Священномученик Аркадий (Остальский) (1889–1937)

Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Аркадий (Остальский) (1889–1937)

епископ Бежецкий

Дни памяти
16 (29) декабря; Собор новомучеников Соловецких - 10 (23) августа; Бутовских новомучеников (4-я суббота по Пасхе), а также в Соборе Волынских святых - 10 (23) октября
Храмы
Подворье Оптиной пустыни (подворье Киево-Печерской Лавры)

Священномученик Аркадий, епископ Лубенский, викарий Полтавский (в миру Остальский Аркадий Иосифович) родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Впоследствии родители будущего Святителя переехали в Житомир, куда перевели служить отца Иосифа. Кроме Аркадия в семье были ещё двое детей: сын и дочь, которая умерла в возрасте трёх лет. После окончания Волынской Духовной Семинарии, с сентября 1911 года отец Аркадий служил священником соборного храма в городе Старо-Константинов, затем настоятелем Никольской единоверческой церкви в городе Полтава. Во время войны он — полковой священник. Являясь с 1917 по 1922 годы настоятелем храма в Житомире, отец Аркадий при храме же организовал Православное Братство. Его пламенные проповеди привлекали множество народа, а Братство в тяжкие годы гражданской войны осуществляло практическую помощь бедным и больным, тут обучали детей, хоронили умерших, занимались благо-творительностью. Отец Аркадий поимённо помнил всех больных, которых опекало Братство, и, бывало, не раз спрашивал, кто дежурит сегодня у такой-то, кто понесёт такой-то обед.

Не только других побуждал он к нищелюбию и жертвенности, но и сам показывал пример этой жертвенности и крайнего нестяжания. Близкие, зная, что он нуждается и не имеет средств, сшили ему шубу. Эту шубу он надел всего раза два, затем она внезапно исчезла. Оказалось, он отдал её бедной вдове, у которой было двое больных туберкулёзом детей. Однажды он вышел из Житомира в сапогах, а в Киев пришёл уже в лаптях. Оказалось, ему на дороге встретился какой-то бедняк, и они поменялись обувью. В другой раз отец Аркадий отдал какому-то неимущему брюки и остался в нижнем белье, а чтобы этого не было видно, зашил спереди подрясник, чтобы полы не распахивались.

Отец Аркадий часто служил и всегда исповедывал. На исповеди он никого не торопил, предлагая без стеснения назвать то, что мучает душу человека. Иногда исповедь затягивалась до двух часов ночи.

Весною 1922 года отца Аркадия арестовали по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей прямо на выходе из храма, после совершения Божественной Литургии. Толпа молящихся последовала вместе со своим пастырем к зданию Ч. К., но солдаты взяли винтовки наизготовку, приказывая всем разойтись. Однако люди отказались подчиниться, требуя отпустить священника. Всех их силой увели в подвал здания Ч. К. Весть об аресте любимого пастыря облетела город, в тюрьму стали приносить передачи в таком количестве, что их хватало и заключённым, и надзирателям.

Батюшку приговорили к расстрелу. Рассказывают, что во время чтения обвинительного заключения и приговора отец Аркадий заснул, и конвоиры вынуждены были разбудить его, чтобы сообщить, что он приговорён к смерти. «Ну что ж, — сказал священник, — благодарю Бога за всё. Для меня смерть — приобретение» После суда верные христиане стали хлопотать о смягчении приговора, и он был заменён пятью годами заключения.

Пока отец Аркадий находился в заключении, его супруга вышла замуж за офицера Красной армии, потребовав после освобождения батюшки из тюрьмы, чтобы он дал ей развод. Детей у них не было. Так Господь разрешил отца Аркадия от семейных уз.

После досрочного освобождения в 1925 году батюшка поехал помолиться в Дивевский женский монастырь. В Дивееве его встретила блаженная Мария Ивановна, которая внимательно поглядела на приехавшего помолиться священника и сказала ему: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь». В Саровской Успенской пустыни он был пострижен в мантию с оставлением того же имени.

Вернувшись в Житомир, иеромонах Аркадий всё время стал отдавать молитве и аскетическим подвигам. Перед ним, как никогда ясно, предначертали смысл и цель христианской жизни — в стяжании Духа Святого. На одной из открыток, подаренной духовной дочери, он написал пожелание, которое в такой же степени относил и к себе: «Не тот блажен, кто хорошо начинает, но кто хорошо кончает подвиг свой. Посему подвиг покаяния и борьбы со страстями должен быть пожизненным».

В начале 1926 года иеромонах Аркадий был возведён в сан архимандрита, а 2 сентября 1926 года архимандрит Аркадий был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, однако епархией управлять не мог, поскольку в октябре был арестован и выслан в Харьков, а в феврале 1927 года в Туапсе.

Въезд в епархию, в город Лубны, ему был запрещён, однако Владыка всё же решил выехать, чтобы отслужить хотя бы Пасхальное Богослужение. В Лубны он выехал тайно и перед самым началом Пасхальной полунощницы, около половины двенадцатого, вошёл в алтарь. Он был в пальто, в тёмных очках и в таком виде мало походил на епископа. Диакон собора стал прогонять незнакомца, говоря, что они ждут приезда назначенного к ним архиерея, и ему совсем не место сейчас в алтаре. Незнакомец попросил вызвать настоятеля, диакон уступил, и когда пришёл настоятель, епископ Аркадий открылся ему и сказал, что он и есть назначенный к ним архиерей.

После объяснений Владыка облачился, и началось Пасхальное Богослужение. Но ещё не закончилась служба, как в соборе стали появляться представители власти. Дальнейшее пребывание владыки Аркадия в соборе грозило арестом, и он был вынужден скрыться. Это было единственным богослужением в назначенной ему епархии. Епископ ухал в Ново-Афонский монастырь на Кавказ, жил в горах, встречался с подвижниками, населявшими в то время пропасти и ущелья Кавказских хребтов. Однако и здесь положение было неспокойным. Власти с помощью охотников выслеживали подвижников, арестовывали и расстреливали их.

Вновь Владыка был арестован в апреле 1927 года и сослан в Казань. Из этой ссылки он бежал в марте 1928 года и нелегально поселился в Ленинграде при подворье Киево-Печерской Лавры. Служил он тайно.

В мае 1928 года последовал новый арест Святителя, уже в Москве. Его заключили в Бутырскую тюрьму. В июле того же года Владыка был приговорён к пяти годам заключения в лагере, а в дальнейшем срок продлили ещё на пять лет.

Владыка находился в единомыслии с клириками и прихожанами «Мечёвского» центра умеренной оппозиции при храме Святителя Николая, что на Маросейке в Москве, настоятелем которого после кончины почитаемого в народе отца Алексия Мечёва (память 9 июня) стал его сын отец Сергий. Официально не отделяясь от митрополита Сергия, они резко критиковали его, подавали прошения об увольнении на покой, воздерживались от возношения его имени за богослужениями.

Как-то, будучи тайно в Москве между бесконечными ссылками, Владыка попытался обратиться к митрополиту Сергию (Страгородскому) за разъяснениями о современной церковной жизни, однако тот не стал с ним разговаривать, предложив ему прежде явиться в Н. К. В. Д.

С 1928 по 1937 годы с небольшим перерывом Владыка находился в заключении на Соловках. Там он был определён на самую тяжёлую работу. Лагерное начальство, видя, какое благотворное влияние Владыка оказывает на окружающих, и, опасаясь этого влияния, часто переводило его с одного места на другое. Владыка раздавал всё, что получал от духовных детей и старался, чтобы ссыльное духовенство помогало друг другу.

Большое число осведомителей и постоянное наблюдение за заключёнными значительно утяжеляли условия пребывания в лагере. Здесь на каждого узника был заведён секретный формуляр, в котором отмечалось его поведение, как он работает, что говорил, каких взглядов придерживается. Лагерное начальство искало повод, чтобы арестовать епископа-подвижника, имеющего высокий авторитет среди заключённых. Поводом к этому стало участие Владыки и других священнослужителей во всенощной под Благовещение. Следствие было закончено в июле. Многие священники и миряне были осуждены на дисциплинарные наказания — пребывание в штрафном изоляторе. Дело епископа Аркадия было направлено для рассмотрения в тройку О. Г. П. У., которая приговорила его к пяти годам заключения в концлагере. После приговора Владыку в качестве наказания перевели на некоторое время на Секирную Гору, которая представляла собой подобие внутренней Соловецкой тюрьмы с самым суровым режимом. Кормили там гнилыми продуктами, и то в самом малом количестве. На Секирной Горе было два «отделения» — верхнее и нижнее. Целыми днями заключённые «верхнего отделения» должны были сидеть на жёрдочках, не доставая ногами до пола, вплотную друг к другу. На ночь разрешалось лечь на голом каменном полу, но укрыться было нечем. Заключённых было столько, что спать приходилось всю ночь на одном боку. Через некоторое время заключённых переводили из «верхнего» отделения в нижнее и тогда позволяли работать, но работу давали самую тяжёлую.

Из этого лагеря Владыка вернулся через десять лет — в феврале 1937 года — совершенно седым. После освобождения он был назначен епископом Бежецким, но назначения не принял. Постоянное проживание ему было разрешено в Калуге. Там Владыка часто виделся с архиепископом Калужским Августином (Беляевым), с которым поддерживал дружеские отношения как с человеком одного с ним подвижнического духа.

В сентябре 1937 года Н. К. В. Д. арестовал архиепископа Августина, о чём тут же узнал епископ Аркадий. На следующий день около полуночи преосвященный Аркадий отправился на вокзал. Ему удалось сесть в поезд, но власти уже искали его. Состав был задержан, в поезд вошли сотрудники Н. К. В. Д. вместе с человеком, который знал епископа в лицо, и Владыка был арестован. Поначалу его держали в Калужской тюрьме, а затем перевели в Бутырскую тюрьму в Москве. 17 октября начались допросы.

«Свидетели», показаниями которых воспользовалось следствие, говорили: «Остальского я случайно встретил на улице возле Пименовской церкви, где в беседе со мной он заявил: «Приехал в Москву навестить своих духовных детей..» Дальше Остальский сообщил мне: «Правительство взяло курс на уничтожение последних оставшихся православных храмов, повсюду видишь запустение внешнее, но вера в Бога у народа велика, это я говорю по следующим урокам: стоить только епископу появиться в деревне и городе, моментально вокруг тебя собирается народ; и как на молитве себя держат верующие — это тоже характерно: тишина, торжественное благоговение, порядок... Я не верю, чтобы Русская нация совершенно сошла со сцены, нет, национальный дух живёт в Русском народе, и придёт время, он себя покажет!».

На допросе Владыка ответил следователю: «В порядке обычных разговоров со своими знакомыми кто-то из них задал вопрос, что необходимо сделать для укрепления Церкви. Я говорил, что Церковь расшатывается вследствие нашего нравственного падения. Следовательно, для того, чтобы укрепить Церковь, необходимо в основу положить наше нравственное усовершенствование. Последнее является средством борьбы с неверием и его наступлением на Церковь... Я пришёл к выводу, что после освобождения я буду стремиться не к тому, чтобы управлять епархией, а чтобы иметь возможность совершать богослужение в храме. Если это не удастся, то быть хотя бы сторожем любого храма, скрыв от верующих своё епископское звание, тем, чтобы своим высоким нравственным совершенствованием дать образец того, что и наши люди могут украсить Церковь в современных условиях...».

В начале декабря следствие было закончено. Владыку обвинили в контрреволюционной деятельности. Виновным себя Святитель не признал, и обвинений, против него выдвинутых, не подтвердил.

16 (29) декабря 1937 года Владыка был расстрелян на полигоне Н. К. В. Д. в посёлке Бутово под Москвой и погребён в общей могиле.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

 

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4761.htm

 

 

 

 

ТРОПАРЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ АРКАДИЮ, ЕПИСКОПУ БЕЖЕЦКОМУ,

ГЛАС 4:

От юности Церковь яко невесту себе предобручи,
проповеданием твоим велелепно украшенную,
за нюже страдальчествовати по Христе изволив,
не изнемогл еси крепостию полагая душу за други своя.
Темже и по страданиях мнозех паки к гонителем самовластно приходиши,
да в животе и смерти твоей возвеличится Христос,
священномучениче Аркадие славне.

 

КОНДАК, ГЛАС 4:

Нравом кроток и сердцем милостив,
во образ Спасов, священномучениче Аркадие,
истощи себе щедротами убогих,
любы же Христова паче обогати тя,
не истощаваемая в заточениих,
ниже в гонениих, сия любы на Голгофу русскую возведе тя,
да и славу воскресения улучиши
с новомученики российскими в Церкви торжествующей во веки.

 

МОЛИТВА

О священномучениче Аркадие, угодниче Христов, пастырю добрый словесных овец! Ты образ Христов в себе ясно яви, грады и веси словом Божиим оглашая, нищыя и вдовицы питая, люди расточенныя во едино братство Христово собирая, малодушныя и унылыя возставляя и к подвигу исповедания веры укрепляя. Егда же прииде на землю российскую огненнаго испытания час, тогда мнози от путей правых заблудиша, перваго образа доброту в себе погубиша, паче же зверообразни явишася, тогда людем верным пастырь добрый явился еси. Ты же, архиерею честный, по пророчеству блаженныя старицы, не на кафедру церковную, но на Голгофу русскую смиренно возшел еси, да светит оттоле свет твой пред человеки, да паче возсияет в тебе образ Христов, яко злато, огнем страдания очищено. Ныне же в небесней славе Престолу Божию предстоя, умоли Господа Бога, да простит согрешения наша, да избавит от адовых уз и вечного мучения.

Утверди нас в вере святей православней, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя, призри на нас, недостойных чад твоих. Потщися, святителю, послужити Господеви, да услышит молитвы твоя и дарует святей Церкви мир и тишину, архиереом право правити слово истины, священническому чину бодрость со молитвою, христианом же православным ревность о благочестии и честнем богоугоднем житии, да во всех прославится имя Святыя Троицы во веки. Аминь.

Отец Аркадий не только других побуждал к нищелюбию и жертвенности, но и сам показывал пример этой жертвенности и крайнего нестяжания. Близкие, зная, что он нуждается и не имеет средств, сшили ему шубу. Эту шубу он надел всего раза два, затем она внезапно исчезла. Оказалось, что он отдал ее бедной вдове, у которой было двое больных туберкулезом детей.

*

Однажды он вышел из Житомира в сапогах, а в Киев пришел уже в лаптях. Оказалось, что ему на пути встретился какой-то бедняк, и они поменялись обувью. В другой раз о. Аркадий отдал какому-то неимущему брюки и остался в нижнем белье, а чтобы этого не было видно, зашил впереди подрясник, чтобы полы не распахивались.

*

Зная его милосердие и мягкосердечность, к нему с просьбами подходили и недостойные люди, пытавшиеся обмануть пастыря. Как-то сшили о. Аркадию красивый подрясник, который у него выпросил горький пьяница, прикинувшись бедняком. Через некоторое время духовные дети священника увидели этого пьяницу продающим подрясник о. Аркадия, им пришлось выкупить его и отдать владельцу.

*

Несмотря на то, что епископ был осуждён в лагере за помощь священникам, он, как только представилась возможность, снова стал помогать духовенству. Так он в течение двух лет оказывал духовную и материальную поддержку сродным ему по духу братьям-священникам Правдолюбовым. По спискам с фамилиями новоприбывших на Соловки он сразу определял, кто из них мог быть духовного звания. Так, однажды, зайдя в барак, спросил: “Где здесь Правдолюбовы?” Они отозвались. Епископ Аркадий протянул им свежий огурец и сказал: “Не беспокойтесь, я вас не оставлю”. И затем поддерживал их и помогал им в течение почти двух лет до своего освобождения в начале 1937 года.

*

Находясь в заключении на Соловках, на Введение Остальский говорил слово, что нужно благодарить Бога, что Он у нас не отнял ещё возможность совершать моление здесь, как ранее в катакомбах, причём указывал, что храмы отобраны только за наши грехи, и нам поэтому приходится собираться на чердаке, и призывал к молитве и покаянию.

*

 "Я не верю, чтобы русская нация совершенно сошла со сцены, нет, национальный дух живет в русском народе, и придет время, он себя покажет".

1937 г.

*

"Я много выстрадал за время пребывания в лагере, но я снова горю желанием работать над укреплением Православной Церкви, разъяснять верующим смысл происходящих событий в жизни русского народа, укреплять веру в народе, хотя бы мне и снова пришлось пострадать за это, я готов на все".

1937 г.

Игумен Дамаскин

1888 г. — родился в в с. Яновец Волынской губернии, в семье иерея.

1910 г. — окончил Волынскую духовную семинарию.

1910–1914 г. — священник в г. Староконстантиново Волынской губернии.

1914–1917 гг. — полковой священник в действующей армии.

1917–1926 гг. — настоятель храма в Житомире.

1920–1925 гг. — проживал в г. Житомире. Там он, после развода с женой, принял монашество и возведен в сан архимандрита. Пользовался любовью житомирян.

Весной 1922 г. — арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Приговорен к ВМН с заменой на 10 лет концлагеря. Освобожден по амнистии (?).

1925 г. — пострижен в мантию и рукоположен во иеромонаха.

15 сентября 1926 г. — хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.

В октябре 1926 г. — арестован и выслан в Харьков.

С февраля 1927 г. — в Туапсе. Епархией не управлял.

апрель 1927 г. — арестован и выслан в Казань. Из ссылки бежал. Нелегально проживал на подворье Киево-Печерской Лавры в Ленинграде.

9 мая 1928 г.— арестован.

23 августа 1928 г. — приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 5 годам концлагеря.

1928–1937 гг. — в заключении в Соловецком лагере особого назначения.

7 апреля 1931 г. — арестован в лагере. Срок наказания увеличен на 5 лет.

26 января 1937 г. — из лагеря освобожден. Поселился в г. Касимове Московской области.

1937 г. — назначен епископом Бежецким, но назначение не принял. Тайно принял схиму с именем Антоний.

В 1937 г.— арестован. Приговорен к высшей мере наказания.

29 декабря 1937 г. — расстрелян в п. Бутово Московской области.

2000 г.— прославлен Архиерейским Собором РПЦ.

Аркадий (Остальский), свмч. «Мы не должны бояться никаких страданий…» Творения в двух томах. Т. 1

Первый том творений одного из прославленных Православной Церковью в 2000 году в лике новомучеников и исповедников Российских – священномученика Епископа Аркадия (Остальского) содержит в себе его творения, написанные им в 1910–1927 Творения написанные в 1925–1927 годах имели популярность в среде православных верующих и расспространялись при посредстве машинописных копий. Они многих привели к вере в Бога и научили жить по христиански. Соприкоснитесь и вы к этим, написанным простым языком творениям святого мужа, подвижника благочестия, засвидетельствовавшего написанное им своей жизнью, лишениями, темничным заключением, мученической кончиной и полученным от Господа нетленным венцом. Творения предваряются пространным жизнеописанием.

 

 

Аркадий (Остальский), свмч. «Мы не должны бояться никаких страданий…» Творения в двух томах. Т. 2

Второй том творений одного из прославленных Православной Церковью в 2000 году в лике новомучеников и исповедников Российских – священномученика Епископа Аркадия (Остальского) – содержит в себе копии документов, ярко свидетельствующих о его жизни и деятельности, а также творения, написанные им в 1911–1937 годах. Боговдохновенные творения священномученика многих привели к вере в Бога и научили жить по христиански. Соприкоснитесь и вы к этим, написанным простым языком, творениям святого мужа, подвижника благочестия, засвидетельствовавшего написанное им своей жизнью, лишениями, темничным заключением, мученической кончиной и полученным от Господа нетленным венцом.

 

 

Слово о Кресте

Крест — красота Церкви...

Как часто в наше время приходится православному христианину слышать хулу на Крест Христов!

Сектанты называют православных неразумными и идолопоклонниками за почитание священных изображений — икон и святого Креста. "Креста нельзя почитать, — говорят они, — потому что крест Богом проклят: Проклят всяк, висящий на древе (Гал. 3:13). Кто из нас стал бы почитать дерево, на котором повесили нашего отца? — А православные почитают именно такое дерево".

Но нам есть, что ответить на эти сектантские возражения. Православные не идолопоклонники: идолопоклонниками называются люди, которые сами изображения признают за божество. Например, сделают изображение наподобие человека и верят, что это изображение и есть всемогущий, все создавший бог.

Но православные никогда не верили и не верят, что икона или Крест есть Бог. Почитают они святые изображения как память о Боге, как образы Бога, напоминающие нам Самого Бога. Ведь и сектанты почитают Святое Евангелие, но от этого себя идолопоклонниками не называют.

В словах проклят всяк висящий на древе проклинается не самое древо креста, а висящий на нем. Если мы захотим эти слова последовательно истолковать в сектантском смысле, то получится страшное кощунство, а именно: окажется, что "проклят висящий на древе"

Иисус Христос. Но, задумавшись, этого не решатся сказать даже сектанты.

На самом же деле, если на древе висит человек, проклинаемый за свои преступления, то и древо из-за него проклинается, а когда на нем висит безгрешный Сын Божий, то к нему относятся другие слова: Благословенно древо, чрез которое бывает правда (Прем. 14:7). Об этом и апостол Петр говорит: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Пет. 2:24).

Сравнивать Крест с древом, на котором повесили бы нашего отца, неразумно, ибо Христос для того и сошел на землю, чтобы пострадать на Кресте. От Крестных страданий Он не бежит, но смотрит на них как на средство своего прославления: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего (Ин. 17:1 и след.). Именно ко Кресту Он обещает всех привлечь, говоря: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет (Ин.12:32-33).

Известны нам и ветхозаветные прообразы святого Креста, и проявлявшаяся чрез них сила Божия. Когда израильский народ сражался с амаликитянами, то заметили, что победа и поражение Израиля зависели не от оружия, а от положения рук Моисея, молившегося на горе, ибо когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Посему Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до захождения солнца, пока Иисус Навин не победил Амалика (Исх. 17:10-13). Моисей с распростертыми руками есть образ Иисуса Христа, распростертого на Кресте.

Когда евреи были в пустыне, кишащей змеями, от укусов которых многие умирали, то Господь, видя раскаяние евреев, повелел на знамени повесить медного змея. Моисей так и сделал. И с тех пор тот из ужаленных ядовитыми змеями, кто смотрел на медного змея, оставался живым. Так и ныне, кто с верой и мольбой смотрит на Древо святого Креста, тот не погибнет от ужаления ядовитого диавола.

Почитали святой Крест Христов и ученики Христовы — святые апостолы: Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия, — говорит апостол Павел (1 Кор. 1:18). Если слово о Кресте — сила Божия, то тем более таковой силой является сам Крест.

Апостол Павел хвалится Крестом Христовым. Сказав о том, что некоторые обрезываются для того, чтобы не быть гонимыми за Крест Христов, он пишет: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). Здесь под крестом разумеются не страдания, а самое Древо Креста Господня, за прославление которого и были гонения.

Пред именем Иисуса Христа должно преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2:10). Поэтому и мы кланяемся святому Кресту. Он не только омыт святой Кровию нашего Спасителя, но на нем имеется имя Иисуса Христа и самое Его изображение.

Апостол приглашает христиан: выйдем к Нему за стан, нося Его поругание (Евр. 13:13), то есть Крест, на котором Он был поруган.

Приведем еще пример из жизни, уясняющий смысл почитания Креста Господня.

…Бедная вдова. Единственный сын ее на фронте. Долго о нем не получала она никаких известий, и, наконец, приходит солдат, товарищ сына, и приносит матери фотокарточку сына и рубашку его. Вот что рассказал матери пришедший с фронта солдат: "Товарищ, — сказал мне твой сын, — я умираю здесь на позиции. Будь мне братом, отнеси моей матери карточку мою, да ту рубашку, в которой я умираю. Пусть мать меня поминает, а это ей от меня последний подарок". Мать, развернув окровавленную рубашку, взяв карточку, прижимает их к груди, покрывает поцелуями. Кто посмеет сказать, что мать идолопоклонница, и осудит ее?

Так и Иисус Христос, сразив диавола, оставил нам святую памятку — Свой Крест. Лобызай его, люби его, ибо чрез него ты спасен — он есть Благословенное Древо.

 http://vedomosti.meparh.ru/2004_6_8/13.htm

 

Беседа на Троицкую Родительскую субботу

…Повсюду на земле царит смерть: умирают и дряхлые старцы, и сильные мужи; умирают в утробе матери, и чуть только появившиеся на свет. Умирает художник у незаконченной картины и артист на полуфразе; умирает невеста накануне венца и полководец после славной победы. В каноне на утрени Троицкой родительской субботы названы все "усопшие от житейской нощи": утонувшие в воде и погибшие на поле брани, сгоревшие в огне, убитые лютыми убийцами, — все.

Ведь лишь иногда смерть посылает вестников, — недуги, болезни, — иногда она хватает свои жертвы неожиданно. Ничто не спасает от смерти: ни самая воздержанная, правильная жизнь, ни врачи, ни даже самая религия, — и праведники умирают наравне с грешниками.

Откуда же произошла смерть? Неверующие отвечают: такова природа всего существующего. А верующие отвечают: смерть есть следствие греха (Рим. 5:12), есть следствие удаления от Бога. Ведь первое кладбище было для ангелов: удалились некоторые из них от Бога и умерли. Но так как ангелы суть существа бестелесные, духовные, то и смерть у них духовная — вечное, невозвратимое отлучение от Бога: смерть, от которой нет воскресения.

После падения ангелов Бог создал человека, дав ему душу и тело. Душа была абсолютно бессмертная, а тело заключало в себе возможность не умирать (чего теперь у человека уже нет). Все в природе рая способствовало этому бессмертию, но главная причина его заключалась в единении с Творцом. Правда, свободный человек имел возможность умереть: уклониться от Бога.

Чтобы человек усовершенствовался и тем утвердился на пути к бессмертию, Бог дал ему заповедь. Ею все искушения и препятствия, вызывающие самый духовный рост, сводились в одно. Чтобы оградить человека от падений, Господь указывает ему и следствия падений — смерть.

Но человек, несмотря ни на что, пал. Падение его состояло в том, что он перестал верить Богу и поверил диаволу, горделиво возжелал сравниться с Богом, забыв свое ничтожество. Внешним проявлением своего непослушания и недоверия он избрал нарушение Богом данной заповеди: съел запрещенный плод. Он порвал связь с Богом, — и стал смертным.

Итак, смерть есть: следствие греха, оброк греха, наказание человеку. Смерть — это разлучение души с телом и возвращение тела земле. Наконец, смерть конец жизни земной и начало загробной — вечной.

Готовься же к ней, христианин, ибо никто ее не избежит. Знай, что она — дверь в страшную вечность. Не забывай, что после нее — Страшный Суд, на котором выявятся все дела, все чувства и мысли наши. Готовься же к ней и к Страшному Суду — да не пошлет тебя Праведный Судия Господь в огонь вечный.

О, как для каждого из нас страшна и ненавистна смерть! Как все ее боятся, ее бегают и убежать от нее не могут; ее ненавидят, но дань ей отдают. Почему же милостивый Бог не уничтожил смерти теперь, когда уже и Сам Сын Божий пришел на землю, искупил человечество и спас его?

Полное разрешение этого вопроса получим на том свете. Теперь же мы можем высказать только лишь некоторые предположения.

Уничтожение теперь смерти было бы равносильно воссозданию вновь всего мира, а не одного только человека. Все, ныне существующее, сообразовано закону смерти. Для бессмертного человека нужен и бессмертный мир. Грех же так растлил физическую и духовную природу мира, что в нем все стало смертно и тленно. Бессмертие и нетление есть уже закон нового, вечного бытия.

Оставив смерть на земле, Бог сим сделал огромное благодеяние грешному человечеству, ибо смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха. Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали Каины, замышляющие вечно на душу брата своего, Иуды, предающие Господа и Учителя, Нероны, мучающие христиан и другие звери-люди?

Смерть побуждает людей к нравственному усовершенствованию: она вещает о ничтожестве земной жизни и заставляет думать о загробной; побуждает готовиться к ответу на Страшном Суде, который у каждого из нас не за горами; она муками умирающего человека дает нам некоторое представление о загробных страданиях не покаявшегося грешника.

Но не вечно будет царить смерть. Победивший ее Своим славным Воскресением Сын Божий уничтожит ее окончательно. Он воссоздаст этот мир. Тленное переменит на нетленное, мертвенное в бессмертное, и ты, человек, телом и душою станешь бессмертным и будешь гражданином вечности.

А для подготовки к вечности, для того, чтобы уже здесь, на земле научиться преодолевать грех получить прощение от Отца Небесного, и основал Единородный Сын Божий, наш Спаситель Свою Церковь. И она, Церковь Христова, учит нас на земле жить так, чтобы загробная наша жизнь, жизнь души человеческой за гробом, была не тяжким наказанием, а наградой.

Загробная жизнь, учит Церковь, есть продолжение и развитие земной жизни, а не новая жизнь. Вот почему апостол Павел пишет в послании к Римлянам, что Господь воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим. 2:6-8). Посему уничтожай в себе все то, что может способствовать твоему мучению за гробом.

Загробная жизнь состоит из двух периодов: жизнь до всеобщего Страшного Суда и жизнь после всеобщего Страшного Суда.

До всеобщего Страшного Суда душа сознает себя, удерживает свои свойства, остается себя чувствующей, себя сознающей личностью. Она видит не только то, что делается около нее и понимает созерцаемое, но, обладая большим видением и пониманием, она видит землю, живущих на ней и правильно оценивает образ их жизни. Пример тому богатый, находящийся в муках, и Авраам на ложе своем (Лк. 16:22-31).

Состояние души праведной — это блаженство, радость, мир, ликование. Источником сего является близость такой души ко Господу, созерцание Его, общение со святыми и ангелами, и собственное духовное состояние блаженства вследствие духовного совершенствования, отсутствия борьбы с грехом, отсутствия мук совести, недовольства собой.

А вот состояние души грешной: муки, терзания, тоска, непокой. Происходит сие от отвержения Богом, от общения со злыми духами, кипящими злобой, ненавистью; от угрызения совести, от запоздалого чувства раскаяния и от внутреннего гнета грехов и страстей, кои давят душу.

До Страшного Суда за гробом человек не живет полной жизнью, а как бы половинчатой, без тела. Сразу же, после перехода его от земли, полного и окончательного суда над ним не произносится: если он попадает во ад, то это состояние есть как бы предварительное заключение. Участь же его окончательно и бесповоротно решается на Страшном Суде.

Посему молитесь! По милости Своей, за молитвы Церкви и милостыню, подаваемую за душу, Господь может извести ее из места мучений и водворить в место блаженства. Если грешник умер не богоборцем, а хотя бы с крупинкой веры и добродетели, то на том свете, согреваемый лучами любви Божией, поливаемый токами слез молитвенного предстательства близких, родных и утучняемый милостынею, он может сподобиться очищению от грехов. Крупица добродетели увеличится в нем, и душа его будет переведена в вечные блаженные обители.

Оттого накануне дня рождения Церкви Христовой — Дня Святой Троицы, когда сошел Дух Святой на апостолов, вспоминаем мы в своих молитвах всех тех членов Церкви, которые уже отошли в вечную жизнь и пребывают в ней, ожидая всеобщего Страшного Суда, — кто в блаженном общении с Богом, а кто в терзаниях и угрызениях совести.

В этот день, именуемый Троицкой родительской субботой, молится Церковь о всех почивших, особо напоминая нам, что в разном возрасте, в разных чинах и званиях, в состоянии раскаяния или вовсе забывая о нем, каждый день и каждый час умирают люди, — и в великом трепете и ужасе предстанет душа каждого пред Судией.

Будем же усердно молиться о почивших: и о своих родных, и о всех от века усопших православных христианах, отцех и братих наших. Будем молиться за них, подавать милостыню, освобождать их от мук… И за нас когда-нибудь будет молиться Церковь.

 http://vedomosti.meparh.ru/2004_4_5/10.htm#bgn

Подведем итоги прошедшему году

Что же получили мы в прошедший год от Бога? Главное – целый год покаяния. Тогда как многие не приносящие плода смоковницы Садовник срубил, нас – ленивых и грешных – Он целый год терпел в Своем саду (земной Церкви), ожидая нашего обращения, цвета и плодотворения... Слава Тебе, Всещедрый Господи, за сие долготерпение!

Вспомни каждый по мелочам все, что было с тобой в прошедший год, – и ты увидишь множество доказательств промыслительной заботы и любви к тебе Господа: одного, несмотря на приговор врачей, Господь подымал от смертного ложа; другой избежал сокращения и лишения работы, а отсюда голода, холода и нужды; иному возвращался семейный мир, налаживались добрые семейные отношения; многие в дни скорби и уныния получали неожиданное утешение...

Нет возможности перечислить всех благодеяний, которые Бог посылает людям: и обильный урожай, и хорошая работа, и добрый друг в беде, и слезы покаяния во грехах, и крепость в скорбях, и надежда в страданиях, и участие ближнего, и материальная помощь...

Что мы мы сами сделали в прошедшем году?

Заботились ли мы о спасении души? Боролись ли со злыми навыками, корчевали ли свои страсти, очищали ли душу свою от грехов? Звали ли святое покаяние и возлюбили ли токи слез?

Ловили ли святые семена евангельского учения? Часто ли мы посещали храмы – дома молитвы, одры умирающих, хижины страждущих и им подобные обители – места научения христианскому благочестию, истинному покаянию и смирению?

Украшали ли убогую душу христианскими добродетелями, починили ли одежду Крещения, разодранную грехами?

Итак, душе, дано тебе еще время для покаяния...

 http://www.pravoslavie.ru/put/051230125155.htm

 

 

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

Древо. Открытая православная энциклопедия

Православная энциклопедия

Жизнеописание на сайте "Соловки"

Лит.:

  1. За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 104;
  2. Дамаскин. Кн. 3. С. 443-468;
  3. Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. [Т.] 1. С. 285-325.