Священномученик Никодим (Кононов) (1871–1919)
епископ Белгородский
- Дни памяти
- 28 декабря (10 января); Собор новомучеников и исповедников Соловецких – 9 (22) августа.
- Храмы
- храм СПбДА
Священномученик Никодим, епископ Белгородский (в миру Александр Михайлович Кононов) родился в 1871 году в Архангельской губернии в семье священника. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников – северных миссионеров.
Александр Кононов окончил Архангельскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен в иеромонаха. Тогда же он был назначен смотрителем Александро-Невского Духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов. За свою деятельность отец Никодим был награжден многими наградами, в том числе в 1901 году он получил от Синода Библию «в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною». В том же году он был возведен в сан архимандрита.
Через 3 года отец Никодим был направлен в Калугу на должность ректора Калужской Духовной семинарии, а в 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой Семинарии. В это время архимандрит Никодим получил благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, – если не навсегда, то на продолжительное время, – не подчиняться законным распоряжениям начальства», – говорилось в благодарственном слове архиерея.
Благодарил архимандрита Никодима и Синод за составление акафиста святому Иоанну Златоусту. Этот акафист был напечатан Синодом для церковного употребления. Акафист святителю Иоанну Златоусту был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. Однако в то время цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах».
В 1911 году в Санкт-Петербурге отец Никодим был рукоположен в сан епископа митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). В 1913 году владыка Никодим стал епископом Белгородским, викарием Курской епархии. Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу.
Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX столетий». В 1910 году была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался он и историей старчества.
Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.
В 1919 году, во второй день праздника Рождества Христова, Белгородский владыка прямо в алтаре Троицкого собора был арестован красным комиссаром Саенко за проповеди против грабежа и насилия.
По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован.
Через 2 дня после ареста по приказу комиссара Саенко епископ Никодим (Кононов) был тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом.
После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.
Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре близ раки святителя Иоасафа Белгородского.
Тропарь, глас 4:
Православия и благочестия ревнителю,/ священномучениче Никодиме,/ святителя Иоасафа велегласный прославителю,/ душу свою за овцы стада Христова положивый,/ моли о нас всемилостиваго Бога,/ да верою, надеждою и любовию утвердит отечество наше в Православии/ и душам нашим дарует велию милость.
Кондак, глас 8:
Избранный светильниче земли Белоградския,/ страдания и кончину Христа ради восприявый,/ темже обретый благодать несокрушимую,/ помогай нам твоим предстательством во утверждении Православия,/ да с верою зовем ти:/ Радуйся, священномучениче Никодиме,/ архипастырю и молитвенниче усердный!
Будущий епископ Никодим, в миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня 1871 г. в семье священника-миссионера Архангельской губернии. Закончил духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, с 1896 г. пребывал в иноческом лике, служил архимандритом и ректором Калужской и Олонецкой духовных семинарий.
*
В 1904 году архимандрит Никодим был назначен ректором Калужской Духовной семинарии, а в 1909 г. — ректором Олонецкой Духовной семинарии. В 1910 г. выходит его книга "Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел".
*
В 1908 г. ему была изъявлена признательность Св.Синода как составителю акафиста Св.Иоанну Златоусту, напечатанного для церковного употребления, за пожертвование оного в собственность Св.Синода. Акафист был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Духовной Академии. Цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: "Акафист гению должен писать гений", а не какой-то безвестный иеромонах. Спустя десятилетие Преосвященный обратился в Св.Синод с письмом: у него имеется несколько вариантов акафиста Св.Иоанну Златоусту, написанных разными лицами, и пусть в Св.Синоде сами посмотрят, выберут из них наиболее достойный и утвердят, если сочтут нужным. А чтобы не было предвзятости, имена авторов он не указывает. Синод остановился на одном из акафистов — а к тому моменту Преосвященный скончался. Синод обратился с поисками автора акафиста с просьбой, чтобы автор откликнулся. Автор — архимандрит Никодим и откликнулся...
*
В 1911 года в Санкт-Петербурге архимандрит Никодим был рукоположен в сан епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. В архиерейской хиротонии принимали участие митрополиты Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) (будущий Патриарх Московский и всея Руси) и Преосвященные Тульский Парфений и Самарский Константин.
*
Епископ Никодим прибыл на Рыльскую кафедру незадолго до открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского и свой перевод расценивал как явный Промысел Божий. В своей речи при наречении в епископский сан он говорил об этом так: «Восстающий во славе нетления и чудес святитель Иоасаф да укрепит и умудрит в сослужении архипастырю Церкви Курской! Господь сподобил меня побывать в Белгороде, и я стал у раки святителя Иоасафа в бытность ректором семинарии в Петрозаводске. У нового чудотворца земли Русской одного просил от всего сердца моего - да будет он добрым руководителем во все дни жизни моей в служении Церкви Христовой. Прошло около полугода с той поры, и в самый день кончины святителя Государю Императору угодно было утвердить избрание Вашим Святейшеством меня на служение в пределах епархии святителя Иоасафа. В этом усматриваю явное Божие смотрение и в надежде на помощь святителя Белгородского смиренно предаюсь изволению святителей, как воле Самого Господа нашего Иисуса Христа». 20 февраля 1911 года г. Рыльск торжественно встретил владыку, который тепло благословил паству: «Привез я вам с далекого и холодного севера сердце любящего отца...».
*
Он снискал известность в церковных и просветительских кругах как исследователь святого подвижничества и истории монастырей Русского севера.
*
Архимандрит Никодим составлял жития святых, подвизавшихся в северных землях. Известны его труды: "Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.", "Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители" и др. "Архангельский патерик" стал самым полным жизнеописанием соловецких святых.
*
В 1913 г. епископ Никодим был переведен на кафедру в Белгород, где приложил немало сил для изучения биографии святителя Иоасафа, и его народного почитания. Владыка собирал для музея личные вещи святителя, опубликовал книгу «Святитель и Чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых» (1916). Как отмечают специалисты, этот труд является примером церковно-исторического исследования и поражает высокой степенью проработанности исторического материала.
*
Епископ Никодим составил свой акафист свт. Иоасафу. Сохранилось суждение протопресвитера Михаила Польского: «Этот благодатный труд преосвященного является образцом среди акафистов, составленных в России... Красотою образов духовных легко запоминаясь, он рождает святую любовь к угоднику Божию».
*
В 1918 году к Белгороду подступили немецкие войска. В свободном от большевиков Киеве состоялся Съезд архиереев юга России, в котором участвовал и епископ Никодим. После окончания съезда через фронт возвратился в Белгород. В своих проповедях он обличал насилие и убийства, совершаемые большевиками.
*
2 ноября 2012 года в Белгороде был найден склеп с останками православного иерарха, предположительно принадлежащими священномученику Никодиму, обнаруженный при строительстве здания Белгородской митрополии на Свято-Троицком бульваре.
После проведения идентификации останков Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского. Внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима 20 октября / 2 ноября 2012 года».
1871 г. — родился в Архангельской губернии в семье священника.
1871 г. — родился в Архангельской губернии в семье священника.
Александр Кононов окончил Архангельскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
1896 г. — пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен в иеромонаха. Тогда же он был назначен смотрителем Александро-Невского Духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов.
1901 г. — возведен в сан архимандрита.
1904 г. — направлен в Калугу на должность ректора Калужской Духовной семинарии.
1909 г. — перемещен на должность ректора Олонецкой Семинарии.
1911 г. — рукоположен в сан епископа митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским).
1913 г. — владыка Никодим стал епископом Белгородским, викарием Курской епархии.
1919 г. — во второй день праздника Рождества Христова, Белгородский владыка прямо в алтаре Троицкого собора был арестован красным комиссаром Саенко за проповеди против грабежа и насилия.
10 января 1919 г. — тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом.
Труды
"Преп. Иов, Ущельский чудотворец и судьба основанной им обители". СПБ, 1900.
"Преп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский". СПБ, 1900.
"Верное и краткое исчисление преподобных отцев Соловецких; в посте и Добродетельных подвигах просиявших и исторические сведения о церковном их почитании". Агиологические очерки. СПБ, 1900.
"Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв.". СПБ, 1900.
"Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании". СПБ, 1901.
"Русские святые и подвижники благочестия подвизавшиеся и чтимые в пределах СПБ епархии XIV-XVII вв.". СПБ, 1901.
"Преп. Трифон Печенегский чудотворец и его ученики". СПБ, 1901.
"Указатель к циркулярам по Духовн. Учебн. Ведом.". СПБ, 1902.
"Преп. Александр Свидерский и его ученики подвижники". Исторические сведения о церковном их почитании. Петрозаводск, 1904.
"Отношение к семье и детям преподобного Серафима и старца Амвросия". "Русск. Паломн." 1905, № 51, с. 808-811, "Русск. Паломн." 1905, № 52, с. 832-834.
"Старец о. Наум Соловецкий — подвижник карел". Биографический очерк. Петрозаводск, 1910.
"Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков". "Изв. Каз. Еп." 1911, № 4, с. 125.
Речь при наречении его во епископа Рыльского. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 3, с. 97.
"Иоасаф Свят. и чудотворец епископ Белгородский". Его жизнь, прославление и чудеса (с рисунками). Курск, 1914.
"Преп. Антоний, Сийский чудотворец".
"Архангельский Патерик". СПБ, 1901.
Zitie, proslavienie i cudesa Svjatitelja Iosafa.
Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви
Древо. Открытая православная энциклопедия
Священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский
Протоиерей Олег Кобец: "Святитель Никодим (Кононов), епископ Белгородский".
Лит.:
- "Церк. Вед." 1910, № 51-52, с. 470, 1913, № 48, с. 527.
- "Приб. к "ЦВ" 1911, № 3, с. 126.
- "Прав. Собес." 1897, июнь, с. 244.
- "Прав. Паломн." 1911, № 40, с. 636.
- "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 122-123.
- Булгаков, с. 1404.
- БЭС т. II, стб. 1649.
- НЭС т. XXVIII, с. 533.
- M. Pol'skij, Novye muceniki I, 72, 179; II, 299-305.
- Regel'son 524, 526.