Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Лаврентий (Князев) (1877–1918)

епископ Балахнинский

Дни памяти
24 октября (6 ноября); Собор Нижегородских святых – вторая неделя сентября
Храмы
храм СПбДА

Епископ Лаврентий (в миру Евгений Иванович Князев) родился в 1877 году в городе Кашире. В 1902 году он окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В том же году он был пострижен в монашество на Валааме архиепископом Сергием (Страгородским) и рукоположен в иеромонаха.

В 1912 году отец Лаврентий был назначен ректором Литовской Духовной Семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Правящим архиереем Виленским и Литовским вскоре стал будущий Патриарх Тихон. В 1917 году святитель Тихон представил архимандрита Лаврентия к епископской хиротонии, и он был поставлен во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.

Святитель Лаврентий был усердным делателем молитвы Иисусовой, учеником и духовным другом оптинских старцев. Однажды оптинский старец Анатолий Зерцалов на вопрос одной женщины, правильное ли она получает духовное руководство у владыки Лаврентия и что ему передать при встрече, ответил: совершенно правильное, и трижды земно поклонился, что и просил передать. Это было незадолго до мученической кончины владыки.

Епископ Лаврентий благословил создание Спасо-Преображенского братства по возрождению церковно-общественной жизни. Тогда же было организовано религиозно-философское общество, просуществовавшее до января 1918 года.

В Нижнем Новгороде епископ жил и служил в Печерском монастыре. Служил часто, любил читать акафисты перед афонским образом Скоропослушницы. За каждой службой говорил проповеди и после литургии благословлял весь народ. Три последние свои проповеди заканчивал одними и теми же словами: «Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время — всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество».

В письме патриарху Тихону он говорил: «...оставаясь один на епархии в такое трудное и исключительное время, каждый день и почти каждый час приходится принимать вести одну тревожнее другой, не раз желая — и не решаясь оставить Нижний и приехать в Москву для присутствия на Соборе... Некоторые из арестованных священников отпущены, другие ещё в тюрьме …я с большими трудностями мог добыть себе пропуск и посетить их. Попытки получить разрешение на совершение в тюремной церкви богослужения не увенчались успехом (ибо заведующий — иудей)...».

В конце августа 1918 года чекисты арестовали владыку Лаврентия. В тюрьме ему предложили занять отдельную камеру, но он предпочел остаться в общей и первую ночь провел на голом полу. На следующий день его духовная дочь передала епископу постель. Об этой постели возникло поверье, что того, кто полежит на ней, отпустят домой. И это исполнялось.

Вечером 23 октября (5 ноября по новому стилю) епископа Лаврентия перевели на Воробьевку, в тюрьму ЧК. Вели его через весь город в сопровождении одного вооруженного солдата. По дороге люди подходили за благословением, а следовавшие сзади видели, как он вынимал из кармана платок, по-видимому, плакал. Проходя мимо подворья Пицкого монастыря, епископ остановился. Там праздновался престольный праздник иконы «Всех скорбящих радости» и шла всенощная.

На следующий день епископу Лаврентию было сказано, что принято решение его расстрелять. В качестве издевки владыке предложили помилование, если он откажется от сана. Перед казнью его, и приговоренного вместе с ним протоиерея Алексия Порфирьева, сильно избивали.

У владыки Лаврентия в тюремной камере были Святые Дары. Он причастился сам и причастил отца Алексия.

Епископ был спокоен и радостен. Отец Алексий плакал.

— Почему вы плачете? Нам надо радоваться, — сказал епископ.

— Я плачу о моей семье,— ответил отец Алексий.

— А я готов, — сказал епископ.

Вскоре к ним присоединили бывшего губернского предводителя дворянства Алексея Борисовича Нейдгардта и повели в сад, где уже была вырыта могила, у края которой их всех поставили.

Епископ стоял с воздетыми руками и пламенно молился, отец Алексий сложил руки на груди, стоял с опущенной головой и повторял молитву: «Боже, милостив буди мне грешному».

Русские солдаты отказались стрелять, потому что услышали в этот момент пение Херувимской. Позвали латышей, и они привели приговор в исполнение.

Тела мучеников через несколько дней были сброшены в Волгу.

Память их отмечается 24 октября/6 ноября, в праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

 

ПСТГУ

 

 

 

 

 

Тропарь, глас 4-й

Святительства благодатию украшенный, ни на един же день оставити паству свою восхотел еси, юже вручи тебе Пастыреначальник Христос, Емуже до уз темничных и смерти, взем крест, последовал еси, венцем мученическим на небесех венчался еси, священномучениче Лаврентие отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3-й

В годину трудную и скорбную крест свой не оставляя понесл еси, егоже вручи тебе Пастыреначальник Христос, Емуже до темницы и смерти последовал еси, венцем мученическим на небесех венчался еси, священномучениче Лаврентие отче наш, молися Пресвятей Троице паству Нижегородскую в правоверии соблюсти и обитель твою Печерскую сохранити даже до скончания века.

Величание

Величаем, величаем Тя, священномучениче отче Лаврентие, и чтим святую память Твою, Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва

Мучениче святый, епископе Лаврентие! Молим тя мы, недостойные чады твои, на грешней и многострадальней земле Российской пребывающие, на коей и ты страдания и мучения претерпел еси ради Христа Бога нашего! Спаси души наша, утверди души наша во спасительных делах. Моли Господа Бога нашего удалити от нас искушения мира сего грешного, моли Его даровати нам силы и обстояния для исполнения заповедей Его и повелений! Молим тя, святый мучениче Лаврентие, помощи во спасении душ и телес наших, сродников наших и всех христиан Российских.

С детства Евгений отличался глубокой религиозностью, начальное образование получил в Веневском духовном училище, а среднее — в Тульской семинарии. В 1902 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив кандидатское сочинение на тему "Взаимоотношение между благочестием человека и его судьбою по учению Псалтири".

Видимо во время обучения в Академии, Евгений присутствовал на праздичном обеде в честь отца Иоанна Кронштадского и даже, как следует из его письма, говорил поздравительную речь "незабвенному Батюшке отцу Иоанну".

*

Три последние свои проповеди епископ Лаврентий заканчивал одними и теми же словами: «Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время - всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество»…

*

Когда новая власть объявила, что у Церкви необходимо отобрать земли и все храмовое имущество (уже вышло постановление на этот счет), на епархиальном съезде нижегородского духовенства в августа 1918 года по инициативе епископа Лаврентия было составлено воззвание к пастве о протесте, а также сам протест против закрытия церквей и монастырей и изъятия в пользу государства церковного имущества, подписанный Владыкой, благочинным городских церквей протоиереем Алексеем Порфирьевым и бывшим губернским предводителем дворянства А. Б. Нейдгардтом.

В этом воззвании говорилось: «…Революционное Советское Правительство, осуществляя свой декрет об отделении Церкви от Государства, отняло у духовенства казенное жалованье, причем захватом капиталов Свят. Синода оно лишило даже пенсий заштатное и сиротствующее духовенство. Приходы в этом случае не только не пришли на помощь и защиту обездоленному и обиженному духовенству, но и во многих местах еще и со своей стороны причинили ему большие материальные утеснения и лишения… К такому положению сельского духовенства нельзя относиться безучастно… И вы, православные христиане, спешите на помощь своей матери Церкви… Все, все откликнетесь на зов Церкви. „Ночь убо прейде, а день приближися“. Посему „облечемся во вся оружия Божия“, чтобы смело, безбоязненно выйти на дело строительства Церкви Нижегородской…»

 http://lavrentiy.orthodoxy.ru/life04.htm

*

Патриарх Тихон, узнав о расстреле еп. Лаврентия, сделал запрос в ЧК, в котором писал: «Получены сведения о том, что разстрелян преосвященный Лаврентий, епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии. Это уже десятый архиерей православной церковной иерархии Российской, подвергшийся насильственной смерти. Обращаюсь к Совету Народных Комиссаров с просьбой сообщить, за какия вины пострадал преосвященный Балахнинский Лаврентий?»

И получил от Нижегородской ЧК вот такой  официальный ответ:

«Да, епископ Лаврентий — пока только „десятый архиерей православной церковной иерархии Российской“, подвергнутый разстрелу, и других надесятых архиереев ждет та же участь что и десятого Лаврентия. До тех пор всех этих господ архиереев Советская власть будет разстреливать, пока окончательно не сломит, не задавит преступную контр-революционную деятельность высших иерархов среди низших своих соратников и среди всего народа Республики Российской…

Главными врагами революционного народа, верховодами контр-революционной деятельности духовенства являются попы — феодалы и буржуа, разные преосвященные и преподобные… У нас наше Нижегородское духовенство с первых же дней октябрьской революции определенно стало в ряды оппозиции… В частности, епископ Лаврентий, а вместе с ним и протоиерей Порфирьев обвинялись в распространении по губернии особого возвания с призывом к народу восстать против декрета об отделении церкви от государства, другими словами — восстать против Советской власти… Когда это возвание попало в руки Чрезвычайной Комиссии, творцы его, в лице подписавшихся епископа Лаврентия и протоиерея Порфирьева были немедленно арестованы. Свою подпись оба негодяя не отвергли… То обстоятельство, что возвание было выпущено в столь тяжелый, критический момент, еще больше еще сильнее отягощает вину как Лаврентия, так и Порфирьева. В городе Балахне под влиянием возвания, подписанного епископом, вспыхнул было бунт на религиозной почве. Местное духовенство… созвали народ набатным звоном и убеждали его отстаивать права церкви… и только благодаря своевременно подоспевшему отряду милиции и местного гарнизона загоревшийся бунт быстро ликвидировали.

Патриарх Тихон, собиравшийся отслужить благодарственное всенародное молебствие при успехе авантюры Локкарта, пусть ограничится тем, что отслужит панихидку по своим титулованным соратникам вполне основательно и законно разстрелянным за их контр-революционную деятельность».

http://lavrentiy.orthodoxy.ru/life05.htm

2 июля 1877 г. — родился, г. Кашира Тульской губернии.

Поучение перед исповедью

Пpиидите и истяжимся

(Ис. I, 18).

Так взывал некогда Господь чрез св. пророка Иcaйю к Своему народу — Израилю.

Взывает Он ныне, возлюбленные о Господе бpaтиe и чада, чрез того же пророка и к нам, ибо и мы теперь в церкви слышим эти слова: приидите и истяжимся, т. е. приходите и будем судиться.

Что же это за суд, на который теперь зовет нас Господь? Человек-грешник подлежит многим судам. Так, будет последний суд страшный, всеобщий, на котором на-веки решится участь каждаго из нас. После смерти каждаго человека бывает над ним суд частный, на котором прежде всеобщего суда определяется его последующая участь соответственно с тем образом жизни который он вел на земле, и для человека предначинаются или адския муки или блаженство вечное. Но есть еще особый суд, который; человек постоянно, во все время своей земной жизни, носит в себе, в своем сердце, это — суд совести, непременно и неизбежно оценивающей каждый наш поступок, каждое наше слово и даже сокровеннейшия наши намерения и мысли. Вот к этому-то — внутреннему суду нашей совести мы ныне и призываемся в эти св. и великие дни поста.

Страшен, невообразимо страшен, для грешника будет последний всеобщий суд Христов; не менее будет страшен и суд по смерти каждаго из нас. И вот, чтобы избавиться нам от страшнаго гнева и прещения Божия на суде всеобщем и посмертном, Господь, по неизреченному человеколюбию Своему, зовет нас теперь на суд нашей совести — суд тайный, кроткий, и судиями наших деяний делает здесь нас же самих, и только в помощь нам и руководство поставляет представителя Своей божественной власти — духовника, не ангела, ни какого-либо другого небожителя, но такого же, как и мы, обложеннаго немощию, человека, вручая однако-же ему божественное полномочие вязать и решить наши грехи. А чтобы мы не безпокоились и не смущались относительно важности и действенности этого, никем незримаго, кроткаго суда; надъ нами нас же самих, только лишь в присутствии духовника, Господь говорит, что все грехи, разрешенные духовником на земле, будут разрешены и на небе, т. е. не помянутся ни на суде посмертном, ни на суде: страшном; равно как не разрешенные духовником грехи на земле не будут разрешены и на небе, т. е. не простятся ни на суде посмертном, ни на суде страшном, и следовательно, сделаются источником и причиною нашего вечнаго осуждешя, наших вечных мучений.

Видите, возлюбленные, насколько важна наша исповедь пред духовником: Господь, по неизреченному Своему милосердию, так сказать, в самыя руки наши дает нам спасение; и уже тут исключительно от нас самих зависит: принять это спасение — чистосердечно и искренно раскаяться, или же отбросить от себя этот дар любви божественной — остаться нераскаянными грешниками, и обречь себя, таким образом, на вечныя мучения...

Как же обыкновенно относимся мы к сему кроткому призыву Господа на покаяние?

Ответом на это отчасти могут служить переживаемые нами дни. Св. Церковь уже давно зовет всех нас в храмы, на покаянную молитву, а храмы, увы! почти пусты... На улицах, на площадях вы встретите толпы народа, a на богослужении и малейшей доли того не увидите.

Что же творит безмерная Любовь Божия, когда люди, не внемля Ея кроткому гласу, становятся на путь вечной гибели? Тогда уже и Господь пременяет Свой кроткий призыв на грозный и устрашающий: кто не хочет слышать Его тихаго гласа, с тем Он, выражаясь образно, начинает говорить бурями наводнений, гулом землетрясений, громом пушек и треском ружей и современных пулеметов... Господь знает, конечно, что нас не столько страшит потеря вечнаго царствия, сколь потеря земных благ, не столько устрашают вечныя мучения, сколько земныя бедствия, и вот Он, Всеблагий, устрояя наше вечное спасение, начинает у нас отнимать блага земныя и устрашать земными бедствиями. И тут-то мы приходим в великий страх и ужас, но не от того, что нам грозит вечная гибель, а от того, что страшит нас потеря временной жизни и временныхъ благъ...

Оставим же наше неразумие крайнее и уразумеем, наконец, в чем наше спасение и в чем гибель...

Над нами занесен уже мечь гнева Божия, каждую минуту готовый опуститься; и мы мятемся и суетимся чрезвычайно, но при этом ничего другого не делаем, как только наводим справки о том, много ли проникло к нам врагов и много ли выставлено наших войск против них, а совершенно забыли слова св. пророка и царя Давида, которыя теперь часто слышатся в церкви: не спасается царь многою силою своею, и цеполин не спасется множеством крепocmu сооея: ложь конь во спасение, (т. е. ненадежен конь для спасения), во множестве же силы своея не спасется. Се очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его: избавити от смерти души их и препитати я во гладе (Пс. XXXII, 16-19). Вот где, значит, наше спасение — в Господе, Который занес над нами Свой мечь, Который Один только и может его отнять...

Еще три дни и Ниневия превратится, говорил некогда от имени Божия св. пр. Иoнa (III, 4). И поверили Ниневитяне, и покаялись и исправили свою жизнь. И виде, Бог дела их яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (10). Еще несколько дней, и В-а может превратиться, говорит нам теперь Господь не через пророка Иону, а голосом самых совершающихся событий, ибо враги нападают на нас. Что же нам делать? Поспешим-же, возлюбленные, последовать примеру Ниневитян и Господь спасет нас так же, как и их спас... Поспешим на призыв Церкви к покаянию ответить искренним и чистосердечным раскаянием во всех грехах своих перед о. духовным нашим, сбросим с себя наше непростительное холодное тупое равнодушие к делу вечнаго спасения нашего, нашу духовную спячку, нашу безпечность и окаменение! Пусть выведут нас из такого пагубнейшнаго состояния и пусть как гром небесный звучат в наших ушах слова Господа, обращенныя некогда к Израилю: аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте: яще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч выпояст: уста бо Господня глаголаша сия (Ис. I, 19-20). Аминь.

Архимандрит ЛАВРЕНТИЙ.

Сказано в Виленском Свято-Троицком храме в пятницу 1 седмицы Великого Поста 1915 г. по окончании преждеосвященной литургии.

 

Речь Преосвященнейшаго Лаврентия Епископа Балахнинскаго,
на первом организационном собрании Нижегородскаго Спасо-Преображенскаго Православнаго Братства возрождения церковно-общественной жизни.

Первыми словами, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, которыми мы начали сегодня молитву пред открытием нашего собрания являются два дивных слова: «Христос Воскресе!» Сколько глубокого смысла и содержания заключается в этих двух, только словах! Какая радость, какая отрада наполняет душу, когда их впервые услышишь в пасхальную заутреню! Отчего же такою радостию, такою отрадою веет от них? Да оттого, что в них, в этих словах, слышится победный гимн и торжество царства света, истины, добра и правды над царством тьмы, лжи и неправды. Еще накануне, можно сказать, Воскресения Христова это мрачное царство, повидимому, торжествовало свою полную победу: Истина, Святость, Правда — поругана, умерщвлена и заключена во гроб, казалось, на веки. Но в тот момента, когда ад готовился торжествовать свою победу, Божественный Свет мгновенно ослепил его и разрушил его царство, и из гpоба яко от чертога, возсия Христос...

Это величайшее мировое торжество окрыляет дух наш радостным упованием, что и в той величайшей борьбе, которая красною нитью проходит через всю историю Mиpa, борьбе царства тьмы, лжи и неправды с царством истины, света и правды, конечная и всесовершенная победа будет на стороне этого последнего. Об этом ясно говорит нам слово Бoжиe. В мире скорбни будете, говорил Господь Своим ученикам, но дерзайте, яко Азъ победих мир (Иoaн. XVI, 33). Нова небеси и нова земли, говорит св. Ап. Петръ, по обетоваию Его (Господа) чаем, в них же правда живет (II Петра III, 12), и где, следовательно, уже не будет места какой-либо неправде.

Хочется, поэтому, верить и надеяться, что и в том народном движении, начало которому положил совершившийся у нас переворот, возьмут перевес и преобладание не стихии и силы разрушительные, а стихии и силы созидательныя, что в происходящем теперь около нас житейском круговороте, возникнет и создастся, наконец, твердое и крепкое ядро, которое соберет вокруг себя все наиболее благоразумное, здоровое и прочное, что и ляжет в основу жизни обновленной Poccии.

Содействовать образованию этого именно основного ядра, долженствующаго стать фундаментом новой государственной жизни нашей Родины, думаю, призываемся мы все, не исключая и насъ, здесь собравшихся. Правда, задачи и цели наших собраний совсем не политическия, а чисто религиозныя и церковныя; но, если мы, с Божией помощью, достигнем надлежащаго осуществления намеченных задач, и целей, то это, несомненно, благотворнейшим образом отразится и на всей нашей общественно-политической жизни, по тесной связи религии и церкви с жизнью вообще.

Ведь нам следует твердо помнить, что мир, как говорит слово Бoжиe, стоит только праведниками: семя свято стояние, его (Ис. VI, 13). Не будет праведников и святых, и мир, при настоящих условиях своего существования, прекратит свое бытие. Святость же и благочестие несомненно, конечно, суть тот идеал, к которому мы все, здесь собравшиеся, должны и хотим стремиться. Но мы не можем стяжать святости иначе, как вступая в самое живое и теснейшее общение с Источником святости — Господом, как и Он Сам говорит: святи будете, яко же Азъ свят есмь (I Петр. I, 17). Будите во Мне и Аз в вас, говорит Господь Спаситель: Яко же розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудите... Яко без Мене не можете творити ничесоже. (Иоан. ХV, 4, 5).
Но и к Господу Христу мы не можем иначе приблизиться, как через Его возлюбленную невесту — Св. Церковь, которая, как говорит св. Ап. Павел, есть Тело Его, полнота Наполняющаго все во всем (Евр. I, 23), т. е. через которую Христос наполняет все во всем.

Мир представляет собою безконечное число форм жизни; все эти формы чрез грехопадение прародителей в большинстве лишились своего существеннаго содержания и стали как бы совершенно пустыми. Заполнить вот эту то образовавшуюся пустоту соответствующим, содержанием через Источника полноты всякой жизни — Христа — вот задачи жизни церковной.

Жизнь же Церкви утверждается на прочных и незыблемых основах, каковы суть слово Божие, Св. Писанние и Св. Предание. Это последнее заключено в правилах Апостольских, правилахъ Вселенских и Поместных соборов, писаниях Святоотеческихъ, принятых этими Соборами, и наших богослужебных книгах. Поэтому то и в самом слове Божием Церковь называется столпом и утверждением истины ( I Тим. III, 15); поэтому то и св. Ириней Лионский пишет: не должно у другихъ искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноmе положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея numиe жизни. Она есть дверь жизни. (Против ерес. Ш кн. гл. 4). Войти в эту то истинную жизнь каждому из нас в отдельности, проверить и свою личную и окружающую нас жизнь церковно-общественную, на то насколько она стоит в соответствии или несоответствии с идеалами жизни церковной и, сколь возможно приблизиться к этим идеалам — вот конец наших искреннейших желаний.

Будем же просить Господа, без Котораго, по Его же слову, мы не можемъ творити ничесоже, чтобы Он ниспослал Свое небесное благословение на всех нас, во имя Его здесь собравшихся, и помог, при содействии Его всесильной благости, хотя отчасти приблизиться к тому идеалу, которого требует от своих последователей Господь Христос, когда говорит, что они должны быть солью земли и светом мира (Мф. V, 13, 14) и когда взывает ко всем намъ: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрая дела и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф. V, 16).

Нижний Новгород, 12 апреля 1917 г.

 

 

 

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

Древо. Открытая православная энциклопедия

Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский

 

Лит.:

  1. Воспоминания монахини Серафимы (С. Булгаковой).
  2. ЦОА КГБ СССР, «Дело Патриарха Тихона». Арх. No Н-1780. Т. 17, л. 139, 423, 424.
  3. Госархив Горьковской области. Ф. 588, on. 586, д. No 417.
  4. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Петроград, 1917. С.84.

  5. Тальберг Н.Д. Святая Русь. Париж. 1929. С.132.

  6. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Т.4. Erlangen. 1979-1989. С.147.

  7. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн.1. Тверь. 1992. С.52,123,161-167.

  8. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях. Сост. М.Е. Губонин. Москва. 1994. С.978. 

  9. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. Москва. 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.277-278.

  10. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва. 12-16 августа 2000 г. Надеждин В.

  11. Забвению не подлежит. Нижегородские епархиальные ведомости. 2003, N 11(32) ноябрь. С.12.

  12. Архимандрит Тихон (Затёкин). "Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский. Жизнеописание". Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2012. - 232 с.

  13. "УГОДНИКИ БОЖИИ ЗЕМЛИ КАШИРСКОЙ" Книга 1. Составители: протоиерей Виталий Коценко, И.В.Яшкичев. Кашира МО, ООО "Светоч", 2010 г. С.47-54.