Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Св. Царь-мученик Николай Александрович (1868–1918)

Император и Самодержец Всероссийский

Дни памяти
4 (17) июля; Собор Санкт-Петербургских святых – третье воскресенье по Пятидесятнице.
Храмы
Федоровский собор в Царском Селе

Будущий Император Николай II Романов родился 6(19) мая 1868 г. Отец его Александр III дал сыну полувоенное строгое воспитание, у Цесаревича навсегда сложилась привычка к скромному быту, простой пище и усердным занятиям. Мальчик рос в атмосфере православного благочестия, и с раннего детства ему присуще было глубокое религиозное чувство. Знавшие его передают, что Царственный ребенок, слыша рассказы о Страстях Спасителя, всей душой сострадал Ему и даже размышлял, как бы спасти Его от иудеев.

В 1894 г., после смерти отца, Николай Александрович вступил на Российский Престол и в том же году женился на Гессенской принцессе Аликс, которая получила в Святом Крещении имя Александра Федоровна. Коронационные торжества были омрачены несколькими случайными трагедиями, которые в народе воспринимались как зловещие предзнаменования.

У Царственной Четы родилось пятеро детей: дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын – наследник Алексей. Своих детей Государь воспитывал так же, как был воспитан сам – в духе православной веры и народных традиций: всей Семьей часто посещали Богослужения, говели. Императрица Александра, родившаяся в лютеранстве, как и сестра ее – преподобномученица Елизавета, всей душой восприняла Православие и благочестием выделялась даже среди русских людей. Она любила долгие, чинные уставные службы, за ходом богослужения всегда следила по книгам. Неудивительно, что легкомысленное придворное общество почитало ее ханжой и святошей.

Государь активно участвовал в церковной жизни, гораздо больше, чем его предшественники: в царствование Николая II по России и за рубежом было открыто 250 монастырей и более 10 тысяч церквей. За время его правления было прославлено больше святых, чем за прежние 2 века. При этом, Император должен был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации столь почитаемых ныне Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Иоанна Тобольского. Высоко чтил Николай II св. Иоанна Кронштадтского, а праведный Иоанн нередко призывал народ стоять за своего Царя, предсказывая, что иначе Господь отнимет Царя у России и попустит ей правителей, которые всю землю зальют кровью.

Глубокая искренняя вера Царя сближала его с простым народом. Впрочем, покровительствовал Государь и другим религиям, поэтому любили его не только православные; например, личную охрану Императора составляли кавказцы-мусульмане. Иногда веротерпимость Царя даже шла против интересов Православной Церкви.

К Царскому служению Государь относился как к своему священному долу. Образцом политика для него был царь Алексей Михайлович – одновременно реформатор и бережный хранитель национальной традиций и веры. В государственных делах Николай II исходил из религиозно-нравственных убеждений. По его инициативе заключены знаменитые Гаагские конвенции о гуманном ведении войны, а вот его предложение о всеобщем разоружении остались непонятыми.

С начала первой мировой войны Государь все время был со своей армией, лично руководил, хотя и не всегда удачно, военными действиями, много общался с солдатами. Императрица с дочерьми стали сестрами милосердия и ухаживали за ранеными. Личное участие царской фамилии в подвиге войны помогало и народу терпеливо нести этот подвиг. Однако, прозападная интеллигенция, уже до войны отпавшая от народных традиций и веры, теперь, воспользовавшись трудностями военного времени, активизировала свою деятельность православия и монархии. Несомненно, что Николай II совершал значительные просчеты во внешней и внутренней политике, он глубоко переживал их и в несчастьях Отечества был склонен видеть свою личную вину.

К весне 1917 года в царском окружении созрел заговор по устранению от власти Николая II. 2 марта, преданный ближайшими людьми, Государь вынужден был подписать Отречение от Престола в пользу своего брата Михаила. «Я не хочу чтобы хотя бы одна капля русской крови пролилась за меня», – сказал Николай Александрович. Великий князь Михаил отказался принять корону, и монархия в России пала. Бывший император и его Семья были арестованы Временным правительством.

Государь Николай Александрович родился в день памяти Иова Многострадального и часто повторял, что это совпадение не случайно: Государь, по свидетельству многих, предчувствовал те несчастья, которые выпадут на его долю, и в последний год своей жизни Николай II безропотным перенесением скорбей действительно уподобился древнему праведнику. Вместе с Государем тот же крест несли и все члены его Семьи. Оказавшись под стражей, они подвергались непрестанным унижениям издевательствам, охранникам доставляла удовольствие власть над бывшим Самодержцем. Особенно тяжелое время переживали царственные узники, попав в руки большевиков. Вместе с тем, они держались с неизменным спокойствием и беззлобием, казалось, они вовсе нечувствительны к притеснениям и оскорблениям. Самые жестокосердые конвоиры, столкнувшись с кротостью бывшего Царя и его Семьи, вскоре проникались к ним сочувствием, и потому начальству приходилось часто менять охрану. В заточении императорская Семья не оставляла молитву, чтение Священного Писания. По воспоминаниям палачей, узники поражали всех своей религиозностью. Духовник, допущенный исповедывать их, свидетельствует об удивительной нравственной высоте, на которой находились эти страдальцы, в особенности дети, как будто совершенно чуждые всякой земной грязи. По дневникам и письмам царской Семьи видно, что более всего страданий доставляли им не собственные их несчастья, например постоянные болезни детей, а судьба гибнущей на глазах России. Внешне спокойный, Государь писал: «Лучшее время для меня ночь, когда могу хоть немного забыться».

26 апреля 1918 года царскую Семью перевозят в Екатеринбург в дом инженера Ипатьева, так как большевики опасались, что узников освободит наступающая Белая армия. Ужесточается режим: запрещаются прогулки, двери в комнаты не закрывались – охрана могла войти в любой момент. 16 июля из Москвы была получена шифрограмма, содержавшая приказ казнить Романовых. В ночь с 16 на 17 июля узников спустили в подвал под предлогом скорого переезда, затем внезапно появились солдаты с винтовками, был поспешно зачитан «приговор», и тут же охрана открыла огонь. Стрельба была беспорядочной - солдатам перед этим выдали водку – поэтому святых мучеников добивали штыками. Вместе с царской Семьей погибли слуги: врач Евгений Боткин, фрейлина Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Трупп, до конца сохранившие им верность. После расстрела тела отвезли за город на заброшенную шахту в урочище Ганина яма, где их долго уничтожали с помощью серной кислоты бензина и гранат. Существует мнение, что убийство было ритуальным, о чем свидетельствуют надписи на стенах комнаты где страстотерпцы приняли смерть. Дом Ипатьева в 70-е годы был взорван.

Во все время советской власти на память святого царя Николая изливалась неистовая хула, тем не менее, многие в народе, особенно в эмиграции, с самого момента его гибели почитали царя-мученика. Бесчисленные свидетельства о чудесной помощи по молитвам к Семье последнего российского Самодержца; народное почитание царственных мучеников в последние годы двадцатого столетия стало настолько широким, что в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной Церкви Государь Николай Александрович, Государыня Александра Федоровна и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия причислены к лику святых страстотерпцев. Память их совершается в день их мученической кончины – 17 июля.

Страстотерпец – наименование христианских мучеников. В принципе это наименование может прилагаться ко всем мученикам, претерпевшим страдание (страсть, лат. passio) во имя Христово. Преимущественно же это наименование относится к тем святым, которые претерпевали страдания и смерть с христианской кротостью, терпением и смирением и в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры. Нередко святые страстотерпцы принимали мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер их подвига – беззлобие и непротивление врагам. Так, в частности, нередко именуются святые мученики Борис и Глеб, святой Димитрий Царевич.

 

http://www.p-blagovest.ru/chtenie/sbsdb/

 

 

 

Тропарь, глас 4.(св. Царственным мученикам)
Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную Царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучшиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/о, Святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любве к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите/ и душам нашим велию милость.

Нуждам Православной Церкви Император уделял огромное внимание во все время своего царствования. Как и все российские императоры, Николай II щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император сам участвовал в закладке новых храмов и других церковных торжествах. Личное благочестие Государя проявилось и в том, что за годы его царствования было канонизировано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников. За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Ермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.). При этом Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Император Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

*

Стремление привносить в государственную жизнь христианские религиозно-нравственные принципы своего мировоззрения всегда отличало и внешнюю политику Императора Николая II. Еще в 1898 году он обратился к правительствам Европы с предложением о созыве конференции для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. Следствием этого стали мирные конференции в Гааге в 1889 и 1907 годах. Их решения не утратили своего значения и до наших дней.

*

Накануне Первой мировой войны народонаселение Российской империи составляло 182 миллиона чел., причем  за время царствования императора Николая II оно увеличилось на 60 млн.

 

 

Выдержки из «ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КАНОНИЗАЦИИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
ИЗ ДОКЛАДА МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ,
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ».

 

«Как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из своих религиозно-нравственных принципов. Одним из наиболее распространенных аргументов против канонизации Императора Николая II являются события 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге. В исторической справке Комиссии по данному вопросу мы указываем: познакомившись вечером 8 января с содержанием гапоновской петиции, носившей характер революционного ультиматума, не позволявшей вступить в конструктивные переговоры с представителями рабочих, Государь проигнорировал этот документ, незаконный по форме и подрывающий престиж без того колеблемой в условиях войны государственной власти. В течение всего 9 января 1905 года Государь не принял ни одного решения, определившего действия властей в Петербурге по подавлению массовых выступлений рабочих. Приказ войскам об открытии огня отдал не Император, а Командующий Санкт-Петербургским военным округом. Исторические данные не позволяют обнаружить в действиях Государя в январские дни 1905 года сознательной злой воли, обращённой против народа и воплощённой в конкретных греховных решениях и поступках.

С началом Первой мировой войны Государь регулярно выезжает в Ставку, посещает воинские части действующей армии, перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы, одним словом, все, что играло роль в ведении этой войны.

Императрица с самого начала войны посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия вместе со старшими дочерьми – Великими Княжнами Ольгой и Татьяной, – она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете.

 

Царская семья

Император рассматривал пребывание на посту Верховного Главнокомандующего как исполнение нравственного и государственного долга перед Богом и народом, впрочем, всегда представляя ведущим военным специалистам широкую инициативу в решении всей совокупности военно-стратегических и оперативно-тактических вопросов.

Комиссия выражает мнение, что сам факт отречения от Престола Императора Николая II, непосредственно связанный и с его личными качествами, в целом является выражением сложившейся тогда исторической обстановки в России.

Он принял это решение лишь в надежде, что желавшие его удаления сумеют все же продолжать с честью войну и не погубят дело спасения России. Он боялся тогда, чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду неприятеля. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови.

Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придаёт его поступку подлинно нравственный характер. Неслучайно, при обсуждении в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора вопроса о заупокойном поминовении убиенного Государя Святейший Патриарх Тихон принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как Императора.

За многими страданиями, перенесенными Царской Семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке.

Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

 

http://www.rosimperija.info/post/12

6 мая 1868 г. — родился в день Святого Праведного Иова Многострадального.

20 мая 1868 г. — крещён в Воскресной церкви Большого Царскосельского дворца.

6 мая 1884 г. — по достижении совершеннолетия (для наследника), принёс присягу в Большой церкви Зимнего дворца.

1884 г. — первая встреча шестнадцатилетнего Наследника Цесаревича Николая Александровича с юной принцессой Алисой (будущей императрицей Александрой Федоровной).

14 ноября 1894 г. — состоялось венчание Николая II и Александры Федоровны.

14 мая1896 г. — коронационные торжества в Москве, Венчание на царство, над царской четой было совершено Таинство миропомазания.

3 ноября 1895 г. – рождение первой дочери Великой княжны Ольги.

29 мая 1897 г. — рождение второй дочери великой княжны Татианы.

14 июня 1899 г. — рождение третьей дочери великой княжны Марии.

5 июня 1901 г. — рождение четвертой дочери великой княжны Анастасии.

12 августа 1904 г. — рождение наследника царевича Алексея.

1913 г. – торжества в Москве и Петербурге по случаю 300-я дома Романовых.

19 июля (1 августа) 1914 г. — Германия объявила России войну.

22 августа 1915 г. — Государь принимает на себя командование всеми вооруженными силами России.

6 августа 1917 г. — Царская семья прибыла в ссылку в Тобольск.

2 марта 1917г. — Царь принял решение об отречении от престолав пользу сына при регентстве великого князя Михаила Александровича.

8 марта 1917 г. — Николай II арестован в Могилеве и отправлен в Царское село, как «полковник Романов».

9 марта – 30 июля 1917 г. — арест и содержание Царской семьи в Царском селе.

6 августа 1917 г. — начала апреля 1918 — ссылка в г. Тобольск, Царская семья живет в бывшем доме губернатора и имеет возможность посещать церковь.

Апрель 1918 г. — Царская семья перевезена в Екатеринбург, и размещена в частном доме бывшего инженера Н.Н. Ипатьева.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. — Царская семья расстреляна.

«Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду…».

Преподобный Иоанн Кронштадтский. 1905 г.

*

Простой в обращении, без всякой аффектации, Он имел врождённое достоинство, которое никогда не позволяло забывать, кто Он. Вместе с тем Николай II имел слегка сентиментальное, очень совестливое и иногда очень простодушное мировоззрение старинного русского дворянина… Он мистически относился к Своему долгу, но и был снисходителен к человеческим слабостям и обладал врождённой симпатией к простым людям — в особенности к крестьянам. Зато Он никогда не прощал то, что называл «тёмными денежными делами».

Баронесса С. К. Буксгевден. Цит. по  Боханов А. Н. Николай II / А. Н. Боханов. — М.: Вече, 2008. С. 16.

*

«Отличительной чертой Императора Николая II, по единодушному свидетельству всех, кто Его знал, было почти мистическое понимание Своего долга. Там, где Он видел выполнение обязанности Монарха, Государь, обычно уступчивый, становился непобедимо упорным».

И.П. Якобий. «Император Николай II и революция»

*

"Император Николай II не любил торжеств, громких речей, этикет Ему был в тягость. Ему было не по душе все показное, искусственное, всякая широковещательная реклама.
При этом Государь обладал совершенно исключительным личным обаянием. В тесном кругу, в разговоре с глазу на глаз, Он умел обворожить своих собеседников, будь то высшие сановники или рабочие посещаемой им мастерской".

С.С.Ольденбург. Царствование императора Николая II

 

*

21 марта 1917 г. А.Керенский, новый министр юстиции, встретился в Царском Селе с арестованным Николаем Александровичем. Позднее Керенский заметил о своём собеседнике: "Обезоруживающе обаятельный человек!". После второго свидания с Государем Керенский признался: "А ведь Николай II далеко не глуп вопреки тому, что мы о нём думали".(Под словом "мы" он, очевидно, подразумевал революционеров и членов думской оппозиции, которые уже создали для себя определённый "портрет" Государя).
"Керенский был очарован приветливостью, естественно излучающейся Николаем II, и несколько раз спохватывался, что называл его: "Государь..."".

М.Палеолог. Царская Россия накануне революции. http://az.lib.ru/p/paleolog_m/text_0010.shtml

 

*

"Когда император Николай II вступил на престол, то от него светлыми лучами исходил, если можно так выразиться, дух благожелательности; он сердечно и искренне желал России в её целом - всем национальностям, составляющим Россию, всем её подданным - счастья и мирного жития, ибо у императора, несомненно, сердце весьма хорошее, доброе...
Император Николай II обладает особым даром очарования. Я не знаю таких людей, которые, будучи первый раз представлены Государю, не были бы им очарованы; он очаровывает как своею сердечною манерою, обхождением, так и в особенности и своей удивительной воспитанностью, ибо мне в жизни не приходилось встречать по манере человека более воспитанного, нежели ныне царствующий Император Николай II".

С.Ю. Витте. Воспоминания

 *

"Десять лет я был докладчиком у Государя, я хорошо знаю его характер и могу сказать по совести, что сознательно он никому не причинил зла, а своему народу, своей стране он желал одного - величия, счастья, спокойствия и преуспевания. Как всякий, он мог ошибаться в средствах, по мнению тех, кто его теперь так жестоко судит. Он мог ошибаться в выборе людей, окружавших его, но за все 10 лет моей службы при нем, в самых разнообразных условиях и в самую трудную пору последнего десятилетия я не знал ни одного случая, когда бы он не откликнулся самым искренним порывом на все доброе и светлое, что бы ни встречалось на его пути. Он верил в Россию, верил в особенности в русского человека, в его преданность себе и не было тех слов этой веры, которых бы он не произносил с самым горячим убеждением. Я уверен, что нет той жертвы, которую бы он не принес в пользу своей страны, если бы только он знал, что она ей нужна. Быть может - повторяю - он не всегда хорошо окружен, его выбор людей мог быть не всегда удачен, но в большинстве ошибок, если они и были, виноват был не он, а его окружающие. Я знаю это по себе. Не мало было случаев, когда мне приходилось говорить открыто не то, что Государь хотел слышать от меня, но я не помню ни одного случая, когда я не имел возможности направить дело так, как мне казалось лучше для блага страны и его самого, и каждый раз Государь не только принимал мои возражения без всякого неудовольствия, но и благодарил меня за то, что я ему говорил правду и делал это открыто".

В.Н.Коковцов. Из моего прошлого.Воспоминания. 1903-1919 гг.

*

«... тот строй, который в Нем воплощался, которым Он руководил, которому Своими личными свойствами Он придавал жизненную искру – к этому моменту [к февралю 1917 года!] выиграл войну для России. Вмешивается темная рука, сначала облеченная безумием. Царь сходит со сцены. Его и всех Его любящих предают на страдание и смерть. Его усилия преуменьшают; Его действия осуждают; Его память порочат... Остановитесь и скажите: кто же другой оказался пригодным? Держа победу уже в руках, Россия пала на землю...»

У.Черчилль. Мировой кризис 1916-1918. С. 223-225

 

Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно...
Какие прекрасные лица,
И как это было давно.
Какие прекрасные лица,
Но как безнадёжно бледны -
Наследник, Императрица,
Четыре Великих княжны.

      Георгий Иванов

 

Из Дневников:

 «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой».

 «Ответственность несу я, и поэтому я желаю быть свободным в своем выборе».

 «Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их мне, а потому прощаю вину их».

 «Пусть же все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный родитель».

 «Священный обет перед лицом Всевышнего всегда иметь единою целью преуспеяние, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех верноподданных».

 «Величие русского царя заключается не в войнах и победах, не в богатстве и славе. Оно заключалось в служении Христу и России. России не только сегодняшней, земной и материальной, но и России духовной, вселенской, России будущего века».

 «Я берег не самодержавную власть, а Россию. Я не убежден, что перемена формы правления даст спокойствие и счастье народу».

 «Кругом измена и трусость, и обман!»

Святые страстотерпцы Николай II и царица Александра

Благоверный царь Николай Александрович и его семья

Мифы о святом Царе-Страстотерпце Николае II

ПСТГУ

Екатеринбургский останки

 Лит.:

  1. В память Священного коронования Их Имп. Величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны в Москве 14 мая 1896 года. СПб., 1896;
  2. Путешествие по России и за границей Их Имп. Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, 13 авг.- 19 окт. 1896 г. СПб., 1896;
  3. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православно-русских церквей / Сост. прот. А. П. Мальцев. СПб., 1903;
  4. Гастфрейд Н. А. Обзор благотворительных учреждений в Германии. СПб., 1905;
  5. Шамборант А. В. Русский Царь с Царицею на поклонении московским святыням. СПб., 1909;
  6. Бельский Л. Легенды и повести о Святой Елисавете Венгерской, ландграфине Тюрингенской. М., 1910;
  7. Из моего альбома: 60 фотогр. снимков Е. И. В. Государыни Имп. Александры Феодоровны. Пг.; М., 1915;
  8. Березин В. Л. Святой пример царственных женщин. Пг., 1916;
  9. Щеглов В. В. Собственные Е. И. В. библиотеки и арсеналы: Крат. ист. очерк, 1715-1915. Пг., 1917;
  10. Жильяр П. Император Николай II и его семья. Вена, 1921. М., 1991р;
  11. Кологривов К. Арест государыни императрицы Александры Феодоровны и августейших детей их величеств // Рус. летопись. 1922. Кн. 3;
  12. Лукомский Г. К. Последняя ночь в Александровском дворце // Накануне. 1922. № 189. 18 нояб. С. 2-3;
  13. Витте С. Ю. Воспоминания. М.; Пг., 1923. Т. 1;
  14. Гурко В. И. Царь и царица. П., 1927;
  15. Шуленбург В. Э. Воспоминания об Императрице Александре Феодоровне. П., 1928;
  16. Buxhoeveden S. The life and Tragedy of Alexandra Fedorovna, Empress of Russia. L., 1928;
  17. Орем С. И. Заговор: Ист. заметки. Белград, 1931;
  18. Польский М., прот. Государь император Николай II и его семья - новые мученики российские. Джорд., 1949. Ч. 1. С. 218-264;
  19. Мельгунов С. Екатеринбургская драма: (Из неизд. кн. «Революция и царь») // Возрождение. 1949. Июль. С. 13-21;
  20. Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Н.-Й., 1954. М., 1996. 2 т.;
  21. Almedingen E. M. The Empress Alexandra. L., 1961;
  22. Из бумаг А. В. Тырковой-Вильямс: Запись рассказа кнг. С. Васильчиковой // Возрождение. 1964. № 156. Дек. С. 94-100;
  23. Андоленко С. Клевета на императрицу // Там же. 1968. № 204. Дек.;
  24. Киселев А., прот. Память их в род и род...: То, что надо знать, сохранить, донести. Н.-Й., 1981. М., 1990р;
  25. Паломничество царя-мученика благочестивейшаго Государя имп. Николая Александровича. Н.-Й., 1986;
  26. Гибель царской семьи: Мат-лы следствия по делу об убийстве царской семьи (авг. 1918 - февр. 1920) / Сост. Н. Росс. Франкфурт-на-Майне, 1987;
  27. Руднев В. М. Правда о царской семье и «темных силах» // Светлый отрок: Сб. ст. о царевиче-мученике Алексее и др. царственных мучениках. М., 1990;
  28. Соколов Н. А. Убийство Царской семьи. М., 1990;
  29. Дитерихс М. К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. М., 1991. 2 ч.;
  30. Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1992;
  31. Мэсси Р. Николай и Александра. М., 1992;
  32. Российский императорский дом: Дневники. Письма. Фотографии / Сост. А. Н. Боханов, Д. И. Исмаил-Заде. М., 1992;
  33. Волков А. А. Около Царской семьи. М., 1993;
  34. Земляниченко М. А., Калинин Н. Н. Романовы и Крым. М., 1993;
  35. Мельник (Боткина) Т. Воспоминания о царской семье и ея жизни до и после революции. М., 1993;
  36. Радзинский Э. С. «Господи... спаси и усмири Россию»: Николай II: жизнь и смерть. М., 1993;
  37. Федорова В. Царские библиотеки // Родина. 1993. № 11. С. 32-35;
  38. Воейков В. Н. С царем и без царя. М., 1994;
  39. Николай и Александра: Двор последних русских императоров, кон. XIX - нач. XX в.: Кат. выст. / Сост. Е. А. Анисимова и др. СПб., 1994;
  40. Болотин Л. Царское дело: Мат-лы к расследованию убийства Царской Семьи. М., 1996;
  41. Мефодий (Кульман), еп. Из духовного сокровища Царской семьи // ЖМП. 1996. № 11. С. 68-73;
  42. Платонов О. А. Терновый венец России: Николай II в секретной переписке. М., 1996;
  43. Иванова Т. К., Логунова Е. П. Николай II и его семья в Петергофе. Петергоф, 1997;
  44. Боханов А. Н. Николай II. М., 1998;
  45. Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра: Любовь и жизнь. М., 1998;
  46. Подурец А. М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Н. Новг., 1998;
  47. Пчелов Е. В. Генеалогия рода Романовых, 1855-1997. М., 1998;
  48. Рябов Г. Т. Как это было: Романовы: сокрытие тел, поиск, последствия. М., 1998;
  49. Сергий (Страгородский), архим. Письма из Сарова 13-22 июля 1903 года. М., 1998;
  50. Тайны Коптяковской дороги: Дело веры: Мат-лы к рассмотрению вопроса о так называемых Екатеринбургских останках, предположительно принадлежащих к членам царской семьи и верным слугам их. М., 1998;
  51. Соколов Н. А. Предварительное следствие, 1919-1922 гг. // Рос. архив. М., 1998. Вып. 8;
  52. Ден Ю. Подлинная Царица: Восп. близкой подруги имп. Александры Федоровны. СПб., 1999;
  53. Канонизация святых в XX в. / Комис. Свящ. Синода РПЦ по канонизации святых. М., 1999;
  54. Несин В. Н. Зимний дворец в царствование последнего императора Николая II (1894-1917). СПб., 1999.
  55. Сургучев И.Д. Детство Николая II. СПб., 2002.

Ист.:

  1. Письма императрицы Александры Феодоровны к императору Николаю II / Пер. с англ. В. Д. Набокова. Берлин, 1922. Т. 1-2;
  2. Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Пг.-Л., 1923-1927. Т. 3-5;
  3. Падение царского режима: Стеногр. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следств. комис. Временного правительства. М.; Л., 1924-1927. 7 т.;
  4. Дневник императора Николая II, 1890-1906. М., 1991;
  5. Дневники императора Николая II. 1894-1918. М., 1992;
  6. Материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи. [М.], 1996;
  7. Письма святых царственных мучеников из заточения. СПб., 1996р;
  8. Определения Священного Синода // ЖМП. 1998. № 4. С. 10;
  9. К проблеме «екатеринбургских останков»: [Мат-лы] // Там же. С. 30-49;
  10. Покаяние: Мат-лы правительственной комис. по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II и членов его семьи. М., 1998;
  11. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.