Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Выставка музыкальных рукописей открылась в РНБ

Тема выставки  связана с главной темой чтений этого года - 100-летием революции и начала гонений на Церковь. Чтения посвящены памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской - иерархов, священнослужителей, монахов и мирян. Уже с XII века в русском церковно-певческом искусстве появляются упоминания о христианских мучениках, их мужестве и непоколебимой вере, противостоящей жестокости язычников, захватчиков-иноверцев. На выставке  представлены ранее неизвестные рукописные источники, шедевры русской рукописной книги, подлинные рукописи русских композиторов - например, уникальные рукописи из коллекции Павла Богданова, относящиеся к XVII веку, духовные стихи о святителе Гермогене, принадлежащие перу композитора Михаила Ипполитова-Иванова. "Ипполитовым-Ивановым был создан юбилейный сборник накануне больших торжеств - 300-летия Дома Романовых и 100-летия Отечественной войны 1812 года. В сборник входили произведения, связанные с этими двумя праздниками. Одним из произведений стал стих о святителе Гермогене", - рассказывает научный сотрудник отдела рукописей РНБ Елена Михайлова. "Интересно, что люди, никак не связанные с певческим искусством, собирают столь уникальные коллекции. Например, рукописи из собрания Владимира Широкова содержат редкую службу великомученице Варваре Илиопольской", - дополняет другая сотрудница отдела рукописей, Мария Иванова. Особое место занимают в экспозиции песнопения в честь великого праздника Воскресения Христова. Это рукописи двух петербургских композиторов - Милия Балакирева и Николая Римского-Корсакова. В 1883 году Балакирев был назначен заведовать придворной певческой капеллой, а в помощники он пригласил к себе Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. Соприкосновение с церковной музыкой вдохновило их на создание собственных работ. У Балакирева это были песнопения "Христос воскресе", а Римский-Корсаков создал партитуру "Светлый праздник", использовав две темы знаменного распева и одну - греческого. По традиции, в день открытия выставки ансамбль Санкт-Петербургской консерватории "Знамение" и ансамбль "Ключ разумения" исполнили древнерусские песнопения. Начало Бражниковским чтениям было положено в 1974 году в Ленинградской консерватории на конференции, посвященной памяти выдающегося ученого, композитора, основоположника научного направления русской музыкальной медиевистики, доктора искусствоведения Максима Бражникова (1902-1973) по инициативе его учеников. С 1996 года в составе организаторов чтений - отдел рукописей Российской национальной библиотеки, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), отдел рукописей Библиотеки РАН.   10 ноября в 19:00 в рамках Бражниковских чтений состоится концерт русской духовной музыки в верхнем храме Феодоровского собора. ИА "Вода живая", 09.11.17
  • 09 ноября 2017 в 00:00