Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Александр (Трапицын) (1862–1938)

архиепископ Самарский

Дни памяти
1 (14) января; Собор Самарских святых — 30 июля (12 августа)
Храмы
Свято Троицкая Александро-Невская Лавра

Будущий священномученик Александр родился 29 августа 1862 г. в селе Волма Вятской губернии, в семье священника Иоанна Трапицына. Воспитывался, как и все дети, в православных традициях и теплой вере, которой его научала мать Клавдия. Он окончил Вятскую Духовную Семинарию, а в 1888 г. Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании обучения Александр был назначен надзирателем в Вятское Духовное училище, коим был до 1897 г. Начальствуя в Училище, Александр женился и 26 февраля 1889 г. рукоположен во священника в Всесвятской церкви города Вятки. В 1892 г. тридцатилетнего отца Александра посетило горе. Господь призвал к Себе его благочестивую и кроткую матушку. Будущий архиепископ горько оплакивал и свое вдовство и свою бездетность. Но сердцеведец Господь промыслом своим изменил казалось бы уже известный путь женатого священника, на путь более высокого служения Церкви. Отец Александр как Иов полностью был предан воли Божией: "Господь даде, Господь отъятъ, Господевн изволися, тако бысть: буди имя Господне Благословенно во веки" (Иов. 1, 22).

В 1897 г. о. Александра назначают инспектором Вятской Духовной Семинарии. 26 февраля 1900 г. в субботу на первой недели Великого Поста после Великого Славословия на всенощной состоялось пострижение в монашество отца инспектора, которое совершил Преосвященнейший Алексий (Окоцкий), епископ Вятский. Этот случай был вторым за 10 лет Семинарии, поэтому на постриг были допущены учащиеся старших классов Семинарии. Новопостриженному было оставлено прежнее его имя — Александр. Сам постриг проходил в состоянии духовного подъема всех присутствующих и произвел глубокое впечатление.

Господь, видя старание и усердие о. Александра, наградил его добрым и отзывчивым сердцем. Воспитанники Училища и Семинарии очень любили и уважали о. Александра, проводили с ним духовные беседы, а иногда и споры по самым разным вопросам и были благодарны инспектору за его рассудительность и готовность помочь подрастающему поколению разобраться в грядущих событиях в Церкви и мире. Учительство и инспекторство было самым любимым временем будущего архипастыря. Он с любовью и нежным трепетом вспоминал эти годы.

В 1894 г. Господь, подав утешение в скорбях, сподобил о. Александра посетить Святую Землю. О своей продолжительной поездке он написал ряд очерков и опубликовал их в Вятских Епархиальных Ведомостях. Будучи на святой Земле, он молился в Гефсимании на том месте, где когда-то Господь взывал: "Да минет Мя чаша сия", и служил Божественную Литургию в Вознесенском храме на горе Елеонской. В годы гонений он часто вспоминал об этих событиях, видя в них предзнаменование событий своей дальнейшей жизни.

В 1901 г. о. Александр возводится в сан архимандрита и назначается ректором Калужской Духовной Семинарии. 12 декабря 1904 г. в Свято-Троицком соборе Сергиевой Лавры о. Александр был рукоположен во епископа Муромского — викария Владимирской епархии. В хиротонии принимали участие митрополиты: Антоний Санкт-Петербургский, Владимир Московский — будущий священномученик, Флавиан Киевский и другие архипастыри. До 1912 г. епископ Александр был викарием Владимирской епархии, а с 1912 г. стал управляющим Вологодской епархией. Будучи епископом Вологодским, он в 1917-18 гг. участвовал в заседаниях Всероссийского Церковного Собора и был членом комиссий церковно-правовой и по делам монастырей.

Наступили очень трудные времена для Христовой Церкви. Уже на заседании Собора Владыка Александр призывал паству к терпимости к чужим мнениям, все споры решать любовью в союзе мира. В своих воспоминаниях он писал, что удивлен какая ненависть друг к другу царит на съездах приходских и благочинных, что тон в них задают женщины, призванные рожать и воспитывать детей, а не быть поучающей в храме. Его, строго держащегося древних канонов, в делах управления епархией, "передовое духовенство" не любило. Они видели в епископе Александре опасного противника своим замыслам демократических реформ в Церкви. Против владыки началась массовая агитация на собраниях духовенства и мирян на всех уровнях, что привело к тому, что в 1921 г. состоялись выборы нового архиерея, а Владыка Александр ушел за штат, как "реакционер". Это было первое искушение, посланное епископу Александру от Господа. За этим последовала ссылка, а в Русской Православной Церкви наступил период массовых расколов. Многие раскольники как правого, так и левого толка приезжали к владыке и хотели привлечь его на свою сторону. Владыка был в глубоком смятении, усердно молился Пресвятой Богородице и своему небесному покровителю князю Александру Невскому с просьбой оградить от искушений, смущавших душу, и открыть путь к истине. В 1927 г. ссылка закончилась. Владыка принял посланцев митрополита Сергия, заместителя Местоблюстителя, и признал его предстоятелем Русской Православной Церкви.

В 1928 г. он получает титул архиепископа и направляется на Самарскую кафедру. В это время это была одна из самых тяжелых кафедр в Русской Церкви. С 1924 г. она не имела правящего архиерея, потому что там были очень сильны обновленцы, которые имели своего лжемитрополита и захватили все храмы в городе. Когда Владыка прибыл в Самару, она подействовала на его душу удручающе. Впечатление вавилонского столпотворения. Во всем обширнейшем городе не было видно ни креста, ни верующего, ограждающего себя крестным знамением. Все были запуганы. Не многое духовенство, оставшееся верным православию, одевшись в штатское, собирается на окраину в древнейший храм Самары — маленькую Спасо-Преображенскую церковь, чтобы сослужить первую службу с новым владыкой.

С 1928 г. она становится кафедральным собором. В штате — 7 протоиереев и 7 диаконов. Владыка Александр деятельно принимается за возрождение православия в Самаре и епархии. Видя невозможность победить обновленчество в городе, он направляет свою кипучую деятельность в сельские храмы. Владыка служит по 2-3 литургии в неделю, объезжая последовательно благочиние за благочинием. Архиерейские службы проходят очень торжественно и привлекают множество народа, на них Владыка произносит поучения, смысл которых прост и ясен крестьянскому населению — бежать раскола, держаться православия. Обязательно заканчивается богослужение колокольным звоном и крестным ходом. Владыка старался за каждым богослужением рукополагать священников и диаконов из грамотных крестьян с целью сохранения и восстановления священства, поредевшего из-за расколов и репрессий. Труды владыки Александра не остались напрасными, и, хотя в Самаре православные имели один храм, но по губернии православных приходов стало большинство. Не забывал он и о монашестве, проводя тайные постриги достойных, а также тайно рукополагая их. Через своих духовных чад (Прасковью Никифорову и др.) поддерживал духовную связь и помогал материально бывшим насельницам Серафимо-Дивеевского монастыря. Многие из монахинь нашли приют в Самарской епархии у владыки Александра. Поддерживал возвращавшееся из ссылок и тюрем духовенство, помогая им зарегистрироваться и получить разрешение на службу. Заштатным благословлял антиминсы, чтобы они могли тайно служить Литургию в домах благочестивых христиан, преподавая им Тело и Кровь Спасителя. В своих многочисленных поучениях Владыка Александр опирался на духовный опыт преподобного Серафима Саровского, призывая прихожан подражать ему.

В своей жизни архиепископ Александр был прост, скромен и милосерден. Часто раздавал свои вещи неимущим вернувшимся из заключения священникам. Помогал семьям репрессированных, духовно укрепляя их. Был строгим постником и, поучая духовных чад, говорил: "Что от плоти убавишь — то душе прибавишь". Спал не более 6 часов в сутки, свободное время посвящал молитве и чтению Святого Евангелия. При всем этом он не унывал и не падал духом, а призывал своих духовных чад к усилению молитв к Пресвятой Богородице как хранительнице Русской Земли и особо подчеркивал, что только ее молитвами и заступничеством живет вера православная среди людей. Строго запрещал православным посещать обновленческие храмы под угрозой отлучения, и сам отказывался идти с ними на любые контакты.

К 1933 г. на всей территории Самарской епархии православная жизнь в храмах восстановилась. В городе передали православным Петропавловскую церковь, но Господь уготовал владыке новое искушение, проверяя его веру. Активная деятельность архиепископа Александра вызвала резкое недовольство обновленцев и их покровителей. В ГПУ стали поступать доносы на Владыку и особо активных священников и мирян. В 1933 г. за антисоветскую деятельность Владыка был арестован. Клеветники истолковывали призывы к стоянию за православие как призывы против Советской власти, богослужения в селах и проповеди Владыки как антиколхозную агитацию, крестные ходы как антисоветские демонстрации, тайные хиротонии и постриги как подготовку контрреволюционных кадров на случай интервенции. Клевета удалась, и Владыку с духовенством и мирянами ссылают на три года на строительство канала Волга-Москва. После окончания ссылки ему разрешили вернуться в Самару, где совместно с проживавшим в городе архиепископом Петром (Рудневым), архимандритом Палладием (Воробьевым) и несколькими священниками и мирянами создал тайную семинарию — "институт научного тайного духовенства", где подготавливались кадры из интеллигенции для священства.

По доносу 29 ноября 1937 г. был арестован вместе 26 священнослужителями и мирянами. Всем было предъявлено обвинение по статьям 58-10 и 58-11 — контрреволюционная деятельность и организация террористических групп. Владыка себя виновным не признал. 21 декабря 1937 г. его приговорили к расстрелу и 30 декабря 1937 г. расстреляли. Место погребения Владыки неизвестно.

 

Житие на сайте Самарской епархии

 

 

 

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3 

Церкве Русския столпе непоколеби­мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На­чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

  

Кондак, глас 2 

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра­данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на­шим.

 

Величание 

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

23 ноября 1912 г. был лично представлен в Царском Селе Императору Николаю II. Разговор шел о святынях северного края и нуждах одной из самых обширных епархий России. Император, известный своей щедростью в вопросах церковной благотворительности, распорядился выделить богатое пожертвование в Павлово-Обнорский монастырь в виде раки и надгробия к мощам Павла Обнорского.

*

Дважды к Владыке Александру в Вологду приезжала Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, старшая сестра Императрицы, будущая преподобномученица.

Вологодская епархия была сравнительно богатой в то время, и Преосвященный Александр посылал средства в другие, нуждающиеся в помощи епархии. Известно, что к нему обращался с просьбой о вспоможении Митрополит Макарий (Невский), да и сама Царская Семья обращалась с различными просьбами к щедролюбивому Владыке.

*

В годы Первой мировой войны сам Владыка Александр организовал сбор пожертвований на военные нужды, помощь вдовам и сиротам, отряды братьев милосердия, действовавших на передовой, в чьи задачи входило погребение убитых, госпитализация раненых и исполнение последней воли умирающих.

*

В 1919 г. Владыка Александр приложил много усилий, чтобы спасти мощи преподобного Феодосия Тотемского. Писал прошения и объяснения о взгляде Церкви на святые мощи и важности их почитания на Руси.

*

После окончания ссылки  (1936 г.) ему разрешили вернуться в Самару, где совместно с проживавшим в городе архиепископом Петром (Рудневым), архимандритом Палладием (Воробьевым) и несколькими священниками и мирянами создал тайную семинарию — "институт научного тайного духовенства", где подготавливались кадры из интеллигенции для священства.

 

http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=42&article=9062

29 августа 1862 г. – родился в селе Волма Вятского уезда Вятской губернии, в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии.

1888 г. — окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и назначен надзирателем в Вятское Духовное училище.

26 февраля 1889 г. — рукоположен во священника к Вятской Всесвятской церкви.

1897 г. — инспектор Вятской Духовной семинарии.

1900 г. — пострижен в монашество.

1901 г. — возведен в сан архимандрита и определен ректором Калужской Духовной семинарии.

12 декабря 1904 г. — хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Хиротонию совершали: митрополит С.-Петербургский Антоний, митрополит Московский Владимир, митр. Киевский Флавиан и другие архиепископы и епископы в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

23 ноября 1907 г. — епископ Юрьевский, викарий Владимирской епархии.

29 мая 1912 г. — епископ Вологодский и Тотемский. Управлял епархией до 1921 года.

1917-1918 гг. — был участником Всероссийского Церковного Собора в Москве.

1923 г. — арестован, обвинён «в связи с монашеством и агитации» и осужден на шесть месяцев принудительных работ в концлагере. До 1927 находился в ссылке.

1928 г. — архиепископ Самарский.

1933 г. — епархией не управлял. Против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в антисоветской деятельности.

29 октября 1933 г. — Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трём годам ссылки на Урал в Екатеринбургскую область.

5.02.1935-3.07.1935 — архиепископ Пугачевский.

30 ноября 1937 г. — арестован вместе с 26 священнослужителями и мирянами. Был обвинён в том, что «объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок».

14 января 1938 г. — расстрелян. Место погребения неизвестно.

августе 2000 г. — причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви для общецерковного почитания.

В своих многочисленных поучениях Владыка Александр опирался на духовный опыт преподобного Серафима Саровского, призывая прихожан подражать ему.

*

В своей жизни архиепископ Александр был прост, скромен и милосерден. Часто раздавал свои вещи неимущим вернувшимся из заключения священникам. Помогал семьям репрессированных, духовно укрепляя их. Был строгим постником и, поучая духовных чад, говорил: "Что от плоти убавишь - то душе прибавишь".

*

Спал не более 6 часов в сутки, свободное время посвящал молитве и чтению Святого Евангелия. При всем этом он не унывал и не падал духом, а призывал своих духовных чад к усилению молитв к Пресвятой Богородице как хранительнице Русской Земли и особо подчеркивал, что только ее молитвами и заступничеством живет вера православная среди людей. Строго запрещал православным посещать обновленческие храмы под угрозой отлучения, и сам отказывался идти с ними на любые контакты.

Из жития

Труды:

1. Апология Саровского торжества (19 июля) под пером светского писателя рационалиста. СПб., 1903.

2. "Под пером светского писателя рационалиста". СПБ, 1903.

3. "Догмат и этика". СПБ, 1903.

4. "Назидательное значение благодатной личности преп. Серафима Саровского для нашего времени". СПБ, 1905.

5. "Странные сетования гр. Л. Толстого в заграничной печати по поводу русско-японской войны". СПБ, 1905.
Описание русской Афонской пустынной общежительной обители св. великомученика Георгия "на Керашах" в пределах лавры св. Афанасия. Очерк составлен архим. Александром. СПб., 1912.

 

 Истиный взгляд Церкви на святые мощи

«Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления... все же люди, в силу определения Божия "земля еси, и в землю отъидеши", должны подвергаться и подвергаются тлению...

Но есть "люди, имеющие ревность Божию не по разуму, которые утверждают, будто мощи святых непременно суть совершенно нетленные, т. е. совершенно целые, нисколько не разрушенные и не поврежденные тела". Мнение этих людей, как одностороннее и неправильное, и приносит много вреда Церкви. Церковь же под мощами разумеет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотью) или в виде одних костей без тела.

Такое понимание Церкви явствует уже из самого названия останков святых "мощами". По филологическому исследованию профессора Голубинского, слово "мощи" главным и собственным образом означает не целое тело, а части тела: древнеславянское "моща" в единственном числе значит остаток, множественное "мощи" — остатки...

Еще более в указанном понимании Церковью мощей как останков, больших или меньших, от тел святых или как только одних костей их, убеждают исторические свидетельства Церкви греческой и русской. Приведем некоторые из них. Так Блаженный Иероним в сочинении против Вигилянция, жившего во второй половине IV века, говорит о мощах апостолов Петра и Павла как о костях... Мощи апостолов Андрея, Луки и Тимофея, перенесенные в Константинополь в 356—357 гг., были кости, ибо хранились в небольших ящиках, которые патриарх в торжественных процессиях, ездив в колеснице, держал у себя на коленях. Мощи ветхозаветного патриарха Иосифа и Захарии, отца Предтечи, перенесенные в Константинополь в 415 году, были кости, ибо помещались в малых ящиках. Святой Иоанн Златоуст в своих речах о мощах святых многократно называет их костями... или же костями, которые сопровождает прах... от разложившихся тел. Так, в слове похвальном в день святых мучениц дев Вероники и Просдоки и матери их Домнины (память 4 октября) говорит: "Могут и гробы мучеников иметь великую силу, как и кости мучеников имеют великую мощь..." В слове на день мучеников говорит: "Побудь у могилы мучеников, обоими гроб, пригвоздись к раке: не только кости мучеников, но и могилы и раки их великое источают благословение".

...Подобно греческой Церкви, и в нашей русской Церкви под мощами святых всегда разумелись останки от тел святых угодников, большие или меньшие, или, что чаще всего, только одни кости... Чествуя останки святых, христиане почитают чрез них присущую им чудодейственную силу, или благодать Божию. Они не "творят из них кумира", не воздают им Божеского поклонения, а чествуют их только как земные посредства, орудия благодати и силы Божией, отнеся всю честь к Самому Господу Богу, Владыке святых, избравшему их останки для прославления чрез них Своего могущества и силы. Отвергать такое чествование значило бы отвергать то, что прославляется Самим Богом к нашему почитанию...».

Из письма председателю Вологодского губернского исполкома, 1917 г. после вскрытия раки с мощами преподобного Феодосия Тотемского

 

 

Фонд памяти мучеников и исповедников Российских

Древо. Открытая православная энциклопедия

Православная энциклопедия

Житие на сайте Сретенского монастыря

ПСТГУ

  1. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. № 30;
  2. УФСБ РФ по Самарской обл. Арх. № 11500, арх. № П-6620.
  3. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.124,959.
  4. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.1. С.95-96.
  5. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.719.
  6. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.60.
  7. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
  8. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.5. С.3-19.
  9. Протоиерей Алексий Сухих. "Вспомним поименно. Кн.3. Киров (Вятка), 2004г. С.4-7.