Священномученик Василий (Богоявленский) (1867–1918)
архиепископ Черниговский
- Дни памяти
- 14 (27) августа
- Храмы
- Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Священномученик Василий, архиепископ Черниговский и Нежинский (в миру Богоявленский Василий Дмитриевич) родился в февраля 1867 года в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии в семье священника.
В 1888 году он окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. После рукоположения в сан иерея в 1890 году отец Василий служил в церкви села Овсянки Тамбовской епархии. В 1896 году он поступил в Казанскую Духовную Академию, которую закончил в 1900 году. В 1907 году отец Василий был удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему: «Вторая книга Маккавейская. Опыт исагогического изследования».
В 1908 году, после кончины супруги, он принимает монашеский постриг и вскоре назначается ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1909 году состоялась его хиротония в епископа Сумского, викария Харьковской епархии (в Александро-Невской Лавре). На Черниговской кафедре Владыка состоял с 12 мая 1911 года до 6 мая 1917 года.
В 1917 году, по распоряжению Временного Правительства были уволены все члены Святейшего Синода, кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). В их числе был и Владыка Василий, который, будучи обвинён «в приверженности старому строю», был отправлен на покой как «не соответствующий революционному духу времени». Он был переведён в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии; затем некоторое время управлял Московским Заиконоспасским монастырём.
Святитель участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, откуда в 1918 году был командирован в Пермь расследовать арест и убийство священномученика архиепископа Андроника (память 7 июня).
После произведения следствия Владыка с другими членами комиссии выехал из Перми, однако их поезд был остановлен между Пермью и Вяткой. В вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого Владыку сбросили с Камского моста в реку. Произошло это 14 (27 н. ст.) августа 1918 года. Тело Владыки похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались паломничества, большевики выкопали тело священномученика и сожгли его.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
http://days.pravoslavie.ru/name/9107.htm
Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века
Тропарь, глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко Начальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.
Кондак, глас 2
Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия поборника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже страданием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам нашим.
Величание
Величаем тя,/ священномучениче {имярек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.
Родился в семье священника. Воспитанный в строгом церковном благочестии, Василий с раннего детства проникся искренней любовью ко Святой Церкви и земному Отечеству и поэтому, по достижении совершеннолетия, у него не было сомнений в выборе пути...
*
Неприхотливый в быту, с детства приученный к труду и молитве, в Тамбовской Духовной семинарии Василий проявил себя как одаренный ученик. Он успешно оканчивает семинарию и принимает рукоположение в сан диакона.
*
Совмещал служение диакона с трудом учителя одноклассной церковноприходской школы.
*
Тяжелое испытание, посланное о.Василию Богом, в виде преждевременной смерти жены, понято было ревностным пастырем как призыв к нему отказаться от радостей личной жизни и всего себя отдать на служение Господу и Его Святой Церкви. По благословению владыки Антония о.Василий оставляет Казань и поступает в Александро-Невскую Лавру, где принимает пострижение в монашеский чин с оставлением ему прежнего имени.
*
Будучи ректором Черниговской семинарии архимандрит Василий проявляет особый педагогический талант и организаторские способности, что становится известным за пределами
Черниговской епархии.
*
Черниговская епархия - одна из древнейших на Руси и владыка Василий был достойным приемником ее выдающихся архипастырей. С целью нравственного воспитания народа и православно-миссионерской деятельности в Черниговской епархии начал выходить православный журнал «Вера и жизнь». Святитель заботился о здоровье семинаристов, впервые организовав для них санаторий. Он возглавлял Черниговское Братство, которое занималось помощью нуждающимся. Большое внимание владыка Василий уделял возвращению раскольников в лоно Православной Церкви.
*
Стараниями владыки Василия в тяжелые неурожайные годы удалось собрать крупную сумму пожертвований для пострадавших от неурожая губерний.
*
Владыка был человеком очень общительным. Он принимал в своем доме городскую знать, купечество, из которого черпал материальную поддержку для предпринимаемых им операций. Часто и сам посещал знатных людей. Предпринимал частые разъезды по епархии. Находил энергичных, нужных ему людей из духовенства, привлекая их к работе по устройству училищ, а в нужных случаях прямо переводил в Чернигов к себе в помощники. Многим, конечно, не нравилось впрягаться в эту работу бесплатно, считая это излишней нагрузкой для себя.
О богослужебной части владыка также проявлял заботу. Он выписал себе хор опытных певцов, хорошего протодиакона, регента из консерватории и поставил службу на большой внешний лоск. Оставил о себе память, как о прекрасном администраторе, организаторе и умелом хозяйственнике.
*
Святитель участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, откуда в 1918 году был командирован в Пермь расследовать арест и убийство священномученика архиепископа Андроника (память 7 июня).
После произведения следствия Владыка с другими членами комиссии выехал из Перми, однако их поезд был остановлен между Пермью и Вяткой. В вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого Владыку сбросили с Камского моста в реку. Произошло это 14 (27 н. ст.) августа 1918 года. Тело Владыки похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались паломничества, большевики выкопали тело священномученика и сожгли его.
февраль 1867 г. — родился в в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии в семье священника.
1888 г. — окончил Тамбовскую Духовную семинарию.
1890 г. — рукоположен в сан иерея, служил в церкви села Овсянки Тамбовской епархии.
1896-1900 гг. — учеба в Казанской Духовной Академии.
1907 г. — удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему: «Вторая книга Маккавейская. Опыт исагогического изследования».
1908 г. — после кончины супруги, принимает монашеский постриг и вскоре назначается ректором Черниговской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
1909 г. — состоялась его хиротония в епископа Сумского, викария Харьковской епархии. На Черниговской кафедре Владыка состоял с 12 мая 1911 года до 6 мая 1917 года.
1917 г. — по распоряжению Временного Правительства были уволены все члены Святейшего Синода, кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). В их числе был и Владыка Василий, который, будучи обвинён «в приверженности старому строю», был отправлен на покой как «не соответствующий революционному духу времени». Он был переведён в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии; затем некоторое время управлял Московским Заиконоспасским монастырём.
Святитель участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, откуда в 1918 году был командирован в Пермь расследовать арест и убийство священномученика архиепископа Андроника (память 7 июня).
14 (27 н. ст.) августа 1918 г. — после произведения следствия Владыка с другими членами комиссии выехал из Перми, однако их поезд был остановлен между Пермью и Вяткой. В вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого Владыку сбросили с Камского моста в реку. Произошло это года. Тело Владыки похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались паломничества, большевики выкопали тело священномученика и сожгли его.
август 2000 г. — причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Труды:
"Вторая книга Маккавейская". ( Опыт исагогического исследования) Магистерская диссертация. Казань, 1907. Речь при наречении во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. "Приб. К "ЦВ" 1909, с. 141-1416. Слово к воспитанникам, окончившим курс Черниговской духовной семинарии. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 31, с. 1765. Послание Братства Св. Михаила, кн. Черниговского, церкви Тобольской, по случаю прославления Святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского. "Приб. К "ЦВ" 1916, № 35, с.851.
Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви
Древо. Открытая православная энциклопедия
Лит.:
- Савинский С. Преосв. Василий, еп. Черниговский и Нежинский // Рус. паломник. 1913. № 45. С. 720;
- он же. Открытое письмо сотруднику «С.-Петербургских ведомостей» по поводу неосновательных выпадов сотрудников газеты против еп. Черниговского Василия. СПб., 1915;
- Собор, 1918. Определения. 1994. Вып. 1-4;
- Агафонов П. Н. Архиеп. Пермский и Кунгурский Андроник (Влад. Никольский). Пермь, 1995. С. 60;
- Рос. Церковь в годы революции (1917-1918). М., 1995;
- Королев В. А. Любовью побеждая страх: Жизнеописания нмч. Российских: Архиеп. Пермский Андроник, еп. Соликамский Феофан, архиеп. Черниговский Василий, еп. Семиреченский Пимен, 1867-1918. Фрязино, 1998;
- Священный Собор Правосл. Российской Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. 3-я сессия / Сост. А. Г. Кравецкий и Г. Шульц. М., 2000.
- Лютова С.Н. Святой Василий Черниговский. // Концепт: философия, религия, культура. М.: МГИМО-Университет, 2017. № 3 (3). С. 50-56. http://concept.mgimo.ru/images/issues/2017-3-3/005.pdf
- Лютова С.Н. Роль епископата РПЦ в культурном строительстве русского общества накануне 1917 г.: К 100-летию со дня кончины сщмч. архиепископа Василия (Богоявленского). // Концепт: философия, религия, культура. М.: МГИМО-Университет, 2017. № 4 (4). С. 89-103. http://concept.mgimo.ru/images/issues/2017-4-4/009.pdf