Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

Памятник членам православных братств заложен в Левашове

  Молебен о начинании всякого благого дела возглавил благочинный Выборгского округа, настоятель храма святого пророка Илии на Пороховых протоиерей Александр Будников в сослужении клирика этого же храма иерея Константина Морозова, настоятеля Свято-Троицкого храма в Архангельске иерея Павла Бибина и других священнослужителей. Затем была отслужена лития, во время которой поминались имена некоторых пострадавших от репрессий. "Мы находимся в уникальном месте, стоим на костях десятков тысяч замученных людей, - сказал протоиерей Александр Будников. - Можно сказать, что это одна из Голгоф нашего Отечества. Имена многих еще неизвестны, вероятно, что-то раскроется при работе в архивах, но неизвестное нам известно Богу".   Отец Александр отметил, что в наше время, к сожалению, наблюдается опасная тенденция не вспоминать об этих страшных событиях или пытаться уменьшить их масштаб. "Говорят, что репрессий почти не было или уничтожали только "пятую колону", готовились к войне. Какой только бред современных псевдоисториков и псевдомыслителей не приходится слышать -  сердце кровью обливается! Достаточно только  прочитать книгу Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", чтобы не оставалось сомнений в реальности репрессий. Не будем подражать таким настроениям, не будем превращать наших детей в Иванов, не помнящих родства. Ведь не только победами надо гордиться, но и трагические страницы нашей истории не забывать", - заключил священник. Член Преображенского братства, объединяющего малые православные братства России, иерей Павел Бибин отметил, что в наше время свидетелей подвига новомучеников практически не осталось в живых. "Наша Церковь нуждается в обновлении и возрождении. Мы не просто пытаемся восстановить историческую память, мы верим в действие Божие, которое в этом мире никогда не прекращалось и не прекратится. То наследие, которое мы получили в XX веке, тяжело, но это не значит, что Господь не в состоянии изменить нашу жизнь, Церковь, страну", - сказал он. Автор 13-томного издания "Ленинградский мартиролог" Анатолий Разумов призвал места советских злодеяний превратить в места, известные каждому жителю страны. "Левашово под Петербургом, Сандармох под Медвежьегорском, Красный Бор под Петрозаводском, Секирная гора на Соловках, Бутово и Коммунарка в Москве, Дубровка под Воронежем, Зауральная роща в Оренбурге, Медная под Тверью, Катынь под Смоленском, Быковня под Киевом, Куровня под Минском уже стали местами памяти, - отметил он. - Мы будем отыскивать новые места массовых захоронений, устанавливать памятники - и не остановимся на этом пути". После заупокойной литии Александр Разумов провел экскурсию по Левашовскому кладбищу. Член Свято-Петровского малого братства в Москве Мария Патрушева рассказала, что памятник будет сооружен в виде креста, он также будет иметь архитектурное обрамление, на котором будут написаны все имена пострадавших членов православных братств. Памятник задуман таким образом, что можно будет внести дополнительные имена, если о них появятся сведения.   Как рассказала председатель Свято-Петровского православного братства Юлия Балакшина, установка памятника проходит в рамках "Акции национального покаяния", которая уже полгода идет в России. В ней принимают участие люди разных профессий, вероисповеданий, неверующие. "Кто чувствует, что революционные события, произошедшие 100 лет назад, стали точкой разрушения, катастрофой для нашей страны, призван выполнить конкретное действие: например, подписаться под текстом акции, вспомнить о своей семье, поразмышлять, как революция повлияла на его родных", - пояснила она. Один из организаторов мероприятия Анастасия Наконечная рассказала об истории православных братств в нашей стране, уделив особое внимание послереволюционной эпохе. В начале 1918 года Патриарх Тихон обратился к верующим с призывом защищать Церковь. Во многих городах возникали братства православных приходов. В Петрограде союз православных братств был образован в 1920 году, его поддерживал будущий священномученик митрополит Вениамин (Казанский). Были ли подобные союзы в других городах России, неизвестно. Из этого союза вышли пятеро епископов, среди которых архиепископ Михаил (Мудъюгин), митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков) и другие. Александро-Невское братство было самым значительным из православных братств. В него входили монахи, священники, миряне. Одной из задач, которую ставили перед собой братства, было воспитание юношества для последующего рукоположения.   В 1922 году союз православных братств был распущен, заведено уголовное дело, руководители сосланы. Дольше всех, до 1932 года, просуществовало Александро-Невское братство. В феврале 1932 года, в так называемую "святую ночь", в Ленинграде было арестовано более пятисот верующих, из них сто - члены Александро-Невского братства, и отправлены в лагеря. Некоторые из осужденных вернулись в 1937 году и постарались объединиться. В Ленинграде это было невозможно. Часть братчиков и братчиц осела в Боровичах под Великим Новгородом, часть в Средней Азии, среди последних - архимандрит Гурий (Егоров). Группа в Боровичах впоследствии была разгромлена, пятьдесят человек из арестованных -  расстреляны. Среди прославленных в лике святых членов братств - архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), Кира Оболенская, Екатерина Арская.   ИА "Вода живая", 10.06.17
  • 10 июня 2017 в 00:00