Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Состоялась конференция "Православные эстонцы Петербурга. 1917: до и после"

С приветственным словом выступил настоятель протоиерей Феодор Любый. Он напомнил, что конференция приурочена к 110-летию основания храма и 100-летию основания Таллинской епархии и епископской хиротонии священномученика Платона Ревельского, а также к 100-летию октябрьских событий, изменивших жизнь в России. Ведущий научный сотрудник Института истории РАН Вадим Мусаев посвятил свой доклад православным храмам и подворьям в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале ХХ века. Он рассказал о том, что после отмены крепостного права наблюдался отток крестьян из остзейских губерний: они приезжали в Россию, чтобы приобрести надел земли и осесть здесь. Мигрировало и городское население. В основном приезжие из Прибалтики исповедовали лютеранство - в Санкт-Петербурге они группировались вокруг церкви святого апостола Иоанна на Офицерской (ныне действующий приход ЕЛЦИ), - но среди приехавших в столицу Российской империи выходцев из Прибалтики было немало и православных. Латышский приход был образован в надвратной церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" Александро-Невской лавры. Православные эстонцы были вынуждены ездить в Кронштадт, в Андреевский собор, где иногда служили на эстонском языке. В Санкт-Петербурге, правда, совершались отдельные богослужения на эстонском языке в различных храмах, в основном - в Воскресенском храме в Малой Коломне, но эстонцы хотели иметь свой храм с регулярными богослужениями. Эстонский приход был образован в 1894 году, его настоятелем стал протоиерей Павел Кульбуш. Докладчик коснулся истории строительства Свято-Исидоровского храма и рассказал об еще одном эстонском храме Санкт-Петербурга - подворье Пюхтицкого женского монастыря. Для подворья был пожертвован участок в Галерной гавани, богослужения совершались с 1901 года: сначала в находящемся на территории доме, потом во временной часовне. Храм Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1903 году по проекту архитектора Виктора Боброва. В послереволюционные годы храм ждала судьба всех монастырских подворий: в 1930-е он был закрыт. Перестроенное здание сохранилось, епархии оно не передано. Клирик Свято-Исидоровского храма, проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин рассказал о судьбе эстонского прихода и связанных с ним людей после революционных событий 1917 года. Отец Константин отметил, что источников по теме довольно мало, но динамику выстроить можно. Он подчеркнул, что приход держался вокруг выдающейся личности - протоиерея Павла Кульбуша и основанного им православного эстонского братства. Судя по сохранившимся источникам, деятельность прихода была хорошо организована, и поначалу революционные события эстонской общиной практически не ощущались. На приходе успешно функционировали организованные отцом Павлом школа для детей, дом для безработных девушек, гостиница, типография. Все учреждения были самоокупаемыми, поэтому, судя по приходным и расходным книгам, расходы были всегда вдвое меньше доходов. В отличие от других православных братств, которые в 1920-е возродились и боролись за сохранение православия, эстонское братство прекратило свое существование с упразднением всех входящих в него организаций, поскольку в основном его деятельность была подчинена решению прикладных задач, не было объединения непосредственно вокруг Церкви. В 1917 году, судя по сохранившейся переписке, основной задачей протоиерея Павла Кульбуша было вывести приход из подчинения непопулярному митрополиту Питириму (Окнову), и это ему удалось: он добился подчинения эстонского прихода непосредственно епископу Гдовскому Вениамину (Казанскому), будущему священномученику - их с отцом Павлом связывала дружба. Другой заботой отца Павла было... удешевление воска для производства свечей - он был председателем правления свечного завода. Докладчик рассказал, что статья отца Павла в "Церковном вестнике", где тот ратовал за развитие пчеловодства в Петроградской губернии, соседствовала с предвыборными программами партий, и первой была программа партии большевиков, составленная Троцким и Лениным, - вот такое историческое сближение. Известный церковный историк, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский рассказал о послереволюционной судьбе прихода. После Февральской революции наблюдался всплеск демократизации всех общественных институтов, в том числе и церковной жизни: мы знаем, что митрополит Вениамин был выбран на Петроградскую кафедру общенародным голосованием. Для выборов правящего архиерея был создан исполком; одним из восьми его членов был протоиерей Павел Кульбуш. В конце 1917 года отец Павел был пострижен в монашество и хиротонисан в епископа Ревельского; вскоре он принял мученическую кончину. В 1918 году благочиние эстонских приходов не возобновило работу. Новым настоятелем храма стал второй священник Александр Пакляр; клирик храма диакон Карп Эльб, впоследствии священномученик, был рукоположен митрополитом Вениамином во пресвитера. Свято-Исидоровская церковь просуществовала еще семнадцать лет. Надо отметить, что часть эстонцев вернулась на родину, стало больше русских прихожан. Важная черта приходской жизни: Свято-Исидоровская церковь была одним из немногих храмов в нашем городе, клир и прихожане которого не уклонились в обновленческий раскол. В храме служили правящие архиереи: митрополит Серафим (Чичагов), будущий священномученик, митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I. Несмотря на сопротивление приходского совета, в 1935 году храм был закрыт. Оставшиеся эстонцы перешли в Никольский собор, где иногда совершались богослужения на эстонском языке. Здание занимали различные организации; в 1993 году храм был возвращен епархии. Михаил Шкаровский подчеркнул, что все эстонские православные священники были расстреляны; большинство из них причислены к лику святых. На вопрос протоиерея Константина Костромина, почему не был прославлен протоиерей Александр Пакляр, Михаил Шкаровский ответил, что тот давал на допросах признательные показания. В беседе с корреспондентом ИА "Вода живая" протоиерей Константин Костромин рассказал, что занимается историей православных эстонцев в Санкт-Петербурге около двенадцати лет. Научная конференция на эту тему проходит в храме впервые. Когда представители Эстонской Православной Церкви приезжают в Санкт-Петербург, непременно посещают Свято-Исидоровский храм; в паломничество в Эстонию клир и прихожане храма ездили один раз. Материалы конференции выйдут отдельной брошюрой: помимо трех прозвучавших докладов в издание войдут жития небесных покровителей Свято-Исидоровского храма - священномучеников епископа Платона Ревельского и протоиерея Карпа Эльба. ИА "Вода живая", 08.10.17
  • 08 октября 2017 в 00:00