слава давшему ти крепость, / слава венчавшему тя, слава прославльшему тя с новомученики Российскими.

 

Кондак, глас 3

Мирскаго мятежа удалився, / добре Богу послужил еси, / во дни же гонений на церковь Русскую / кровь твою за Христа пролиял еси / и страданьми твоими землю нашу обагрил еси. / Темже молися, преподобномучениче (имярек), / сохранитися ей в православии и благочестии до скончания века.

 

Величание

Величаем тя, / преподобномучениче (имярек), / и чтим подвиги и страдания твоя, / яже за Христа претерпел еси.

После закрытия в январе 1936 года последнего действующего на территории Лавры храма во имя Сошествия Святого Духа на апостолов отца Серафима вызвали в НКВД в качестве свидетеля и пытались склонить к даче ложных показаний против других. Отец Серафим категорически отказался быть лжесвидетелем, и следователь в отместку за это взял с него подписку, что в трехдневный срок он покинет город. Архидиакон Серафим уехал в город Клин Московской области и стал служить в Скорбященском храме.

27 июля 1899 г. — родился в Ярославле в купеческой семье;

1910 г. — поступление в Санкт-Петербургскую 7-ю гимназию;

22 августа 1917 г. — подал прошение директору Петроградской консерватории о допущении к экзаменам для поступления;

30 сентября 1918 г. — подал прошение ректору университета с просьбой зачисления на юридический факультет;

с декабря 1919г. — послушание сторожа при лаврской Николо-Кладбищенской церкви;

26 февраля 1920 г. — пострижен в монашество и наречен Серафимом;

29 февраля 1920г. — рукоположен во иеродиакона;

3 июля 1922г. — определен на должность псаломщика ко храму великомученицы Екатерины;

с 12 апреля 1923 г. — служил на Никифоровском подворье;

25 декабря 1924 г. — награжден грамотой Патриархом Тихоном за ревностное служение;

12 апреля 1928 г. — вернулся в Александро-Невскую Лавру;

1929 г. — возведен в сан архидиакона;

январь 1936 г. — переехал в г. Клин;

26 января 1938 г. — арестован и заключен в Таганскую тюрьму;

8 февраля 1938 г. — приговорен к расстрелу;

17 февраля 1938 г. — расстрелян;

2002 г. — причислен к лику святых Новомучеников Российских.

Древо. Открытая православная энциклопедия

ПСТГУ

  1. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том I. Тверь, 2005. / Составитель жития священник Максим Максимов. С. 45-49.
  2. ЦГАЛИ СПб. Ф. 136, оп. 2, д. 1642, д. 785; Ф. 298,оп. 2, д. 446.
  3. ЦГА СПб. Ф. 7240, оп. 2, д. 503; Ф. 7384, оп. 33, д. 97.
  4. РГИА. Ф. 815, оп. 11, д. 16; оп. 14, д. 99, д. 114, д. 162.
  5. АМП. Послужной список.
  6. ГАРФ. Ф. 10035, д. 19803.
  7. Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с