Новомученики и исповедники
Санкт-Петербургской епархии

Претерпевый до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22)

"Без Бога мы - ничто"

В Неделю о блудном сыне, 4 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме равноапостольной Марии Магдалины на проспекте Косыгина. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Красногвардейского округа, настоятель храма протоиерей Петр Мухин с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся были председатель Заксобрания Вячеслав Макаров и другие официальные лица. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. "Это воскресенье - особое в церковном календаре, - сказал владыка, - оно посвящено памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской - тех, кто в годы лютых гонений отдал жизни за веру. И сегодня мы, исполняя постановление Поместного Собора 1917-1918 годов, совершили заупокойное богослужение в память всех членов Церкви, которые столкнулись с невиданным и величайшим гонением в истории рода человеческого на одну из Поместных Церквей - Русскую, крупнейшую в то время. Тогда она была раза в три больше, чем сегодня, и по числу храмов, и по количеству духовенства и монашествующих. Такое испытание выпало на ее долю, когда решили провести невиданный эксперимент - построить на нашей земле безбожное государство. Верующим отводилось место лишь в лагерях и ссылках. Люди не могли свободно исповедовать веру, а кто с этим не соглашался, теряли свободу, а часто и жизнь. Огромная Церковь за двадцать лет практически была уничтожена: до войны оставалось всего несколько епископов, около сотни священников. Миллионы людей продолжали верить в Бога, но многие храмы были разрушены или осквернены, почти все монастыри закрыты, церковное имущество разграблено". "Как это могло случиться? - продолжил архипастырь. - Множество храмов, образованное духовенство, миряне - не то, что мы: все с детства изучали Закон Божий... Тем не менее маленькая горстка людей захватила власть в стране. Последние двадцать пять - тридцать лет церковная жизнь в России возрождается, но, конечно, нас не столько, сколько было до революции. И мы должны понимать: если с нашими предками случилось такое, то же самое может случиться и с нами. Поэтому нужно укреплять веру, ходить в храм, как можно чаще причащаться, изучать Слово Божие, следовать заповедям, быть милосердными, добрыми и отзывчивыми. Одним словом, нужно свою веру воплощать в жизнь. Может быть, Господь пощадит нас, и больше не будет в нашей стране происходить таких страшных событий". "Сегодня Церковь отмечает и Неделю о блудном сыне, в евангельском повествовании мы слышим прекрасную притчу, которую рассказал Иисус Христос, - сказал владыка. - В ней кратко изложено все Евангелие. Она - о нашем покаянии и милосердии Отца Небесного. Мы видим трагедию, произошедшую в одной семье - а семейным связям в то время придавалось большое значение. Младший сын попросил у отца свою долю наследства, чтобы навсегда уйти из дома и поискать счастья на стороне. Это напоминает историю Адама: тот тоже решил "стать богом" вдали от Бога. И Бог не стал ему препятствовать, как не препятствовал отец сыну, пожелавшему уйти из отчего дома. Когда ушел Адам от Бога, он увидел, что наг. Что это значит? Значит, что он без Бога - ничто, совершенно беззащитен. Но Бог не отпустил его нагим, дал ему одежду. Блудному сыну отец дал то, что тот просил, и сын ушел в далекую языческую страну, где расточил свое состояние с блудницами и сомнительными друзьями: пока у него были деньги, они были с ним, а когда деньги кончились, они его бросили. Испытывая голод, сын нанялся пастухом. Но вспомнил, что наемники в доме его отца живут лучше, чем он сейчас, - одеты, обуты, у них вдоволь еды, - и решил вернуться к отцу". "Сын продумал свою речь, решив сказать, что согрешил перед Небом и отцом своим, не достоин называться сыном и просит принять его рабом. Но отец, заметив его издали, вышел навстречу, обнял, не сказав ни слова упрека. Подумайте - мы бы на его месте непременно накричали бы, устыдили и только потом простили... Отец Небесный так не поступает - Он никого не стыдит, всех принимает как сыновей и дочерей. Такое свойство у Бога - Он только любит. Приняв сына, отец устроил в честь него пир - не за его распутную жизнь, а за возвращение, не за грех, а за покаяние. И когда старший сын увидел, какой пир отец закатил, счел это несправедливым. Он стал упрекать отца, что тот ему, послушному сыну, даже не дает зарезать козленка, чтобы попировать с друзьями, а ради непокорного сына приказал заколоть тельца. Отец попытался объяснить сыну, что его брат был мертв и воскрес, потерялся и был найден, что надо просто радоваться этому. Мы не знаем, как дальше сложилась жизнь в этой семье, но видим, что и рядом с Отцом можно жить без Бога, потому что ничего доброго в старшем сыне, как оказалось, нет. Так что старший сын, как и младший, нуждается в покаянии. Это всем урок, в том числе тем, кто ходит в храм много лет: мы должны посмотреть на себя и понять, как относимся к ближним, насколько наше сердце к ним расположено, готовы ли мы любить и прощать друг друга. Накануне Великого поста Святая Церковь предлагает нам эту притчу, чтобы мы поняли, кто мы. Скорее всего, мы ближе к младшему сыну, поскольку растрачиваем то, что Господь нам дал, на всякие пустяки. Но мы стоим сегодня перед алтарем Господним и просим, чтобы Он принял нас в Свои объятия, как блудного сына", - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Медали в память 100-летия восстановления патриаршества были вручены протоиерею Петру Мухину, ректору Университета технологии и дизайна Виктору Романову, гендиректору Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний Владимиру Окрепилову, заместителю председателя комитета по градостроительству и архитектуре Ларисе Канунниковой, регенту Князь-Владимирского собора Надежде Ереминой. Грамоты митрополита удостоен глава администрации Красногвардейского района Евгений Разумишкин. Спикер Заксобрания подарил правящему архиерею икону Божией Матери "Отрада и Утешение", привезенную с Афона. Неделя о блудном сыне - второе из четырех воскресений подготовки к Великому посту в Православной Церкви, которое следует после Недели о мытаре и фарисее и пред Неделей о Страшном Суде. В этот день на Божественной литургии читается Евангелие от Луки, зачало 79 (Лк. 15:11-32), - притча о блудном сыне. В песнопениях дня Церковь сравнивает всех без исключения христиан с блудным сыном по причине их греховных поступков, от имени верующих приносит покаяние и просит у Бога прощения грехов. Установление Недели о блудном сыне относится к древним временам христианства. О ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV-V веков - сохранились беседы святителя Иоанна Златоуста, блаженного Августина, Астерия, епископа Амасийского. В VIII веке святитель Иосиф Студит написал канон на Неделю о блудном сыне, доныне поемый Церковью. ИА "Вода живая", 04.02.18
  • 04 февраля 2018 в 00:00