Священномученик Василий (Зеленцов) (1870–1930)
епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии
- Дни памяти
- 25 января (7 февраля); Собор новомучеников Соловецких - 10 (23) августа, в Соборах Рязанских (10 (23) июня) и Воронежских (4 (17) сентября) святых
- Храмы
- храм СПбДА
Священномученик Василий, епископ Прилукский (в миру Зеленцов Василий Иванович) родился в 1870 году в селе Зимарово Ранненбургского уезда Рязанской губернии в семье протоиерея. Окончил юридический факультет Университета и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Преподавал в Екатеринославской Духовной Семинарии, затем был назначен Екатеринославским епархиальным миссионером. В 1917-1918 году он — член Поместного Собора Российской Православной Церкви.
В 1919 году отец Василий принял монашеский постриг от епископа Полтавского Феофана (Быстрова, память 6 февраля), с которым был особенно близок. В 1920 году отец Василий служит на приходе в Полтаве.
Его служение и проповеди привлекают множество народа, даже сектанты ходили слушать его. Батюшка учил паству молиться так, чтобы никого и ничего не замечать во время молитвы, он вводил общенародное пение во время служб, проводил духовные беседы по воскресным дням.
Отец Василий, помогая бедным, имел на своём иждивении четырёх детей-сирот. Он проводил открытые диспуты с сектантами, приводя их к Православию. В начале 20-х годов отец Василий организовал Покровское Христианское общество молодёжи, в противовес «комсомолу». После выступления против ограбления храмов, был арестован в 1922 году, приговорён к расстрелу, который заменили благодаря защите паствы на пять лет лагерей. В 1925 году батюшка был освобождён по амнистии. Из тюрьмы он забрал с собой ребенка умершей заключённой и воспитывал его вместе с другими четырьмя детьми.
В том же году, 25 августа архиепископом Григорием и епископом Дамаскиным отец Василий был хиротонисан в епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. В сентябре 1926 года в Харькове Владыка был арестован вновь. В Полтаве власти опасались это сделать, боясь возмущении преданного ему народа, в основном из рабочих.
После мучительных допросов в застенках ГПУ он был выслан на Соловки. Там Владыка выступил с серьёзными замечаниями (т. н. «необходимыми каноническими поправками») в адрес «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) и его нового церковного курса, несмотря на то, что он был особенно близок ему в первые годы его заместительства. Святитель Василий считал, что попытка митрополита Сергия достигнуть мира с гонителями Церкви «движется вперёд не по каноническим рельсам, следовательно не по пути Церковной правды», поскольку под миром следует понимать мир Христов, «а не земное благополучие и безопасность». Святитель считал оправданным предание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Соборному Суду.
По почину Владыки Соловецкие епископы в сентябре составляют свой отзыв на «Декларацию», призывая открыто заявить большевицкому правительству, что «Церковь не может мириться с вмешательством в область чисто Церковных отношений государства, враждебного религии».
Из Соловков в 1928 году Владыка был переведён для продолжения ссылки в Иркутскую область (деревня Пьяново Братского района). Там его позиция по отношению к политике митрополита Сергия стала ещё более непримиримой. Он отправляет своей духовной дочери большую рукопись, требуя передать её митрополиту Сергию. В этой рукописи, помимо прочего, говорилось даже о необходимости борьбы с советской властью всеми возможными способами вплоть до вооружённых возстаний. В 1929 году духовная дочь после длительных колебаний передала рукопись митрополиту Сергию. А вскоре, 9 декабря, Владыка был арестован и перевезён в Москву в Лубянскую тюрьму. В 1930 году 22 января (3 февраля н. ст.) после истязаний ему вынесли приговор о расстреле и через три дня 25 января (7 февраля н. ст.) бесстрашный Святитель был расстрелян. Погребены честные останки священномученика на Ваганьковском кладбище.
Канонизован Украинской Православной Церковью как местночтимый святой в 1997 году. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
http://pstgu.ru/news/martir/2013/02/07/42672/
Тропарь, глас 1:
Святое житие твое/
украсив венцем мучения,/
возшел еси, радуяся,Ї к небесным обителем./
И ныне, предстоя Святей Троице,/
священномучениче Василие,/
моли за град Твой,/
и вся люди, совершающия память Твою.
Кондак, глас 4:
Елеем милости Христовой всяку душу уврачевав,/
и растерзав яко паучину козни велиаровы,/
копием Слова Божия диавола умертвил еси, святе,/
и прославился еси в Царствии Небеснем,/
отче священнейший.
Знавшие отца Василия рассказывали о нем: «Он так нежно и кротко по-христиански умел подойти к страдающему человеку, так по-матерински обласкать унывающую и страждущую душу, что невольно покорял заблуждающихся, которые говорили: “вот это действительно христианин”» . Кроме помощи бедным, отец Василий содержал на своем иждивении четырех сирот, детей умершего брата.
*
С осени 1925г. по лето 1926г. служил в Троицкой церкви Полтавы. Отличался необыкновенной смелостью и прямотой, был удивительно любим народом. Скрываясь от ареста, иногда внезапно появлялся в каком-либо храме в начале богослужения, возглавлял его, потом также неожиданно исчезал, переодевшись в гражданскую одежду еще до конца службы, чтобы не быть схваченным сотрудниками ОГПУ.
*
Начальник Полтавского ГПУ латыш Линде, характеризуя свое отношение к отцу Василию, зло произнес: «Как служителя культа и как врага советской власти я вас с удовольствием расстрелял бы, но признаюсь, что я уважаю вас как человека убежденного и стойкого...»
*
Начиная свое последнее слово, отец Василий осенил себя крестным знамением и сказал приблизительно следующее: «Много за эти дни говорили против меня, со многим я не согласен, и многие обвинения я мог бы опровергнуть. Я приготовил большую речь по пунктам, но я сейчас скажу немного. Я уже заявлял вам и еще раз заявляю, что я лоялен к советской власти как таковой, ибо она, как и все, послана нам свыше... Но где дело касается веры Христовой, касается храмов Божиих и человеческих душ, там я боролся, борюсь и буду бороться до последнего моего вздоха с представителями этой власти; позорно, грешно было бы мне, воину Христову, носящему этот святой крест на груди, защищать лично себя, в то время как враги ополчились и объявили войну Самому Христу. Я понимаю, что вы делаете мне идейный вызов, и я его принимаю...»
1922 г.
*
12 июня 1925 года отец Василий был досрочно освобожден и вернулся к своей пастве в Полтаву. Еще будучи в заключении, священник помогал одной нищей, сидевшей у стен тюрьмы с маленьким мальчиком и просившей подаяния. Когда нищая умерла, он взял на свое попечение мальчика и стал заботиться о нем.
*
"Православная Церковь считает сыск и политический донос совершенно несовместимым с достоинством пастыря."
Из "Послания Соловецких исповедников", написанного о.Василием
1870 г. — родился в Замораево Ранненбургского у. Рязанской губернии в семье протоиерея.
Окончил юридический факультет университета и Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
Был преподавателем Екатеринославской духовной семинарии, а затем Екатеринославским епархиальным миссионером.
1917-1918 Был членом Всероссийского Поместного Собора года, как мирянин от Рязанской епархии. Епархиальный миссионер в Полтавской епархии после Собора.
1919 г. — рукоположен Полтавским архиеп. Феофаном (Быстровым) во священника к Троицкой церкви Полтавы.
1920 г. — второй священник (затем — настоятель) Св. Троицкой Церкви г. Полтавы.
30 мая 1922 г. — арестован в Полтаве и на показательном процессе (Полтавским губревтрибуналом) приговорен к смертной казни (с заменой на 5 лет лишения свободы). Благодаря протесту, поданному верующими рабочими на имя Ленина, казнь была заменена 10 годами заключения. Находился в заключении в Харьковской тюрьме,.
1925 г. — освобожден по амнистии.
12 (25) августа 1925 г. — хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии.
С 1927 года епархией не управлял.
в сентябре 1926 г. — арестован (в Харькове накануне праздника Покрова), приговорен к 3 годам лагерей. В заключении на Соловках. Автор послания "Необходимые канонические поправки к посланию митрополита Сергия от 16/29 июля 1927" (осень 1927). Написал в начале 1928 "Мое завещание" с резкой критикой Декларации 1927. Один из авторов Послания соловецких епископов в связи с декларацией митрополита Сергия. Освобожден из лагеря и отправлен в ссылку в Иркутскую область в ноябре
1928 г. — жил в д. Пьяново Братского района.
9 декабря 1929 г. — арестован, этапирован в Москву, в Лубянскую тюрьму. По постановлению КРГПУ (от 3 февраля 1930) приговорен к высшей мере наказания.
7 февраля 1930 г. – расстрелян. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
2000 г. — прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ.
Труды Общая картина отношений рус. высшей церк. власти к имябожникам в связи с вероучением об имени Божием // БТ. 1997. Сб. 33. С. 165-205;
Отрывок из письма митр. Сергию. «Необходимые канонические поправки» // Акты свт. Тихона. С. 520-521.
Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви
Древо. Открытая православная энциклопедия
Жизнеописание на сайте "Соловки"
Лит.:
- Протопресвитер М. Польский. Новые мученики Российские. Т. 2. Джорданвилл, 1957.
- Расстрельные списки.Выпуск 2. Ваганьковское кладбище. 1926–1936. Т. 2.М., 1995. С. 45.
- Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918. М., 1996. Т. 4. С. 52-53.
- РГИА. Ф. 802, оп. 10, 1909 г., д. 361, оп. 16, д. 506, л. 64-69.
- СБУ. Д. 72073-ФП.
- УСБУ в Полтавской обл. Д. 2765-С.
- УФСБ России по Иркутской обл. Д. 15165.