Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Состоялась дискуссия о Поместном Соборе 1917-1918 годов

Ведущими дискуссии стали ученый секретарь Свято-Филаретовского института Юлия Балакшина и старший научный сотрудник ГМИР Александр Буров. Профессор и заведующий кафедрой церковной истории СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов рассказал об условиях созыва Собора, который был бы невозможен без новой формы государственности, появившейся в стране. Он привел слова архиепископа Тамбовского Кирилла (Смирнова), будущего новомученика, сказанные им в марте 1917-го: "Мы в лице Временного правительства имеем вполне законную власть, которой Государь передал свои права, мы должны подчиняться ему". Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), глава монархистов, также признавал Временное правительство законным и призывал паству к повиновению ему. Архиепископ Тверской Серафим (Чичагов), монархист по убеждениям, впоследствии митрополит Петроградский и священномученик, писал: "Милостью Божией народное восстание обошлось без жертв. Государственное устройство перешло к новому правительству. Русская революция оказалась самой короткой и бескровной. Долг каждого поддержать новую власть, чтобы Временное правительство могло скорее приступить к созыву Учредительного собрания". "Все это говорит о глубоком разочаровании в существовавшей ранее форме правлении", - подытожил отец Георгий и отметил, что чаяния свободы для Церкви были велики. По мысли отца Георгия, в рамках Поместного Собора можно говорить о совместной работе Церкви и Временного правительства. В частности, был Временным правительством был принят закон о свободе совести, который поддержал Синод. Докладчик подчеркнул, что закон о свободе совести не означал отделения Церкви от государства, что сделали потом большевики. Временное правительство и Собор были солидарны также и в других вопросах - например, в том, чтобы оставить преподавание Закона Божия в школе. "Они объединились, чтобы дать свободу Церкви, но оба были обречены, - сказал отец Георгий. - Упущенные возможности заключаются в том, что лучшие представители русского общества, Церкви и государственности были готовы принять принципы свободы, а основное большинство русского народа от этой свободы решило отшатнуться. Мы и сейчас видим, что свобода не нужна ни Церкви, ни в Церкви, ни в обществе, ни в государстве. Это главная трагедия нашей истории. Для меня свобода немыслима без Христа, и раз нам не нужна свобода, нам не нужен Христос". Доцент кафедры социологии и религиоведения РГПУ имени Александра Герцена Дмитрий Головушкин отметил, что от Собора многие ждали уврачевания раскола в обществе и в Церкви, обострившегося в предреволюционные годы, но ожидания оказались напрасными. Председатель Общества любителей церковной истории иерей Илия Соловьев (Москва) отметил: "Собор не дал русской Церкви внятной церковной конституции. Все было направлено на существование свободной Церкви в свободном государстве, а ни того, ни другого не было до Собора, тем более - после". После октябрьского переворота ни о какой свободе Церкви говорить не приходится. Конференция "Религия и власть" началась 13 июня и продлится два дня. В году она посвящена окончанию работы Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. На Поместном Соборе Православной Российской церкви 1917-1918 годов были рассмотрены важнейшие вопросы жизни Церкви и общества, а процесс его подготовки был связан с критическим пересмотром различных сторон ее деятельности. Наиболее известное деяние Собора - восстановление патриаршества. ИА "Вода живая", 13.06.18
  • 13 июня 2018 в 00:00