Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Престольный праздник отметили в храме священномученика Серафима Петроградского

"Сегодня мы вспоминаем одного из подвижников первой половины ХХ века, который своими жизнью, верой, делами, мыслями, творчеством засвидетельствовал преданность Господу даже до смерти, - сказал владыка в проповеди после чтения Евангелия. - Но прежде чем Господь судил будущему священномученику митрополиту Серафиму принести на алтарь свою жизнь, он всем своим поведением, всем своим образом всегда выражал искреннюю веру в Бога. До того как стать священнослужителем, Леонид Чичагов был офицером. И хотя светская служба сильно отличается от церковной, будущий священномученик во главу угла всегда ставил православную веру. И будучи офицером и аристократом, он всегда соизмерял свои поступки и дела с евангельскими нормами и принципами, которые несет Святая Церковь в этот мир в течение двух тысяч лет".  "А чему учит нас Святая Церковь? - продолжил епископ Серафим. - Она прежде всего призывает нас следовать дорогой веры, любви и правды. Вера нам необходима, чтобы соединиться с Богом, восстановить разрушенный через грехопадение божественный замысел о мире и человеке и войти в прежние, первозданные, гармоничные взаимоотношения с нашим Творцом и Создателем. Любовь необходима, чтобы совершить самую главную заповедь нашей веры: "Возлюби Господа Бога твоего и ближнего своего, как самого себя" (Мк. 12:30-31). Любовь является деятельным выражением нашей веры. Под любовью мы подразумеваем и это высочайшее качество нашего духа, и, одновременно, конкретные дела, без которых считаться подлинно верующим человеком нельзя. И, наконец, мы должны проследовать дорогой правды, потому что Бог есть правда. Если задуматься о термине "правда", то это - синоним слова "закон". Бог создал мир по определенным законам, духовным и физическим. Бог ничего не предает хаосу, все держится в устроенном порядке. И если мы подчиняемся законам физики, мы предохраняем себя от многих опасностей. Например, мы знаем, что существует закон всемирного тяготения, и поэтому невозможно выйти с пятого этажа и сохранить себе жизнь. Точно так же действуют законы и в мире духовном, нарушать которые нельзя. Если человек нарушает духовную правду, он встает перед опасностью духовной гибели". "Священномученик Серафим, митрополит Петроградский, угодил Богу всем, чем только мог. Мы знаем, что он много потрудился для прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, за что, наверное, не случайно Господь в монашеском постриге сподобил его носить имя Серафим. Ему пришлось нести архиерейское служение, и по сути своей нелегкое, в очень трудные времена гонений на Церковь, которые начались после 1917 года. Но священномученик Серафим был несгибаем, не поддавался никаким проискам врагов духовных и телесных, не боялся никого, кроме Господа Бога. Все испытания он перенес с достоинством. Как по происхождению он был аристократом, так и в своем служении он явился аристократом духа. Мы знаем, что земная вражда - это противодействие сильных, и один пытается побороть другого. А в ситуации духовной вражды силы зла нередко восстают на человека, который с физической точки зрения немощен, не может оказать какое-либо противодействие. Но диавол все равно борется с таким человеком, потому что волнует его в первую очередь не физическое состояние, а сила его духа, чистота сердца и души. Митрополит Серафим на момент своего ареста был уже пожилым и очень больным человеком. Его вынесли из дома на носилках и привезли в тюрьму, совершили над ним неправый суд и предали смерти. Казалось бы, что этот немощный старик мог сделать против большевистской власти? Ничего, он ведь практически был прикован к постели! Но диаволу не давала покоя сила духа священномученика Серафима, потому что многие люди, глядя на его стойкость, возгорались верой в Бога. Сила Божия, по слову апостола, совершается в немощи (2 Кор. 12:9), и мученическая смерть митрополита Серафима явилась ни чем иным, как торжеством веры. Перейдя от временной жизни в вечность через мученичество, он засвидетельствовал свою непоколебимость в вере, стойкость в уповании на Господа Бога. Священномученик Серафим Петроградский имеет большое значение для всей Церкви Русской. Его служение соединяет и обе столицы, и многие города и епархии нашей Церкви. Своей жизнью, своей личностью он свидетельствует, что и мы должны быть едины в своей вере, в своем уповании, в своем взгляде на историю нашего Отечества и нашей Церкви", - завершил проповедь владыка Серафим. По завершении Божественной литургии владыка освятил храмовую икону святых царственных страстотерпцев. Иерей Илия Макаров поблагодарил владыку за молитву и отметил, что в храме, посвященном священномученику Серафиму, молятся активные миряне - слушатели епархиальных курсов, которые по завершении обучения станут помощниками священнослужителей на приходах. Он напомнил, что в этом флигеле до переезда в ныне существующее здание находилась духовная семинария: "Мы продолжаем этот путь учения, постижения истины и совершенствования себя как добрых христиан". Отметил он также, что в годы советской власти эти помещения занимал завод, это было вредное производство, и множество рабочих потеряли здоровье: "Поэтому так важна молитва на этом месте - и за людей, которые здесь когда-то учились, и за людей, которые здесь впоследствии трудились. Мы верим, что по молитвам небесных покровителей Санкт-Петербурга, в том числе и священномученика Серафима, наш город был сохранен во время войны". Совместно с директором центра изучения христианских реликвий Михаилом Артеевым отец Илия подарил владыке ковчег с частицей мощей великомученицы Варвары. Священномученик Серафим (в миру Леонид Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге. Был офицером-артиллеристом. В 1877-1878 годах принял участие в Русско-турецкой войне, отмечен боевыми наградами. В 1878 году поручик Леонид Чичагов встретился с праведным Иоанном Кронштадским и стал его духовным сыном. В 1879 году Леонид Чичагов женился, в браке родились четыре дочери. Оставил в 1890 году военную службу, переехал в Москву. В 1893-м рукоположен в диакона, затем во пресвитера. В 1896 году вышло в свет первое издание составленной им "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря"; впоследствии отец Леонид подарил книгу императору Николаю II. Овдовев, в 1898 году был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в постриге получил имя Серафим. В 1902 году по повелению императора и определению Святейшего Синода ему были поручены подготовительные работы к канонизации Серафима Саровского, состоявшейся в 1903 году. Написал житие преподобного, выпустил второе издание "Летописи", был одним из организаторов церемонии прославления преподобного. В 1905 году был хиротонисан во епископа Сухумского. В феврале 1928 года митрополит Серафим был назначен на Ленинградскую кафедру. В октябре 1933 года почислен на покой, вернулся в Москву. Писал иконы, был автором нескольких музыкальных произведений. В ноябре 1937 года владыка был арестован, 7 декабря по решению "тройки" при УНКВД СССР по Московской области митрополит Серафим приговорен к расстрелу. Расстрелян 11 декабря 1937 года на полигоне НКВД в Бутове. В ноябре 1988 года полностью реабилитирован. Прославлен Русской Православной Церковью в 1997 году. Домовая церковь священномученика митрополита Серафима была открыта в одной из учебных аудиторий епархиальных курсов при ОРОиК и освящена малым чином 10 октября 2014 года. В новом помещении храм был освящен 6 ноября 2017 года. ИА "Вода живая", 11.12.18
  • 11 декабря 2018 в 00:00