Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Василий (Зеленцов) (1870–1930)

епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии

Дни памяти
25 января (7 февраля); Собор новомучеников Соловецких - 10 (23) августа,  в Соборах Рязанских (10 (23) июня) и Воронежских  (4 (17) сентября) святых
Храмы
храм СПбДА

Священномученик Василий, епископ Прилукский (в миру Зеленцов Василий Иванович) родился в 1870 году в деревне Замораево Ранненбургского уезда Рязанской губернии в семье протоиерея. Окончил юридический факультет Университета и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Преподавал в Екатерино-славской Духовной Семинарии, затем был назначен Екатеринославским епархиальным миссионером. В 1917-1918 году он — член Поместного Собора Российской Православной Церкви.

В 1919 году отец Василий принял монашеский постриг от епископа Полтавского Феофана (Быстрова, память 6 февраля), с которым был особенно близок. В 1920 году отец Василий служит на приходе в Полтаве.

Его служение и проповеди привлекают множество народа, даже сектанты ходили слушать его. Батюшка учил паству молиться так, чтобы никого и ничего не замечать во время молитвы, он вводил общенародное пение во время служб, проводил духовные беседы по воскресным дням.

Отец Василий, помогая бедным, имел на своём иждивении четырёх детей-сирот. Он проводил открытые диспуты с сектантами, приводя их к Православию. В начале 20-х годов отец Василий организовал Покровское Христианское общество молодёжи, в противовес «комсомолу». После выступления против ограбления храмов, был арестован в 1922 году, приговорён к расстрелу, который заменили благодаря защите паствы на пять лет лагерей. В 1925 году батюшка был освобождён по амнистии. Из тюрьмы он забрал с собой ребенка умершей заключённой и воспитывал его вместе с другими четырьмя детьми.

В том же году, 25 августа архиепископом Григорием и епископом Дамаскиным отец Василий был хиротонисан в епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. В сентябре 1926 года в Харькове Владыка был арестован вновь. В Полтаве власти опасались это сделать, боясь возмущении преданного ему народа, в основном из рабочих.

После мучительных допросов в застенках ГПУ он был выслан на Соловки. Там Владыка выступил с серьёзными замечаниями (т. н. «необходимыми каноническими поправками») в адрес «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) и его нового церковного курса, несмотря на то, что он был особенно близок ему в первые годы его заместительства. Святитель Василий считал, что попытка митрополита Сергия достигнуть мира с гонителями Церкви «движется вперёд не по каноническим рельсам, следовательно не по пути Церковной правды», поскольку под миром следует понимать мир Христов, «а не земное благополучие и безопасность». Святитель считал оправданным предание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Соборному Суду.

По почину Владыки Соловецкие епископы в сентябре составляют свой отзыв на «Декларацию», призывая открыто заявить большевицкому правительству, что «Церковь не может мириться с вмешательством в область чисто Церковных отношений государства, враждебного религии».

Из Соловков в 1928 году Владыка был переведён для продолжения ссылки в Иркутскую область (деревня Пьяново Братского района). Там его позиция по отношению к политике митрополита Сергия стала ещё более непримиримой. Он отправляет своей духовной дочери большую рукопись, требуя передать её митрополиту Сергию. В этой рукописи, помимо прочего, говорилось даже о необходимости борьбы с советской властью всеми возможными способами вплоть до вооружённых возстаний. В 1929 году духовная дочь после длительных колебаний передала рукопись митрополиту Сергию. А вскоре, 9 декабря, Владыка был арестован и перевезён в Москву в Лубянскую тюрьму. В 1930 году 22 января (3 февраля н. ст.) после истязаний ему вынесли приговор о расстреле и через три дня 25 января (7 февраля н. ст.) бесстрашный Святитель был расстрелян. Погребены честные останки священномученика на Ваганьковском кладбище.

Канонизован Украинской Православной Церковью как местночтимый святой в 1997 году. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

http://pstgu.ru/news/martir/2013/02/07/42672/

 

 

 

 

Тропарь, глас 1:

Святое житие твое/
украсив венцем мучения,/
возшел еси, радуяся,Ї к небесным обителем./
И ныне, предстоя Святей Троице,/
священномучениче Василие,/
моли за град Твой,/
и вся люди, совершающия память Твою.

 

Кондак, глас 4:

Елеем милости Христовой всяку душу уврачевав,/
и растерзав яко паучину козни велиаровы,/
копием Слова Божия диавола умертвил еси, святе,/
и прославился еси в Царствии Небеснем,/
отче священнейший.

Знавшие отца Василия рассказывали о нем: «Он так нежно и кротко по-христиански умел подойти к страдающему человеку, так по-матерински обласкать унывающую и страждущую душу, что невольно покорял заблуждающихся, которые говорили: “вот это действительно христианин”» . Кроме помощи бедным, отец Василий содержал на своем иждивении четырех сирот, детей умершего брата.

*

С осени 1925г. по лето 1926г. служил в Троицкой церкви Полтавы. Отличался необыкновенной смелостью и прямотой, был удивительно любим народом. Скрываясь от ареста, иногда внезапно появлялся в каком-либо храме в начале богослужения, возглавлял его, потом также неожиданно исчезал, переодевшись в гражданскую одежду еще до конца службы, чтобы не быть схваченным сотрудниками ОГПУ.

*

Начальник Полтавского ГПУ латыш Линде, характеризуя свое отношение к отцу Василию,  зло произнес: «Как служителя культа и как врага советской власти я вас с удовольствием расстрелял бы, но признаюсь, что я уважаю вас как человека убежденного и стойкого...»

*

Начиная свое последнее слово, отец Василий осенил себя крестным знамением и сказал приблизительно следующее: «Много за эти дни говорили против меня, со многим я не согласен, и многие обвинения я мог бы опровергнуть. Я приготовил большую речь по пунктам, но я сейчас скажу немного. Я уже заявлял вам и еще раз заявляю, что я лоялен к советской власти как таковой, ибо она, как и все, послана нам свыше... Но где дело касается веры Христовой, касается храмов Божиих и человеческих душ, там я боролся, борюсь и буду бороться до последнего моего вздоха с представителями этой власти; позорно, грешно было бы мне, воину Христову, носящему этот святой крест на груди, защищать лично себя, в то время как враги ополчились и объявили войну Самому Христу. Я понимаю, что вы делаете мне идейный вызов, и я его принимаю...»

1922 г.

*

12 июня 1925 года отец Василий был досрочно освобожден и вернулся к своей пастве в Полтаву. Еще будучи в заключении, священник помогал одной нищей, сидевшей у стен тюрьмы с маленьким мальчиком и просившей подаяния. Когда нищая умерла, он взял на свое попечение мальчика и стал заботиться о нем.

Игумен Дамаскин (Орловский)

*

"Православная Церковь считает сыск и политический донос совершенно несовместимым с достоинством пастыря."

Из "Послания Соловецких исповедников", написанного о.Василием

1870 г. — родился в Замораево Ранненбургского у. Рязанской губернии в семье протоиерея.
Окончил юридический факультет университета и Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

Был преподавателем Екатеринославской духовной семинарии, а затем Екатеринославским епархиальным миссионером.

1917-1918 Был членом Всероссийского Поместного Собора года, как мирянин от Рязанской епархии. Епархиальный миссионер в Полтавской епархии после Собора.

1919 г. — рукоположен Полтавским архиеп. Феофаном (Быстровым) во священника к Троицкой церкви Полтавы.

1920 г. — второй священник (затем — настоятель) Св. Троицкой Церкви г. Полтавы.
30 мая 1922 г. — арестован в Полтаве и на показательном процессе (Полтавским губревтрибуналом) приговорен к смертной казни (с заменой на 5 лет лишения свободы). Благодаря протесту, поданному верующими рабочими на имя Ленина, казнь была заменена 10 годами заключения. Находился в заключении в Харьковской тюрьме,.

1925 г. — освобожден по амнистии.

12 (25) августа 1925 г. — хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии.
С 1927 года епархией не управлял.

в сентябре 1926 г. — арестован (в Харькове накануне праздника Покрова), приговорен к 3 годам лагерей. В заключении на Соловках. Автор послания "Необходимые канонические поправки к посланию митрополита Сергия от 16/29 июля 1927" (осень 1927). Написал в начале 1928 "Мое завещание" с резкой критикой Декларации 1927. Один из авторов Послания соловецких епископов в связи с декларацией митрополита Сергия. Освобожден из лагеря и отправлен в ссылку в Иркутскую область в ноябре

1928 г. — жил в д. Пьяново Братского района.

9 декабря 1929 г. — арестован, этапирован в Москву, в Лубянскую тюрьму. По постановлению КРГПУ (от 3 февраля 1930) приговорен к высшей мере наказания.

7 февраля 1930 г. – расстрелян. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

2000 г. — прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ.

Труды Общая картина отношений рус. высшей церк. власти к имябожникам в связи с вероучением об имени Божием // БТ. 1997. Сб. 33. С. 165-205;

Отрывок из письма митр. Сергию. «Необходимые канонические поправки» // Акты свт. Тихона. С. 520-521.

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

Древо. Открытая православная энциклопедия

Православная энциклопедия

Жизнеописание на сайте "Соловки"

«Никто молитвы не отнимет» (сщмч.Василий, еп.Прилукский; сщмч.Виктор (Островидов), еп.Глазовский), Православный Санкт-Петербург, №6(198), 2008 г. (авт.И.Рубцова)

 

Лит.:

  1. Протопресвитер М. Польский. Новые мученики Российские. Т. 2. Джорданвилл, 1957.
  2. Расстрельные списки.Выпуск 2. Ваганьковское кладбище. 1926–1936. Т. 2.М., 1995. С. 45.
  3. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918. М., 1996. Т. 4. С. 52-53.
  4. РГИА. Ф. 802, оп. 10, 1909 г., д. 361, оп. 16, д. 506, л. 64-69.
  5. СБУ. Д. 72073-ФП.
  6. УСБУ в Полтавской обл. Д. 2765-С.
  7. УФСБ России по Иркутской обл. Д. 15165.