Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Священномученик Симон (Шлеев) (1873–1921)

епископ Уфимский единоверческий

Дни памяти
5 (18) августа; Собор Санкт-Петербургских святых – третье воскресенье по Пятидесятнице.
Храмы
Никольская единоверческая церковь

Святитель Божий Симон (Шлеев), епископ Уфимский, принял мученическую кончину во дни торжествующего безбожия. Владыка Симон являлся крупнейшим в истории Русской Православной Церкви деятелем единоверия, всю свою жизнь ревностно отстаивавшим истину равночестности старого и нового церковных обрядов, самоценности и значимости единоверия в деле преодоления старообрядческого раскола в Русской Церкви.

Семен Иванович Шлеев родился в 20.04.1873 в с. Явлей Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина-раскольника Ивана Григорьевича Шлеева. 11 апреля 1876 г. в возрасте 3-х лет его сын Семен был присоединен к Православию. В 1889 году Семен Шлеев окончил Лысковское духовное училище. С 1889 г. по 1895 г. обучался в Нижегородской Духовной семинарии, которую окончил Семинарию учеником 1-го разряда и вторым учеником класса; удостоен звания Студента Семинарии. По окончании семинарии поступил вольным слушателем в Казанскую Духовную академию, которую окончил в 1899 году со степенью кандидата богословия.

17 января 1900 года он был рукоположен во священника к единоверческой церкви Казани во имя Четырех Евангелистов, впоследствии ее настоятель, окружной миссионер Казанской епархии. В 1901г. он издал в Санкт-Петербурге свою первую книгу о единоверии: "Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви". С 1901-1904 гг. совершал миссионерские поездки по Уфимской епархии.

С 7 февраля 1905 года назначается священником Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга на Николаевской улице. В 1906 г. — рождение дочери Ксении. С 22 ноября 1907 года он был назначен настоятелем своего Никольского единоверческого собора и благочинным единоверческих церквей С-Петербурга. С 1906-1908 гг. издавал в С-Петербурге еженедельный единоверческий журнал "Правда православия". Осенью 1907 г. открыл при Никольском храме реальное единоверческое училище, создал при Никольском храме Никольское единоверческое Братство, избран товарищем председателя Братства. В октябре 1909 г. явился инициатором участия делегации единоверцев С-Петербурга в Московском единоверческом съезде как инициатор и руководитель единоверческого училища. В 1910 г. опубликована его монография: "Единоверие в своем внутреннем развитии". 22-30 января 1912 г. свящ. Симеон Шлеев — устроитель и участник 1-го Всероссийского единоверческого съезда (С-Петербург), избран почетным секретарем съезда.

27 августа 1913 г. открыл полноправную женскую гимназию при единоверческом Братстве. В том же году стал председателем Попечительского совета гимназии и директором братского реального единоверческого училища. С 10 августа 1914 г. – 1917 г. состоял председателем Попечительского совета о воинах и их семьях. В 1916 г. овдовел после безвременной кончины супруги Екатерины Федоровны.

1917 г. май-август — член Предсоборного Совета. С 6 мая 1917 г. — член учрежденного при Св. Синоде Совета Всероссийских Съездов православных старообрядцев; избран товарищем председателя — Преосвященного Андрея (Ухтомского), епископа Уфимского. 10 июля 1917 г. на Петроградском епархиальном единоверческом съезде избран делегатом на Поместный Собор от единоверцев епархии. 23-28 июля 1917 — организатор и участник 2-го Всероссийского единоверческого съезда в Нижнем Новгороде.

1917-1918гг. – член Священного Собора Российской Православной Церкви по двум мандатам: по участию в Предсоборном Совете и по избранию от единоверцев; участник трудов VI-го Отдела Собора — о единоверии и старообрядчестве.

В мае 1918 г. протоиерей Симеон был пострижен в рясофор, а 16 июня 1918 года был хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном в Александро-Невской Лавре и назначен на новоутвержденную кафедру (единоверческим) епископом Охтенским с подчинением митр. Петроградскому. Таким образом, он стал первым единоверческим епископом, получив благодать архиерейского служения от Святейшего Патриарха Тихона. Хиротония была совершена по старопечатным книгам.

Епископ Симон — автор ряда трудов по единоверию и издатель единоверческого журнала, участник трудов Предсоборного Присутствия (1906 г.), один из активнейших организаторов Московского (1909 г.) и Первого (1912 г.) и Второго (1917 г.) Всероссийских съездов единоверцев, участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-18 гг.

С 1920 года епископ Симон стал единоверческим епископом Уфимским, а в феврале 1921 года был назначен на кафедру в Уфу правящим епископом. Епископ Симон пользовался огромным авторитетом. По соизволению Божию, «временное управление» перешло для священномученика Симона в вечность предстояния Престолу Господню как сугубого молитвенника за всю православную уфимскую паству и уфимскую землю. Владыка был убит в Уфе недалеко от дома после всенощной двумя выстрелами из револьвера 5 (18) августа 1921 года. Две монахини, сопровождавшие его на пути домой, свидетельствовали, что уже возле дома из кустов вышли двое в кожанках и выстрелили в епископа Симона, после чего сразу скрылись. О грабеже, как гласила официальная версия, здесь не было и речи. Был похоронен в уфимском Воскресенском кафедральном соборе. В 1932 г. в ночь с 25-го на 26-е июля перезахоронен на Сергиевское кладбище г. Уфы; обнаружено нетление останков Святителя.

В 1981 г. был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей.

По представлению епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, священномученик Симон, епископ Уфимский, был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания с установлением памяти 5/18 августа (день мученической кончины) и Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02 (Собор новомучеников и исповедников Российских).

http://www.nds.nne.ru/content/207/206#content_1277101366.jpg

 

 

 

 

Тропарь, глас 5.
Днесь восхваляем Тя, Церкве Православныя светильниче и земли Уфимския украшение, пастырю предивный и истинныя веры проповедниче, ревнителю о благе церковном пречудный, пострадав бо ради веры мужески, высоту нам смиренномудрия показа, зриши Господа в небесех светлейше. Тем же в вышних венцем славы украшен, вся люди в Православии утвердил еси, иноверныя просвещая и чудную Богоматерь славя, святителю, отче Симоне, моли Христа Бога о спасении душ наших.

 

Кондак, глас 6.
Днесь, вернии, духовно торжествующе в празднице святителя Симона, всем нам показавшаго путь в небесныя обители, по стопам Владыки Христа узким путем шедшаго, всем притекающим к тебе в бедах и скорбех скорый помощниче, тем же Господеви молися, даровати душам нашим мир и велию милость.

Принадлежал к единоверию — направлению в Русской православной церкви, которое соблюдает дониконовские «старые» обряды. В течение всей своей деятельности выступал за примирение со старообрядцами и официальную отмену антистарообрядческих решений Собора 1666—1667 годов, что впоследствии и было сделано патриархом Сергием.

*

В начале мая 1920 года епископ Симон вместе с дочерью Ксенией и престарелой инокиней-родственницей прибыл в Уфу, город, в котором когда-то начиналось его миссионерское служение. Он так вспоминал поездки по старообрядческим селам с владыкой Антонием (Храповицким). «Ездил зимой в ноч­ное время по лесам, по Уралу, в одной ватной рясе путешествовал в морозы… Свои беседы с безпоповцами вел… без перерыва, оставался после них буквально без голоса (один раз был приговорен доктором к шестинедельному абсолютному молчанию), сидел в некоторых безпоповщинских деревнях по неделям, живал в таких квартирах при этом, где ужинают в шубах и притом без огня… За свое православие принял неоднократный заушения и оплевания. Все это пишу не ради похвальбы: людей ведь ничем не удивишь! Пишу для того, чтобы сказать: «стыдно, господа, обвинять меня в неправославии».

http://marginalt.livejournal.com/106465.html

*

Епископ ежедневно совершал богослужения в кафедральном Воскресенском соборе, других храмах Уфы и окрестных сел, принимал десятки посетителей, ходатайствовал перед властями. Довольно быстро о преосвященном сложилось мнение как «умеренном епископе», умеющем вести диалог с властями. Верующие отмечали простоту, доступность и задушевность нового епископа, его безсребреничество. Свидетельством мудрости стало и то, что при всей своей преданности старому обряду, епископ, дабы не смущать верующих, служил по новому чину, крестился и благословлял троеперстием.

 http://marginalt.livejournal.com/106465.html

*

Некоторые из свидетельств о епископе Симоне сохранились. Так, А.Е. Еварестова, дочь протоиерея Уфимского кафедрального собора, и прихожанка Воскресенского собора В.К. Иванова вспоминали: «Приехал к нам в Уфу вместе с дочкой… новый архиерей, хороший, славный, жил он в Дубничках. Владыку этого очень все как-то сразу полюбили, всех как-то сразу он объединил. …Владыка Симон был строжайших правил, постник великий, у него корки хлеба лишней не было, не то, что запасов каких. Безсребреник был, очень добрый, всю зарплату свою раздавал, всем помогал. Кто бы к нему ни пришел, он тут же поможет, до того доходило, что последнее отдает. Бывало, придут, скажут: «Ну, что же, Владыка, есть-то будем?» А он: «Бог поможет!» И действительно, соседи знали, что он такой: «Вот, владыка, мы рыбу поймали и принесли», или еще кто что принесет. Он: «Ну, вот и слава Богу, принесли – и хорошо». И еще, почему на него было покушение – потому что он был большой проповедник, и к слову его прислушивались. Где он служит, туда валом народ шел – умел донести слово до народа, до сердца каждого. Притягательным был, как магнит».

http://nds.nne.ru/content/223/221

 

1873 г. — родился в Симбирской губернии в семье крестьянина-раскольника Ивана Григорьевича Шлеева.

11 апреля 1876 г. — в возрасте 3-х лет  Семен был присоединен к Православию. Учился в Лысковском духовном училище, затем Нижегородской духовной семинарии.

1899 г. — окончил в Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 17 января 1900 г. — рукоположен во священника к единоверческой церкви Казани.

7 февраля 1905 г. — назначается священником Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга.

22 ноября 1907 г. — настоятель Никольской единоверческой церкви.

16 июня 1918 г. — был хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном в Александро-Невской Лавре и назначен на новоучреждённую единоверческую кафедру епископом Охтенским.

С 1920 г. — единоверческий епископ Уфимский.

В феврале 1921 г. — назначен на кафедру в Уфу правящим епископом.

5 (18) августа 1921 г. — убит при возвращении в свою резиденцию из кафедрального собора.

Шлеев С. И. «Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви». С. Петербург. 1901 г.

Зимина Н. П. Путь на Голгофу. «Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского» (в двух томах). — М.: Изд-во ПСТГУ, 2005.

 

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

Древо. Открытая православная энциклопедия

О Новосвященномученике еп. Симоне Уфимском (Шлееве)

Священномученик Симон единоверческий епископ Охтенский

 

 Лит.:

  1. Церк. Ведом., 1918, № 21-22, 163.
  2. ЭМП, 1950, № 6, 42-43.
  3. Прот. Засед. Сов. Каз. Д. А. за 1895 г., 270.
  4. Прот. Засед. Сов. Каз. Д. А. за 1899 г., 103.
  5. ФАМ II, № 80, 8.
  6. Заметки и дополнения Е.М.
  7. Регельсон Лев. Трагедия русской Церкви. Париж, 1977, 526.
  8. Церковный Вест. Западно-европ. Екзархата, 1930 , 11, 6.
  9. Путь на Голгофу: В 2 томах, Т. 1: Зимина, Н.П. Жизнеописание священномученика Симона [(Шлеева)], епископа Охтенского; Т. 2: Духовное наследие священномученика Симона, епископа Охтенского, Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.